Тематическое планирование уроков по искусству 9 класс

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах.

Авторы программы - Г. П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.-М.,Просвещение,2009 г.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

• представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;

• понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);

• ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;

• понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

• осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;

• выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;

• использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

Литература

Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. — М., 1986.

Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.

Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.

Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.; Киев, 2005.

Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.

Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.

Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.

Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.

Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. — М., 2002.

1 час в неделю,34 рабочие недели

Тематическое планирование уроков по искусству

№ урока

Разделы и темы

Кол-во часов

1

Воздействующая сила искусства

9

1,2



Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации

2

3



Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств

1

4,5

Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры

2

6,7

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств

2

8,9

Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения

2

2

Искусство предвосхищает будущее

7

10,11

Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства

2

12,13,14

Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях

3

15,16

Предсказание сложных коллизий XX—XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве

2

3

Дар созидания. Практическая функция

11

17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

1

18,19

Архитектура: планировка и строительство городов

2

20,21

Специфика изображений в полиграфии

2

22

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества

1

23

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека

1

24

Музыка в быту



1

25,26

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении

2

27

Единство стиля в материальной и духовной культуре

1

4

Искусство и открытие мира для себя

8

28

Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Творческое воображение на службе науки и искусства — новый взгляд на старые проблемы

1

29,30

Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники

2

31,32

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства

2

33

Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья

1

34

Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека

1

Итого: 34 часа