тематическое планирование по ОБЖ 8класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гусиноляговская основная общеобразовательная школа »

«Утверждаю»

Директор МОУ

«Гусиноляговская »

__________ Заплатникова И.К.

«___»_________2012г

Рабочая программа

на 2012-2013 учебный год

по Основам безопасности жизнедеятельности

по общеобразовательной программе

8 класс

На основе авторской программы Засядько Ю.П. Программа по основам безопасности жизнедеятельности. Допущено МО РФ

По авторской программе – 1 час

.

Учитель первой категории И.П. Волошина.

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:

Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26 января 2007 года.

Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».    

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по ОБЖ. – М.: Дрофа, 2004.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природной и техногенного характера»

«Об охране окружающей природной среды»

«О пожарной безопасности » от 12.02.06г. № 78

«О гражданской обороне» от 12.02.06г.

«Об обороне» от 24.04.04г.

«О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.06г. № 53-ФЗ

Постановления Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 16.01.04г. № 738

Постановление Правительства РФ № 122 от 16.02.07г. и приказ министра образования №3511 от 30.10.07г. «О государственном патриотическом воспитании граждан РФ»

школьный учебный план за 2011 – 2012 уч.год.

Программы общеобразовательных учреждений Засядько Ю.П. Программа по основам безопасности жизнедеятельности. Допущено МО РФ 2009.

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Цели

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения здоровью и жизни;

*овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В VIII классе на его изучение выделяется 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебные умений и навыков,универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения имоделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или несколькимпредложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ,участие в проектной деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества, учебного коллектива.

Результаты обучения

Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуация социального, природного и техногенного характера.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать/понимать

основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки их профилактику,

правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

*способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь

действовать при возникновении пожара в жилищё и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;



соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

пользования бытовыми приборами и инструментами;

проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Основное содержание программы

1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека(15).

1.1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера(2 часа).

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

1. 2. Пожары и взрывы (4 часа)

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.

1. 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ (2 часа)

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

1.4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 часа) Радиоактивность и радиационно опасные объекты. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях радиоактивном загрязнении местности.

1.5. Гидротехнические аварии(2часа). Гидротехнические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

1.6. Нарушение экологического равновесия(1 час). Экология и экологическая безопасность. Экология и экологическая безопасность. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России.

2. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. (2 часа). Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних. Как уберечь себя от преступлений. Безопасность в общественных местах. Как получить помощь со стороны. Как вести себя, когда избежать силового контакта невозможно. Оказание первой медицинской помощи.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать/понимать

основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;вредные привычки и их профилактику;

правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

•способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.



Уметь

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинскойаптечкой) и средствами коллективной защиты;

вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

пользования бытовыми приборами и инструментами;

проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи



Планирование составлено на основе:

1. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана (размещены на официальном сайте Минобранауки России http://www.mon.gov.ru/.).

2. Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы» (начальная школа, основная школа, средняя полная школа: базовый и профильный уровни) под общей редакцией Смирнова А.Т., М.: Просвещение, 2006.

3. Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы», Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. – М.: Дрофа, 2006.

4. Примерная программа по курсу ОБЖ в 8 классе (Смирнов А.Т., Жилов Ю.Д., Латчук В.Н., Мишин Б.И.) М.: – Просвещение, 2001.

5. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: Учебно-методическое пособие / Латчук В.Н., Миронов С.К. – М.: Дрофа, 2004.

6. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (тестовый контроль для 10-11 классов): Пособие для преподавателей-организаторов ОБЖ / Смирнов А.Т., Маслов М.А. – М.: Просвещение, 2002.

7.Ежемесячный информационный и научно-методический журнал «Основы безопасности жизни» Министерства образования Российской Федерации.

8. Ежемесячное информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности» МЧС России.

9. ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.