Тест 4

ТЕСТ 4

МНОГООБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Часть 1

I. Кому принадлежит высказывание: «Великий реформатор приходит не с тем, чтобы разрушать, а с тем, чтобы создать, разрушая»?

1) И. Кант

2) Платон

3) В. Г. Белинский

4) Ф. Энгельс

2 Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее, называется

игровой

трудовой

духовной

4) творческой

3. Знание, условия получения которого не осознаются, называется

1) интуицией

2) мастерством

3) воображением

4) фантазией

4. Образное выражение Г. . Гельмгольца: «Мысль осеняет вас внезапно без усилия, как вдохновение», — характеризует

1) фантазию

2) интуицию

3) воображение

4) творчество

5.Высказывание: «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых»,— принадлежит

1) И.С.Баху

2)Ф. Шопену

3)М. Глинке

4)П. И. Чайковскому

6.Кто автор фразеологизма «мартышкин труд»?

1)Лафонтен

2) И.А. Крылов

3)А.С. Пушкин

4)автор не известен

7.Целесообразная деятельность по преобразовании окружающего мира для удовлетворения потребностей человека

1) игра

2) творчество

3) труд

4) учеба

8.В психологии процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений

1)фантазия

2)воображение

3) мышление

4) сознание

9. Философ Н.А. Бердяев считал, что творчество состоит из двух актов, первый из которых

1)интуиция

2)воображение3)вдохновение4)игра

10. Второй акт творчества, по Н.А. Бердяеву

1) игра

2) активность

3) интеллектуальный труд

4) реализация продуктов творчества (мастерство, искусство)

11. Вид человеческой деятельности, в результате которого происходит приобретение знаний и овладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром

1) учение

2) труд

3) игра

4) творчество

12. К духовной деятельности человека не относится

1)познавательная деятельность

2)социально-преобразовательная деятельность

3)прогностическая деятельность

4)ценностно-ориентировочная деятельность

13.Психолог Эрих Фромм полагал, что этот вид деятельности является родовой чертой людей, отличающей их от остальных существ, и представляв собой одну из пяти главных экзистенциальны потребностей человека — стремление подняться над положением пассивного наблюдателя, занят созидательную позицию. О каком виде деятельности идет речь?

1) о творчестве

2) о труде

3) об игре

4) об обучении



14.В 30-е годы XX в. вышла книга голландской историка, философа и культуролога Йохана Хейзинги «Homo ludens. В тени завтрашнего дня», которая положила начало так называемой теории

1) человека созидающего

2) человека играющего

3) человека творящего

4) человека смеющегося

15.Кто из перечисленных ученых интересовался проблемами творчества?

1) 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Л.С. Выготский

2) Ф. Бэкон, Дж. Локк, В. Гейзенберг

3) Ж. Пуанкаре, Г. Галилей, И. Ньютон

4) Д. Дидро, Р. Декарт, Б. Спиноза

Часть 2



1. Вставьте пропущенное понятие: «Особой формой _________________________________ является мечта. Суть данного типазаключается в самостоятельном создании новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, есть мечта — это_____________________________________, направленное на желаемое будущее».

2. Установите соответствие между уровнем развития способностей и их содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УРОВЕНЬ СПОСОБОСТЕЙ

А)задатки

Б) одаренность

В) талант

Г) гениальность

СОДЕРЖАНИЕ

1) своеобразное сочетание способностей, которое обеспечиваетчеловеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности

2) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей

высший уровень развития способностей, как правило, в каком-либо виде деятельности

высокий уровень развития специальных способностей, проявляющийся и развивающийся в деятельности

3. Вставьте пропущенное слово в определение, данное словарем С.И. Ожегова: «Труд — это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ________________________________________________________».

4. Вставьте пропущенное слово: «Всякая_________________ есть прежде всего и в первую голову свободная деятельность. _________________по приказу уже больше не______________________ В крайнем случае она может быть некой навязанной имитацией… Она свободна, она есть свобода! (Й, Хейзинга).

5. Способность непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения называется.

Часть 3

1. «Кто испытал наслаждение творчеством, для топ уже все другие наслаждения не существуют) (А.П. Чехов).



2. «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев» (Д. Менделеев).

3. «Не занятый делом человек никогда не может на сладиться полным счастьем, на лице бездельник вы всегда найдете отпечаток недовольства и апатии» (Г. Гейне).





Тест 4

ВАРИАНТ 4 ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1Л20) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 К элементам общества как системы относится(-ятся)

плодородные почвы

производительные силы

окружающая природная среда

климатические особенности страны

А2 Какой признак характеризует житейское знание?

достоверно обобщает факты

связано с рациональным мышлением

констатирует факты и описывает их

облекает реальность в форму общих принципов и законов

A3Американский исследователь Г. Оверстрит отмечал, что «на формирование нашего со-

знания постоянно оказывают влияние четыре общественных института — пресса, радио, кино и реклама. <...> Все перечисленные четыре вида составляют неотъемлемую часть культуры, которая отличается высокой технической совершенностью». Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о массовой культуре?

накапливает и транслирует социальный опыт

представлена в продуктах материального и духовного труда

характеризуется единством традиций и обновления

распространяет стандартизированные духовные блага

А4 Верны ли следующие суждения о регрессе общества?

А. Регресс — глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всём протяжении исторического времени.

Б. Регресс — попятное движение общества, отступление от завоёванных позиций, возвращение к предшествующему уровню.

верно только А3) верны оба суждения

верно только Б4) оба суждения неверны

А5 Одна из главных проблем экономики состоит в том, что

человеческие потребности ограничены

экономические ресурсы безграничны

люди должны всегда делать выбор при использовании ограниченных ресурсов

только в слаборазвитых странах существуют проблемы дефицита

А6 Фискальная политика государства регулирует

зарплату в частных компаниях

размеры дивидендов акционеров

расходы на военные (оборонные) программы

товарообмен между предприятиями

А7 К последствиям инфляции не относится

1) увеличение расходов государственного бюджета, направляемых на реализацию социальных программ

обесценение всего фонда накопления в сфере производства

снижение покупательной способности денежной единицы

повышение доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам

ГА8На рисунке отражена ситуация на рынке планшетных компьютеров: линия предложения S переместилась в новое положение Si (Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть обусловлено в первую очередь

Американский исследователь г оверстрит

стихийным бедствием в стране, где находятся основные заводы по производству планшетных компьютеров

введением новых технологий производства планшетных компьютеров

снижением ввозных таможенных пошлин на компьютерную техникуq

ростом доходов потребителей

А9 Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рыночной экономики выступает как предприниматель на

основе государственной собственности и проведения определённой политики. Б. Государство в условиях рыночной экономики создаёт относительно равные условия для взаимного соперничества предпринимательских фирм.

верно только А3) верны оба суждения

верно только Б4) оба суждения неверны

А10Репродуктивная функция семьи проявляется в

организации потребления3) воспитании детей в традициях семьи

моральной регламентации поведения4) биологическом воспроизводстве

AllАнна родилась в сельской местности, окончив школу, приехала в Москву и поступила

в педагогический университет. После завершения обучения в университете стала работать учителем физики, вышла замуж. Какой социальный процесс иллюстрируют перечисленные изменения в жизни Анны?

социальную мобильность3) социальную дифференциацию

социальную стратификацию4) социальную адаптацию

А12Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?

А. Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами. Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы.

верно только А3) верны оба суждения

верно только Б4) оба суждения неверны

А13К внешним функциям государства не относится

оборона страны

обеспечение мира и поддержка мирового порядка

обеспечение правопорядка

сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем

А14Партия, не имеющая непосредственного доступа к власти, а потому вынужденная бороться за неё и применять косвенные средства влияния на государство, называется1) закрытой2) оппозиционной3) открытой4) кадровой

А15В государстве Н. имеют место признание народа высшим источником власти, выборность основных государственных органов, равноправие граждан, подчинение меньшинства большинству при принятии решений. Какой тип политического режима существует в государстве Н.?

авторитарный3) диктаторский

тоталитарный4) демократический

А16

А17

Верны ли следующие суждения о структурных компонентах политической системы общества?

А. Политическая система общества включает политические, правовые, нравственные нормы и ценности.

Б. Политическая система общества включает политическую идеологию и политическую культуру.

верно только А3) верны оба суждения

верно только Б4) оба суждения неверны

Органом защиты прав человека, учреждённым Советом Европы, является

Комитет по правам человека

Европейский суд по правам человека

Экономический и социальный совет

Международный уголовный суд

А18

К участникам гражданского процесса не относится1) переводчик2) истец3) эксперт

4) обвиняемый

А19

А20

На основании результатов проведённой экологической экспертизы решением краевой Думы разработки месторождения нефти были запрещены, несмотря на их экономическую значимость для развития региона. Один из депутатов так прокомментировал это решение: «Необходимая производственная деятельность не должна ухудшать экологическую ситуацию в крае». Какой принцип охраны окружающей среды иллюстрирует данный пример?

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов

ответственность за экологические правонарушения

рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду

Верны ли следующие суждения об уголовном процессе?

А. Главная задача уголовного процесса состоит в деятельности по расследованию и

разрешению уголовных дел. Б. Уголовный процесс охватывает только судебное разбирательство.

верно только А3) верны оба суждения

верно только Б4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

Ответом к заданиям этой части (В1 В8) является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов М 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Право собственности

владение

распоряжение

Ответ:

В2

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «государство».

1) Гражданство; 2) власть; 3) гимн; 4) традиция; 5) герб; 6) свободный индивид.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

ВЗ

Установите соответствие между видами социальных конфликтов и основаниями их классификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ

A)ненасильственный1) длительность

Б) объективный2) используемые средства

B)краткосрочный3) источник возникновенияГ) ложный

Д) разовый

А

Б

В

Г

Д

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

В4

В5

Найдите в приведённом ниже списке неценовые факторы спроса. Запишите цифры, под которыми они указаны.

число продавцов на рынке4) технология производства



потребительские предпочтения5) доход потребителей товаров и услуг

число покупателей на рынке6) цены на ресурсы Ответ:.

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Тоталитарный политический режим впервые возник в Италии. (Б) Главной общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества. (В) Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделав технически возможной систематическую идеологическую обработку. (Г) По мнению политологов, формировалась иллюзия возможности перехода к рационально организованной тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. (Д)Ядро, стержнь этой тотальной организации — всесильная и всепроникающая государственная власть.

В6

Определите, какие положения текста имеют

фактический характер

характер оценочных суждений

характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г

Д



Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Исторический(А) растянулся на тысячелетия и рассматривает разные

этапы развития человеческого(Б) вплоть до наших дней. Он интегрирован в

социальные факторы, являющиеся неотъемлемой его сущностью: шаги, направленные

человеком на реализацию поставленных целей,—____________________(В) людей (индивидов, социальных групп), продукты человеческой _____________________(Г) (материальные, духовные),

суждения, высказывания (теории, идеи, концепции).Его основу составляют__________________ (Д), т. е. те или иные прошедшие или проходящие факты или явления общественной жизни. Именно в них воплощаются экономические, социальные, политические и культурные связи и______________________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

событие

деятельность 9)структура

отношение4) процесс

прогресс5) опыт

3)общество6) действиеВ данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

д

Е

Ответ:

В7 13 марта 2003г. был издан Приказ Министерства внутренних дел России «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях». Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного акта и запишите цифры, под которыми они указаны.

акт органа исполнительной власти4) гражданский акт

акт правительства5) подзаконный акт

конституционный акт6) общефедеральный акт Ответ:.

В8Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Технический прогресс; 2) социальный прогресс; 3) социальная реформа; 4) неолитическая революция; 5) модернизация.Ответ:.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

ЧАСТЬ 3

Для записи ответов на задания этой части (С1С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (CI, C2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания С1 С4.

«Наука как способ рационального освоения действительности, воспроизводства и накопления знаний является одной из трёх основных форм деятельности в духовной жизни или трёх основных её языков — наряду с искусством и нравственностью. Первоначальный анализ позволяет увидеть, что формально-логическое соотношение научной, духовной и социальной жизни отражает принцип включения — первой во вторую, второй — в третью. Духовное выступает как элемент структуры социального, а научное — как элемент структуры духовного. Каждый элемент сложной системы возникает вследствие необходимости выполнять определённую функцию. Соответственно социальная роль науки

может быть определена через выявление её основной социально значимой функции, той * главной задачи», которую «ставит» перед ней общество. <..>

В узком смысле научной жизнью называют, как известно, специфический способ воспроизводства знаний внутри институционально оформленного научного (академического) сообщества. <...>

Замкнутость научной жизни внутри своих институционализированных рамок является, с одной стороны, способом сохранения знания, его обособления от искажения. С другой стороны, замкнутость научной жизни выступает и как «способ самообороны» работников науки, стиль воспроизводства научной жизни, обеспечивающий её участникам сохранение относительно комфортного места в жизни…

При всём этом объективно научная жизнь не может воспроизводить себя как закрытую систему, ей постоянно требуется взаимодействие с внешним миром» (О.Н.Козлова. Научная жизнь и социокультурное воспроизводство // Социально-гуманитарные знания. 2002. №3. С. 114, 116.).

С1 IКакие три основные формы деятельности в духовной жизни выделены в тексте?

С2 IНа основании текста раскройте соотношение научной, духовной и социальной жизни.

СЗАвтор утверждает, что социальная роль науки может быть определена через выявле-

ние её основной социально значимой функции. Используя содержание текста и знания обществоведческого курса, сформулируйте функцию науки.

С4 IНаучная жизнь, по мнению автора, не может воспроизводить себя как закрытую сис-

тему, ей постоянно требуется взаимодействие с внешним миром. Привлекая обществоведческие знания, приведите три подтверждения данного суждения.

С5Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие * международное разделение тру-



да»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о международном разделении труда.

С6 IРаскройте на трёх примерах цели деятельности институтов гражданского общества в

современной России.

С7 IРазъяснение Верховного суда было положено в основу решений по конкретным юри-

дическим делам нижестоящих судов. О каком виде источников права идёт речь? Укажите признак, по которому вы это определили. Используя обществоведческие знания, перечислите три других источника права.

С8 IВам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в

соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (С9.1С9.5).

С9Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозна-

чив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные в курсе обще-ствознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

С9.1

Философия

«Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек» (А. Гельб).

С9.2



Страницы: 1 | 2 | Весь текст