Тематическое планирование школы

Муниципальное специальное (коррекционноебразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная школа-интернат VII-VIII вида»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы-интерната:

Новикова Е.С.

«___» ___________ 20___года

Рассмотрено на заседании ШМО «СОГЛАСОВАНО протокол №____ от__________________ 20_____г.Зам. директора по УМР:

Председатель ШМО: ____________________

________________ /________________Буровская А.В.

«____» ___________ 20___года

Календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству

1-4 класс (VII VIII вид)

Учитель:

Цыганкова Елена Александровна

(Составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского, М., «Просвещение» 2004г, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.).

2012 -2013 уч.год

Пояснительная записка

Изобразительное искусство, как один из учебных предметов школы имеет важное значение в воспитании учащихся. В процессе занятий по этому предмету осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое, нравственное, физическое.

Уроки изобразительного искусства обеспечивают богатые возможности для исправления недостатков развития умственно отсталых детей. Коррекционная направленность занятий – обязательное условие учебного процесса.

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различия;

Содействовать развитию у учащихся процессов анализа, синтеза, обобщения; воспитывать у них умение планировать свою работу; намечать последовательность выполнения рисунка;

Исправлять недостатки двигательной сферы;

Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка; формировать навыки рисования с натуры; декоративного рисования и умения применять их в процессе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

Ознакомить школьников с отдельными произведениями живописи, скульптуры, декоративно — прикладного искусства; воспитывать активное эмоционально – эстетическое отношение к ним;

Развивать у учащихся художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству, трудолюбие, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе.

Учить владеть различными художественными материалами.

Данная программа разработана по программе «Изобразительное искусство и прикладной художественный труд» под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО — Б. М. Неменского.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный труд и оптимальный вариант ее реализации происходит за 1учебный час в неделю.

Уроки по данной программе способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различия.

Новизна программы определяется тем, что на занятиях разные виды художественно-прикладной деятельности интегрированы со специальными заданиями, упражнениями, игровыми тренингами, нацеленными на развитие восприятия, мышления, эмоционально-чувственной сферы, воображения, коммуникативных навыков, на снятие психофизического напряжения. Данная программа большое внимание уделяет эмоциональному настрою юного художника, его душевному состоянию. Программа предполагает проведение учебных часов по одной теме как в общеобразовательных, так и во вспомогательных классах. Учитывая уровень сформированности учебных навыков у школьников, особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей и детей с ЗПР, предполагается прохождение одной темы в разных классах (классах ЗПР и вспомогательных классах) по — разному, используя разные формы и методы работы. Например, дети с ЗПР получают более сложное задание (с художественной т.з.), выслушав объяснение учителя и показ приема рисования, могут самостоятельно работать. Дети таких классов могут получать самостоятельные работы, тесты и пр. Учащиеся же вспомогательных классов получают простые доступные задания, учитель поэтапно показывает выполнение задания, контролирует правильное держание кисти, использование нужного цвета и пр. каждый урок в данных классах начинается с дидактических игр, при помощи которых отрабатывается ориентировка в пространстве, на листе бумаги, закрепляется навык знания цвета.

Целью учебного предмета является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств, то есть искусств, связанных с деятельностью художника: изобразительных – графика, живопись, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн, различных декоративно –прикладных видов искусства, народное искусство –фольклорное и народные промыслы, а также изучает роль художника в синтетических искусствах – экранных и театре.

Принципы программы:

Целостное изучение благодаря выделению как системообразующей триады художественной деятельности (изобразительная художественная деятельность; декоративная и конструктивная художественная деятельность);

От жизни – через искусство – к жизни;

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;

Принцип единства восприятия и созидания;

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта.

Основное содержание. Общая характеристика учебного предмета

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цельдуховное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности

универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории.

К концу учебного года дети должны:

(1 класс)

организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, держать карандаш;

обводить карандашом шаблоны несложной формы, проводить линии от руки разного характера

ориентироваться на плоскости листа

различать и называть цвета

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела

передавать в рисунках основную форму предметов

узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, сравнивать их между собой по форме, цвету, величине.

(2 класс)

свободно, без напряжения проводить линии в нужном направлении, не поворачивая при этом лист бумаги;

ориентироваться на плоскости листа;

дифференцировать формы округлых, прямоугольных, квадратных и треугольных предметов и называть их,

изображать от руки предметы данных форм,

сравнивать два предмета по форме, цвету, величине,

понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре,

различать и знать названия цветов.

уметь использовать различные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные мелки, уголь, чернила, пластилин и бумага).

(3 класс)

правильно располагать лист бумаги;

самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

ориентироваться на плоскости листа и в готовой геометрической форме;

правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

делить лист на глаз на две и четыре части;

анализировать с помощью учителя строение предмета, форму, величину и цвет его частей,

сравнивать несколько предметов;

изображать предметы различной формы;

рисовать плоские предметы симметричной формы, применяя среднюю линию;

рисовать узоры из геометрических и растительных элементов в полосе и квадрате;

различать и называть цвета, оттенки цвета;

анализировать свой рисунок.

(4 класс)

правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа,

передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении,

передавать объемную форму предметов,

подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов,

пользоваться различными художественными материалами,

анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по определенным вопросам учителя).

уметь работать самостоятельно и в группе, выполняя определенное задание.

Календарно — тематическое планирование (1 класс)

Номер урока

Дата проведения урока

Тема урока

материалы

Знакомство с «Мастером Изображения»

«Мастер Изображения» помогает увидеть, учит рассматривать

Цветные карандаши

Изображать можно пятном

Карандаши

Изображать можно в объеме

Пластилин, дощечки, стеки

Изображать можно линией

Фломастеры, карандаши

Изображать можно и то, что невидимо

Фломастеры, карандаши

Наши краски

Гуашь, широкая и тонкая кисть

Художники и зрители

Знакомство с «Мастером Украшения»

Мир природы полон украшений

Гуашь, широкая и тонкая кисть

Красоту надо уметь замечать

Цветные карандаши

Как, когда, для чего украшает себя человек

Гуашь, широкая и тонкая кисть

Положительные сказочные герои и их украшения

Фломастеры, карандаши, гуашь

Отрицательные сказочные герои и их украшения

Фломастеры, карандаши, гуашь

«Мастер Украшения» помогает сделать праздник

Гуашь, широкая и тонкая кисть

Знакомство с «Мастером Постройки»

Дом для себя

Цветные карандаши, гуашь

Какие можно придумать дома

Пластилин, дощечки, стеки

«Мастер Постройки» помогает придумать город

Бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти

Все, что мы видим имеет конструкцию

Фломастеры, карандаши, бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти

Все предметы можно построить

Бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти. Фломастеры, карандаши

Дом снаружи и внутри.

Гуашь, широкая и тонкая кисть

Город, где мы живем

Гуашь, широкая и тонкая кисть

Город, где мы живем



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст