Темы любви и родины в творчестве коми-ижемцев

Ижмарадость моя

В 7 классе прошёл открытый урок-семинар по литературе под названием «Темы любви и родины в творчестве коми-ижемцев. На материале сборников «Ижемский характер» и «Сьöлэм гаже – изьва кыы» («Радость сердца – ижемский говор»)».

Оба ижемских сборника вышли в свет в 2012 году. В сборник «Ижемский характер» вошли произведения двенадцати ижемских авторов как на коми, так и на русском языке. «Сьöлэм гаже – изьва кыы» («Радость сердца – ижемский говор») – первая и пока единственная в мире книга, написанная на чисто ижемском диалекте языка народа коми. В сборник вошли стихи, рассказы, сказки, очерк и эссе пятнадцати авторов из Коми и села Ловозеро Мурманской области, где проживают изьватас, говорящие на ижемском наречии. А на языке «изьва кыы» общаются более 54 тысяч жителей России, из них около 39 тысяч человек проживает на территории Республики Коми. Кроме этого в книге есть цветная вкладка с изображениями 32-х старинных ижемских поселений.

7 класс, состоящий из 6 человек, разделился на две группы, каждая из которых рассказала зрителям об одном из ижемских сборников и представила свою попытку анализа тем любви и родины в произведениях ижемцев.

Первая группа, в которую вошли Филиппов Даниил, Ануфриев Василий и Чупров Константин, представила на суд зрителей анализ произведений из сборника «Ижемский характер», написанных как на литературном коми, так и на русском языках.

Русские авторы, произведения которых представлены в сборнике – это Никон Хатанзейский, Александр Поташёв, Алёна Дедяева, Иван Семёнов и Владимир Истомин.

Никон Хатанзейский – самый старший автор. Он родился в 1926 году в селе Кипиево. Ветеран Великой Отечественной войны. Автор книг «На земле Ижемской» (1982), «Земля Ижемская» (1996) и «Ижма (история и современность) (2010). Представленная в сборнике повесть «Село моего детства» рассказывает о семье автора, о тяжелой жизни ижемцев в годы войны, об интересных судьбах людей района, оставивших заметный след в жизни автора. Повесть также содержит разговор с молодежью о любви к родной земле, человечности, милосердии в отношении нашей истории.

Без сомнения, очень важное место тема любви занимает в творчестве Александра Поташёва из Щельяюра. Александр — автор книги «Яблоко осени». Поэт ушёл из жизни 17 февраля 2013 года. Его стихотворение «Памяти дочери» проникнуто чувством невыносимой боли от утраты ребёнка. Отец, не желающий мириться с потерей, продолжает надеяться на встречу с дочкой: «Ты выпадешь снегом, я знаю, Из млечного круга. Прижмёшься ко мне, неземная, Доверчивой вьюгой. И небо сойдёт за тобою, По белому следу, Когда из весны и покоя ты выпадешь снегом». Любовь к ребенку можно отнести к самому искреннему, жертвенному и всепрощающему типу любви. Родительская любовь не знает границ, родители никогда не разлюбят своих детей, какими бы они не были. Именно поэтому произведения, посвященные детям, так чисты и откровенны.

Любовь в творчестве Алены Дедяевой – чувство грустное, безнадежное. Героиня не верит в продолжение отношений: «Весело ли, Одиноко ли, Уж, наверно, всё равно. Песнями ли, Разговорами, Всё у нас предрешено… Будем петь, стихи рассказывать, Будем жить, пока дано, И не нужно судьбы связывать Узелками заодно»; но, несмотря ни на что продолжает думать об этом человеке и любить его: «День погожий, — Снега сколько выпало. Я опять смотрю в окно. Как давно тебя не видела, Мой хороший, Как давно…»

Иван Семенов, самый младший автор, такое чувство, что несколько тяготится своей богатой на морозы малой родиной: «Деревню замело, сугробы – как сараи, Лопата отдыхала всего лишь полчаса. К тому же не тепло, мороз идет по краю, И от такого холода слипаются глаза. Уже неделю холодно, И дни совсем короткие, И солнце из-за леса не может даже встать. А если и встаёт оно – лучи его жестокие, Они не согревают. Куда им согревать!» Мы думаем, что со временем отношение молодого человека к родине изменится. И если произведения его не станут образцами стихотворений о любви к родине, то хотя бы в них будет чувствоваться более терпимое отношение Ивана к земле своих предков.

Коми произведения, представленные в сборнике «Ижемский характер», принадлежат перу Людмилы Втюриной, Любови Ануфриевой, Степана Семяшкина, Семёна Терентьева, Татьяны Кирпиченко, Надежды Вокуевой, Василия Чупрова.

Любовь Ануфриева – молодая коми поэтесса из деревни Гам. Любовь пишет верлибры, то есть стихотворения, у которых отсутствует размер и рифма, иными словами – свободные стихи. Произведения девушки посвящены совершенно различным темам, но девушка, давно живущая в городе, не забывает своих корней. Иногда её стихи сложны для понимания, но в них всегда сокрыт глубокий смысл. Автор скучает по своей малой родине и сожалеет о времени, которое уже никогда не вернется. «Вöтöн воа Петыркоö И окола вадорса изъяссö, А найö оз тöдмавны менö – Верстьö мортöс нин. Ки улын кöдзыдöсь. Тайö абу менам изъясöй. Менсьым изъясöс нуöма визулыс. Но волывлöны-ö найö Менам челядьдырö – Петыркоö – Ме моз жö вöтöн?»

Стихотворения художника Степана Семяшкина в большинстве своем посвящены Ижме, ижемцам, родному дому и близким людям. Стихи автора светлые, проникнутые чувством гордости за родину. Но есть в них и нотки грусти, когда автор вспоминает былую жизнь и земляков, которые уже никогда не вернутся: «Тöвся лунö локтi гортö, öбесас пу сюйöма, лымйöн сод вылыс тырöма, öшиньыс куржайтöма… Дыр нин никод из вö татöн, Пачыс кöдзыд, ломтытöм…»

Теме любви посвящено стихотворение «Пыдзырта сьöлöмöс» Надежды Вокуевой из Мошьюги. Любовь для лирической героини – это болезнь, которая окутывает ее, из-за которой героиня забывает обо всем на свете: «Пыдзырта сьöлöмöс – лысваöн кисся: …Вунöдла арлыдöс, Тэöн кор висьма».

Также каждая из групп изобразила символами наиболее понравившиеся произведения. Первая группа выбрала стихотворения Людмилы Втюриной, вторая – Елены Вокуевой.

Вторая группа, состоявшая из Чупровой Ювиналии, Артеевой Марии и Канева Федора, выступила с докладами об особенностях воплощения тем любви и родины отдельно в прозе и в поэзии ижемцев, произведения которых вошли в сборник «Сьöлэм гаже – изьва кыы».

В сборнике «Сьöлэм гаже – изьва кыы» представлены стихотворения таких авторов, как Василий Чупров, Татьяна Кирпиченко, Александра Сарыева, Людмила Втюрина, Семён Терентьев, Галина Рочева и Елена Вокуева.

Второкурсник Василий Чупров из д.Гам задаётся вопросом: «…кутшемен лоны колэ? Яг ёль кодь визулэн, ты веркес кодь лöнен?..» И сам же отвечает на свой вопрос, что в любой ситуации нужно оставаться человеком: «Мортэн лоны колэ! Мед кöть и из моз чорзьылэ сьöлэмыд, и йизьылэ ставыс…»

Любовь в творчестве Василия выступает спасительной силой, способной оживить человека, вернуть его к жизни: «Но öтиэ эска ме – Енэжсэ пасьвартан бöр, И вежедан васэ да сöдз тырнад киськалан менэ. Сэк лэбачлöн норыс мен мелiöн кажитчас бöр.»

Стихотворения Людмилы Втюриной, или Зарни Люси, проникнуты любовью к родине – Ижемскому району, ижемскому диалекту. «Мада жале – изьва кыы, тэ топ Изьва юлэн гы, öдде скöрмысь, кöть и рам, изьватас кодь тэнад сям» — пишет Зарни Люся о родном языке. Поэта волнует вопрос сохранения языка коми-ижемцев: «Мада-жале – изьва кыы,…челядь сёрниэ тэ пыр, никор му вылысь ин быр.»

В стихотворении «Изьватас кыылы» Людмила Втюрина обращается к ижемской речи, как к живой, призывает её беречь Землю Ижемскую и ижемцев, быть их опорой в жизни. Людмила Зарниевна сравнивает речь коми-ижемцев и с весенним ручейком, и с осенними листьями, и с сильным дождём, и с мягким, чистым первым снегом: «Тэ первой лым кодь сöстöм, небыд. Тэ вадор из кодь мольыд, крепыд. Том ижемкаяс кодь же жалькодь. Тэ дзоридзалысь льöмлэн чаль кодь. То бузган гора тувсов шорэн, то лöня шарган арся коръен, то лым чиръясэн усян вывсянь, то чарда-гыма зэрен киссян.»

Тема любви также является одной из основных в творчестве Людмилы Втюриной. Её лирическая героиня полностью отдаётся своим чувствам и не верит в будущее без любимого человека: «Мыля вöльнэй свет вылас не овны, Выйымесь вед рöдвуж, уна ёрт? Сiен, мыля тэн куш мöда ковны, Но ме сап ог коо тэн, дона морт».

Темы любви и родины в творчестве Семёна Терентьева, автора-составителя и редактора сборника «Сьöлэм гаже – изьва кыы», сливаются воедино. Лирическая героиня из стихотворения «Енме, видз!» — молодая девушка, влюбившаяся в оленевода, несмотря на мольбы матери, решается переехать в тундру. Девушка понимает, что без женщины жизнь тундры может остановиться: «Нывбабатэг сэтэн вайме Важъя коми оласног. Ыззедны бöр сiес, маме, Сьöлэм корэ – менам мог.»

В стихотворении Галины Рочевой, первокурсницы из д.Сизябск, неразделимыми оказываются ижемский праздник «Луд» и юношеская любовь: «Изьва пöлэн уна быдме Еджыд дзоридзьяса льöм. Радейтчемыд кодыр чуже, Дзоридзалэ морт сьöлэм.»

Также в сборник «Сьöлэм гаже – изьва кыы» вошли рассказы, воспоминания, сказки и статьи Елизаветы Поповой (эссе «Менам чужанiн», Валентина Чупрова («Изьваса зон» — очерк об ижемском певце Василии Рочеве), Степана Семяшкина (рассказ «Ставсэ-э гижэма книгаэ?»), Людмилы Втюриной (повесть «Менам шоныд дiяс), Евгения Габова (юмористические рассказы), а также прозаические произведения других авторов.

В отличие от представленной в этом сборнике поэзии, посвященной как теме родины, так и темам родного языка, любви, поиска смысла жизни; всю прозу в этом сборнике можно отнести только к теме родины.

Возьмем, например, представленные в книге отрывки из повести Людмилы Втюриной «Менам шоныд дiяс». Глава под названием «Кельчиюр» посвящена истории малой родине автора, её воспоминаниям о школе, о речке Ижме: «Изьва ю берег кузяла нюжалэм Кельчиюрнум дзоньнас тыдалэ мöдпöв берегсянь, и тая «картинкасэ» ме никор ог вунэд. Сiя оз вош синъяс водзысь даже сэк, кор воас кад мунны татысь модор югыдэ. Вед сэн, тая «картина» пытшкас, ме рöдитчи, олi, быдми, и никутшем мöд места ыджыд Му шар вылын оз вöрзед сьöлэмес сiдз, кудз менам мада-жаль Кельчиюре». Главы «Кöр яйлэн чöскыд кöрыс» и «Кöч гöсьтинеч» писательница посвятила памяти своего отца, труженика, человека с чувством юмора, всем сердцем любящего и оберегающего своих детей: «öнi на синъяс водзын – югыд бияса рытъя кухнянум, кöн вöлi сэтшем бур дзоля сьöлэмъяслы, …аелэн серам дзирдъясэн ворсысь лöз синъясыс, … öнi на кыв вылын кын яйлэн чöскыд кöрыс, кодэс ниöтпыр из сёйлыны карын быдмысь пи-нылэ». Матери Людмилы Зарниевны посвящена глава «Асъя чай», в которой автор воссоздаёт образ трудолюбивой, разговорчивой открытой, но иногда задумчивой, любящей помечтать женщины – многодетной матери.

Евгений Габов, пенсионер из села Няшабож, в своих юмористических рассказах вспоминает интересные случаи, происходившие с его земляками. Рассказы Габова читаются очень легко и надолго запоминаются. Автор записал смешные случаи, которые будут не только передаваться из поколения в поколение устно, но и станут достоянием всего района.

Также своему земляку, Александру Сидоровичу Ванюте, старому оленеводу, посвятила свой рассказ «Школаэ мунэм» Валентина Кузнецова из села Ловозеро. Валентину, тогда еще маленькую девочку, отправили вместе с соседом Сидоровичем в деревенскую школу. Дорога путников оказалась очень тяжелой. Больше всего девочка испугалась при переправе через реку. Героиня уже была готова сдаться и отправиться обратно домой, в чум, но Сидорович всячески её подбадривал. Его слова: «Оз коо пооны. Олэмад, колэке, не татшем мытшедъяс на ковмылас вуджны, но никор ин пов, нылэ» Валентина запомнила на всю жизнь. «…Сидоровичлысь нюмсера велэдэмсэ нэм иг вунэд, кöть веське таво менум тырэ нин квайтымын кык во. Югыд паметь тэныд, Сидорович», — так заканчивается рассказ Людмилы Кузнецовой.

Рассказ Степана Семяшкина «Ставсэ-э гижема книгаэ?» также посвящен оленеводам. Главные герои рассказа – мальчик Гена и его дядя Андрей. Любимое занятие дяди –чтение книг. Любую свободную минуту он посвящал чтению и нередко говорил Гене, что в книгах можно прочитать обо всем на свете: «Кыдзи, мый да кор колэ карны тая олэмас, ставсэ позе тöдмооны, ставсэ нин, Геня, гижемаэсь книгаэ!» — без сомнения говаривал Микул Андрей. Однако однажды, когда дядя с племянником потерялись в тундре, дорогу домой нашел именно Геня, причем не с помощью книг, а только благодаря собственной смекалке, сообразительности и умениям. Этим и доказал мальчик дяде, что в книгах-то, оказывается, написано еще не обо всем.

Проза, представленная в сборнике «Радость сердца-ижемский говор» проникнута искренней любовью к родине, тревогой за дальнейшее процветание нашего района и желанием сохранить важные для коми-ижемцев традиции.

В заключении урока семиклассники сделали следующие выводы: Родина для ижемцев – одна из главнейших жизненных ценностей, авторы гордятся ею, чувствуют все её проблемы, способствуют сохранению родного коми языка и ижемского диалекта, старинных ижемских обычаев. Любовь в произведениях коми-ижемцев – чувство возвышенное, всепоглощающее, однако не лишенное трагизма. Влюбленные герои отчужденны от мира, они пребывают в мире своих грёз и воспоминаний о потерянных возлюбленных. Творчеству коми-ижемцев свойственно изображение неразделенной или скоротечной любви, разбивающей сердца и рушащей человеческие судьбы.

Проведение подобных уроков способствует расширению кругозора школьников, воспитывает уважительное отношение к творчеству земляков, к Малой родине и к родному языку.