ТЕРРАКОТОВЫЕ СТАТУЭТКИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №59

муниципального образования Крымский район

Районная научно-практическая конференция «Эврика»

ТЕРРАКОТОВЫЕ СТАТУЭТКИ

Автор:

Лях Владислава Валерьевна

5 класс, МБОУ СОШ № 59

х. Школьный, 2012 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………3

Основная часть

1. История возникновения терракотовых статуэток…………………………4

2. Способ изготовления терракотовых статуэток …………………………….7

3. Применение терракотовых статуэток в быту………………………………..8

4. Археологический музей «Горгиппия» в г.Анапа…………………………..9

5. История статуэтки из школьного музея………………………………………..11

Заключение………………………………………………………………………………………..11

Библиография…………………………………………………………………………………….13

Введение.

В воспитании граждан страны велико значение любви к истории края, которое позволяет заботливо взращивать чувство любви к Родине, прививать интерес к истории своей малой Родины, искусству, литературе, повышает культурный уровень.

Актуальность предлагаемой работы чрезвычайно велика.

Во-первых, воспитание патриотизма и развитие экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей х.Школьного.

Во-вторых, знакомство с историей, культурными памятниками и традициями родного края; ознакомление с историей малой родины, овладение начальными навыками исследовательской работы;

В-третьих, развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, стремление знать как можно больше о культурном наследии родного края.

Источником данного исследования являются терракотовые статуэтки. В качестве сравнительного материала были привлечены терракоты, найденные в Северном Причерноморье и Средиземноморье, хранящиеся в музеях России и краеведческом музее Горгиппия г.Анапы. Немаловажными факторами при выборе для данного исследования стала терракотовая статуэтка, находящаяся в школьном краеведческом музее СОШ №59

Цель работы:

Изучить античное наследие Кубани, а именно терракотовые статуэтки периода Боспорского царства. Выявить какую роль они играли в жизни древних греков, каково было их предназначение?

В данной работе использовались методы наблюдения, а именно преднамеренное целенаправленное восприятие, изучение материала на тему терракотовой скульптуры на протяжении многих столетий истории.

В школьном краеведческом музее МБОУ СОШ №59 хратится терракотовая статуэтка. Стало интересно, кого изображает эта фигура, к какому веку относится, из какого материала сделана, как попала в музей? Решено было провести исследование по данной теме. Сначала была изучена литература: Ильина Т. А, «Проблемы исследования античной коропластики Боспора: опыт комплексного анализа материалов святилища на Майской горе близ Фанагории», Анфимов Н.В. «Терракоты Семибратнего городища», Денисова В.И. «Коропластика Боспора»

Была проведена работа по исследованию терракотовой статуэтки. Для этих целей проведена выездная экскурсия в город-курорт Анапу в археологический музей «Горгиппия», где проведен сравнительный анализ терракотовой статуэтки историками музея.

История возникновения терракотовых статуэток.

Среди художественной продукции греческих мастеров, дошедшей до нас от античной эпохи, находим очень много фигурок из обожженной глины (терракоты) − Терракота — светло-коричневый с красноватым оттенком, цвета обожжённой глины.

Как вид художественной деятельности он появился еще задолго до развития греческой монументальной скульптуры. Терракотовые статуэтки воспроизводят окружающую жизнь в повседневности, обыденности, отдыхе. Все эти маленькие фигурки, выполнялись обыкновенными ремесленниками (коропластами), служили утверждению в искусстве реальной повседневной жизни. Мастера коропласты работали над терракотами, которые делали в основном в формах, обжигали и раскрашивали. Терракоты предназначались для храмов и домашних обрядов. Так же изготавливались фигурки почитаемых богов, обычных людей, животных, игрушки для детей.

Как продукция ремесленного производства, античные терракотовые статуэтки были предметом торговли. Несложность их изготовления, доступность всем слоям населения наряду с недолговечностью самих фигурок обуславливали их массовое производство и широкий спрос. Изделия коропластов были повсеместно распространены и в Северном Причерноморье, в частности, на Боспоре. Этот вид товара поступал сюда из Центральной Греции, Италии и Малой Азии. Здесь с привозных образцов нередко снимались формы (матрицы), в которых из местной глины изготавливались новые партии изделий. Из одного центра в другой перемещались и сами мастера — коропласты, перенося в новое место традиции и навыки ремесла своего полиса. Таким образом, сам по себе факт распространения определенного типа терракот не может служить доказательством его производства в этом регионе, однако данный вопрос решает материал, из которого они изготовлены − глина. При длительном местном воспроизводстве (копировании) определенного типа весьма важным становится вопрос о датировке серии этих изделий.

Продукция местных мастерских заслуживает самого пристального внимания как материал, характеризующий ту среду, для которой она предназначалась. Возможно, в жизни древних греков не существовало строгих установок относительно предназначения терракотовых статуэток. Терракотовые статуэтки первых веков нашей эры передают культовые действия. Одна из терракот Пантикапея I в. н.э. представляет собою изображение готовящегося жертвоприношения овцы перед гермой Диониса. Одна из них изображает жреца, несущего статую богини. На некоторых плитах, помимо посвятительной надписи, имеются изображения божества.

Боспорцы почитали греческих и восточных богов — Кибелу, Деметру, Кору. Афродиту, Артемиду, Диониса, Зевса, Аполлона, Асклепия, Астарту и других. Особенно популярными были культы, связанные с плодородием и земледелием. Открыты редкие в Северном Причерноморье храмовые комплексы — святилище Деметры в Нимфее и, по-видимому, одно из трех упомянутых древними авторами святилищ Апатур на Таманском полуострове. Образы божеств боспорские мастера запечатлели в скульптуре и терракотовых статуэтках. Одним из лучших таких памятников является статуя Астарты второй половины IV в

Начиная с раннего времени, глиняные фигурки служили приношением в храм, на домашний алтарь, сопровождали погребение. Спрос на те или иные типы терракот, приносившихся в качестве даров, определял популярность избранного круга сюжетов.Задачи «большой скульптуры» этого же периода выглядели иначе. Глубокий эмоциональный подтекст, который вкладывает скульптор в изображение человека, неразрывно связывается с познанием человеком самого себя. Это приводит, с одной стороны, к более активному выражению художником своих чувств, своего понимания образа, с другой — к созданию скульптуры настроения, решавшей определенный эмоциональный сюжет.

Но терракотовые статуэтки находили не только в Греции, Италии, но и так же в Малой Азии. В 1974 году в Китае местные крестьяне, копавшие колодец, сделали открытие века. Вместе с землей из ямы была поднята голова одного из воинов. Так случайно была найдена легендарная терракотовая армия первого императора Китая Цин Шихуанди: 7000 воинов, сделанных из обожженной глины, охраняли покой своего монарха. Ученые назвали находку восьмым чудом света. В настоящее время открыты три гробницы: первая была обнаружена в 1974 году, вторая в 1980 и третья в 1994. Технология изготовления статуй воинов и коней в общих чертах такова: сначала из глины лепили болванку статуи; потом ее покрывали новым слоем глины, прорабатывали детали и наносили тонкую гравировку, затем высушенную на ветру статую обжигали в печи, после чего на обожженную глину наносили роспись. К сожалению, из-за пожаров, сырости и другого воздействия природы многие статуи воинов и коней оказались расколотыми на куски, облупилась и краска. Статуи воинов и боевых коней поступают на реставрацию. Время реставрации одного воина занимает около месяца.

Среди боспорских терракот издавна известны статуэтки всадников. (Приложение №4). Их можно разделить на два типа. Статуэтки первого типа передают всадника на мчащемся галопом коне. Конь украшен фаларами. Под крупом коня на фоне в низком рельефе изображен заяц и преследующая его собака. Всадник, одетый в кафтан, анаксириды и застегнутый на правом плече плащ, поднял правую руку, чтобы метнуть копье или дротик в преследуемое животное. Голова коня туго притянута к шее, левое плечо всадника слилось с конской шеей, а его правая нога развернута в сторону зрителя. На других всадник пригнулся к шее коня. Имеются и такие статуэтки, на которых конь изображен с вытянутой вперед головой, под всадником — богато украшенный чепрак, правая нога всадника согнута в колене и несколько отведена назад. Хорошо исполненные фигурки этого типа трактованы в формах античного искусства.

В Краснодарском, Темрюкском, Анапском музеях — собрана многочисленная коллекция античной керамики, что свидетельствует о высоком уровне керамического производства в городах Северного Причерноморья.

Способ изготовления терракотовых статуэток.

Делались статуэтки из глины, преимущественно для потребностей частного культа: их ставили на своих божницах бедняки, не имевшие средств приобретать более дорогие мраморные статуи.



Коропластика эпохи эллинизма придерживалась старых технических приемов производства, внеся в них одно существенное изменение. Старый способ формовки терракотовых фигурок целиком в одной или двух формах (фас и спинка) стал неприменим с тех пор, как статуэтки, следуя за развитием монументальной скульптуры, стали компоноваться не по двум, а по трем измерениям. Помещение отдельных частей фигур в различные плоскости, перекрещивание этих частей одна с другой под различными углами, изогнутость линий контуров – все это сделало невозможным изготовление статуэток в одной или двух половинчатых формах, так как это неизбежно повлекло бы за собой поломку статуэтки при вынимании ее из формы.

Эллинистические коропласты стали поэтому формовать свои изделия по частям в отдельных дробных формах. Отдельно изготовляли, например, голову, руки, торс и ноги и затем все эти части приставляли друг к другу так, что в своей совокупности они образовывали целую статуэтку, которую обжигали в готовом уже виде. Число форм, применявшихся для изготовления одной статуэтки, было иногда довольно значительно. Так, Потье установил, что одна из найденных в Мирине (Малая Азия) статуэток Эрота составлена из 14 отдельных частей, сформованных в 14 отдельных формах. Процесс формования, конечно, значительно облегчался благодаря такому дроблению форм, но зато в общий процесс изготовления статуэток вошел новый элемент сборки фигур из разрозненных ее частей, что требовало от коропласта как технической сноровки, так и большого художественного чутья. В какой мере греческие коропласты овладели этой техникой и сумели извлечь из нее все заложенные в ней возможности, об этом всего яснее говорит тот факт, что многие статуэтки лучших эллинистических мастерских Танагры (вторая половина IV и III вв.) и Мирины (II-I вв.) и др. сделаны путем умелого комбинирования частей, изготовленных в одних и тех же формах. Так, многие женские фигурки, представленные в различных позах, имеют головы, сформованные в одной и той же форме. Головам этим придан различный наклон, в зависимости от той или иной позы фигуры, и только изощренный глаз знатока может заметить, что перед ним здесь не вылепленные от руки индивидуальные формы, а продукт серийного механического производства. Искусство коропласта стало искусством художественного комбинирования готовых составных частей статуэток с последующей их ретушёвкой, обжигом и раскраской. Переход на производство глиняных статуэток из дробных форм с одной стороны, способствовал большей утонченности изделий, с другой стороны, внес в работу коропласта механизирующий элемент – запас готовых форм, которыми он мог пользоваться при создании задуманных им статуэток.

Применение терракотовых статуэток в быту.

Терракотовые статуэтки часто являлись свидетельством домашних культов.  Например, комплекс находок в помещении жилого дома второй половины VI в. до н.э. в Тиритаке: (находим описание)  «в средней части пола находился открытый очаг, около него три терракотовые статуэтки Деметры, статуэтка Коры, обломки глиняного алтаря, терракотовая маска и чернолаковые чаши».

К домашнему культу относится комплекс терракотовых статуэток, лежавших на полу в одном из помещений в доме Хрисалиска I в. н. э. Большая часть из них представляет собою изображения женского божества Деметры, Кибелы, Великой Матери, Афродиты, Тюхе, Куротрофы, алтариков, девушек с музыкальными инструментами, головы жертвенного быка».

Эллинистические алтари отличались богатством и разнообразием декора. Примером может служить миниатюрный терракотовый алтарик III в. до н. э., четырехугольный в плане, на высоком основании, с  массивным карнизом с зубчиками и акротериями по углам. На его стенках рельефные группы богов — Аполлон и Артемида, Дионис и менады, Посейдон и Амфитрида, Ника. Для эллинизма характерны алтари с гирляндами, как например, мраморные алтари из Херсонеса  или миниатюрный терракотовый алтарик из Ольвии, повторяющий тип позднеэллинистического круглого алтаря, украшенного гирляндами, розеттами и масками.

Археологический музей «Горгиппия» в Анапе. (Приложение №3)

Первое поселение на берегу Анапской бухты относится к VI веку до н.э. По имени племени синдов, проживающих в этой местности, городище назвали Синдской гаванью.

Позже в Синдике появляются греки – выходцы из Малой Азии. Они мирно уживались с синдами, их объединяли совместные занятия торговлей, ремеслами, необходимостью обороняться от нападения врагов. Это заставило соседние с Синдикой греческие колонии Фаногорию, Кепы, Патус и другие полисы, расположенные по обе стороны Керченского пролива (Боспора Киммерийского) объединиться в одно государство – Боспорское царство.

В первой четверти IV века до н.э. Синдская гавань получает новое название – Горгиппия по имени наместника боспорского царя Горгиппа.

Анапский музей является единственным в России музеем-раскопом под открытым небом. Здесь можно видеть несколько открытых раскопками кварталов Горгипии II- начала III веков н.э. и магистральную улицу. Ее проезжая часть вымощена плитами, по бокам вдоль домов тянутся тротуары. Мостовая делалась в то время, когда единственным видом транспорта являлись колесницы и повозки, запряженные волами. Однако, она оказалась такой прочной, что даже сейчас по ней смогли проехать самосвалы с землей.

Улица вплотную подходила к главным городским воротам. За пределами города она превращалась в дорогу, связывающую его с торговой дорогой из Крыма к Кавказским перевалам.

В I-II веках н.э. Горгиппия превратилась в один из наиболее богатых Боспорских городов. Дома знати располагались в общественном центре города, на его главной площади – агоре. Существовали системы водопроводов и водостоков. Один из них можно наблюдать: магистральная улица, проложенная по ремесленному кварталу, пересекается с другой, идущий с севера на юг. Вдоль нее под плитами был проложен канал водостока. Он подходил к отстойному колодцу, на дне которого оставался мусор, а вода вытекала с другой стороны и сбрасывалась в море.

Все дома занимают значительные площади и имеют большие и глубокие подвалы. Здесь не видно наземных частей домов, они не сохранились. В Горгиппии, скорее всего, были 2-х этажные дома. На первых этажах, вероятнее всего, размещались торговые лавки, ремесленные мастерские. Крыши домов были покрыты глиняной черепицей, производимой в городе.

В Грецию из Горгиппии вывозился хлеб, вяленая и соленая рыба, а виноделие становится товарной отраслью. Готовое вино хранилось в амфорах. В амфорах также хранили зерно, масло. Среди найденных предметов много керамических изделий, глиняных светильников домашней посуды и терракотовых статуэток, из чего можно сделать вывод, что в Горгиппии была развита корапластика – искусство изготовления терракотовых статуэток.

К началу III века меняется обстановка на границах Боспорского царства. В Северное Причерноморье вторглись полчища готов. Горгиппия одной из первых приняла удары варварских племен. Город погиб в сильном пожаре вскоре после 238 года. Спустя столетие на Боспор пришли гунны. Они довершили уничтожение некогда цветущих городов Боспорского царства.

Статуэтка из школьного музея. (Приложение №5)

В 2006 году в школьный краеведческий музей попала терракотовая статуэтка (была принесена одним из учеников). Она представляет собой женскую фигуру, по-видимому, «богиню» без головы. На ней древнегреческое длинное платье до пят (возможно хитон). «Богиня» находится на постаменте и опирается на колонну. Очертания фигуры не четко выражены. Высота фигурки 11 см. Внутри полая, небольшое углубление снизу. Выполнена из глины светло-коричневого тона.

На основе сведений, данных работниками музея «Горгиппия», можно предположить, что данная терракотовая статуэтка относится к раннему эллинистическому периоду и датируется II в. до н.э.

Заключение

Человеку с самых ранних времён приходилось осмыслять окружающий мир. Сознание, ещё не скованное законами традиций, отражало мир так, как оно его видело, создавая мифы о природных явлениях и силах, которые за ними стоят. Лучшие качества искусства эллинистического периода нашли свое выражение в произведениях мелкой пластики, а именно в широко распространенных терракотовых статуэтках. Изучение терракотовых статуэток позволяет заключить, что большое влияние на появление сюжетов и типов в местной коропластике оказали греческие мастера.

В Горгипии, как и в других основанных городах Боспора, широко использовались терракотовые статуэтки. Образцы были привезены сюда первыми переселенцами, иные поступили в результате торгового обмена с греческими городами.

Анализ представленных в терракотовых статуэтках персонажей иллюстрирует общность религиозных представлений населения этих регионов в данное время. Все это служит еще одним подтверждением того, что культура Боспорского царства являлась локальным вариантом общеэллинской культуры.

Остатки глиняной утвари, найденной на территории хутора Школьного, и его окрестностях показывает, что данная территория входила в территориальный состав Боспорского царства, что свидетельствует об общности религиозных представлений и влиянии общеэллинистической культуры на местное население.



Библиография

Алексеева Ε. М. Коропластика Горгиппии / / Тайны терракот.— Краснодар, 1987.

Анфимов Н.В., 1987. Терракоты Семибратнего городища (каталог) // Тайна терракоты. Краснодар.

Денисова В.И., 1981. Коропластика Боспора (По материалам Тиритаки, Мирмекия, Илурата и сельской усадьбы). JI.



Ивенских А.В. Кого изображает терракотовая статуэтка воина из Музея истории Пермского университета?, № 16. 09-12.2002. СПб. С. 47-52.

Ильина Т. А, «Проблемы исследования античной коропластики Боспора: опыт комплексного анализа материалов святилища на Майской горе близ Фанагории». Автореферат. 2008

История культуры Древней Греции и Рима. 1990. М. Стр. 215.

Кобылина М.М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М.

Кобылина М.М. Изображение восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века н. э. 1978.

Мифы народов мира. 1998. Энциклопедия. Т. 1. М. Стр. 123–124.

Полуостров сокровищ Тамань. 2004. Краснодар.

Пругло В. И. Терракотовые статуэтки всадников на Боспоре // История и культура античного мира,- М.: «Наука», 1977 — c. 177-183

Шелов Д. Б. Терракоты и античная культура / / Тайны терракот.— Краснодар, 1987.