Тематическое планирование факультативных занятий по истории

Бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Покачевское профессиональное училище»

«Согласовано»

Зам.директора по ТО

___________ И. М. Габдуллина

Тематическое планирование работы

факультативных занятий

на 2011-2012 учебный год.

Руководитель факультативных занятий Пашаев Ш. Н.

г. Покачи

Программа факультативных занятий по истории в по теме:

«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

Пояснительная записка

Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. В прошлом — корни, основания каждой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое — обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям.

Программа основана на формировании представлений учащихся об истории нашей Родины, побуждение юных граждан к серьезным научным исследованиям, систематизации накопленного материала.

Механизм реализации программы факультативных занятий основывается на возвращении к истокам нашей Родины, возрождению лучших традиций патриотического воспитания.

Цель программы

— воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций , нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопостовлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

• Расширить представления учащихся о реформах и реформаторах

Российской империи.

Задачи программы

- развивать способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- формировать логического мышления у учащихся, развитие самостоятельности при решении практических задач. • Развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса.

- Формировать у учащихся понимание исторического прошлого.

- Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.

- Формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

- Формировать чувство гражданственности на примере жизни

и деятельности известных людей данного периода.

Предполагаемые результаты

Данный курс представляет собой актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений. Он позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения учащихся и, следовательно, сделает обучение более интересным, получить более высокие результаты. В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашей страны в различные периоды. Курс ориентирован на проблемное изложение, ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории.

При изучении курса большое внимание уделяется реформаторским начинаниям и замыслам. На материале XVIII — начала XX вв. учащиеся могут углубить представления о преимуществах мирного, эволюционного развития общества, о драматической судьбе российского реформаторства.

В процессе изучения данного курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важных событиях, оказавших непосредственное влияние на жизнь России. Курс способствует выработке у учащихся критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно).

Основные умения и навыки:

• анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России;

• владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;

• работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);

• владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;

• анализировать и сопоставлять факты.

Условия для реализации: кабинет истории, комплект настенных карт, атласов, иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература, портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности, наличие дидактического и раздаточного материала.

Методика работы предполагает следующие формы и приемы: лекции с последующим опросом, лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы.

Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:

• проблемные задания;

• исторические диктанты;

• обобщающие вопросы и задания;

• тесты.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков.

Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по конкретной теме.

фактически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы и предполагает дальнейшее успешное изучение социально-гуманитарных дисциплин.

Курс рассчитан на 80 часов.

Тематическое планирование

№ урока

Темы факультативных занятий

часы

Примечание

1

Урок патриотизма – Я гражданин России

2

2

Государственные символы Российской федерации

2

3

Патриотизм – главное качество защитника

2

4

Знаменитые даты из истории нашей страны

2

5

Конкурс на лучший рассказ – « Я гражданин России

2

6

Первые отечественные реформаторы и их преобразования

2

7

Династия Рюриковичей в истории Российского государства

2

8

Реформаторы Киевской Руси.

2

9

Реформаторы Московской Руси.

2

10

Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный.

2

11

Диспут – « Героями не рождаются- героями становятся»

2

12

Священный долг каждого гражданина – Отчизну защищать!

2

13

Символы воинской чести

2

14

Династия Романовых в истории Российского государства

2

15

Реформаторская деятельность в XVII веке.

2

16

Реформы Петра I: Истоки и последствия.

2

17

Урок патриотизма – Петр Великий

11

Эпоха просвещенного абсолютизма.

2

18

Екатерина Великая и её реформаторская деятельность.

2

19

Урок патриотизма – Федор Федорович Ушаков

2

20

Павел I.

2

21

Реформы и реформаторы первой половины XIX века.

2

22

Урок патриотизма- «Пушкин (о воспоминании патриота и гражданина на творческом наследии А. С. Пушкина)».

2

23

Великие реформы Александра II.

2

24

Урок патриотизма — Павел Степанович Нахимов

2

25

С.Ю.Витте : человек и политик.

2

26

П.А.Столыпин – последний реформатор Российской империи.

2

27

Великие сражения Великой Отечественной войны

2

28

Урок мужества – «Московская битва»

2

29

Урок патриотизма — «Крах стратегии блицкрига»

2

30

Урок патриотизма – Георгий Константинович Жуков

2

31

Урок патриотизма – «Победа в ВО войне»

2

32

Конкурс на лучшее стихотворение

2

33

Конституция – наш Основной закон

2

34

Диспут – я и мой жизненный девиз

2

35



Страницы: 1 | 2 | Весь текст