Тематическая лекция для родителей Подростковый суицид

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 69»

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД»

Подготовил: заместитель директора по БЖ,

Усова Марина Геннадьевна

Новокузнецк, 2012 год

СЛАЙД 1

Когда подростки совершают суицид, то у окружающих возникает сильное волнение по этому поводу. Родители, родственники, друзья или даже соседи оказываются в замешательстве, испытывают моральное переживание и начинают чувствовать вину, думать, возможно их действия или без действия привели к суициду.

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» — иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы — если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею.

К саморазрушительному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью.

СЛАЙД 2

Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 10 до 14 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.

Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни.

СЛАЙД 3

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам.

СЛАЙД 4

Психологический смысл подросткового суицида — крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

К подросткам часто относятся с некоторым пренебрежением — мол, это возраст такой, перебесится. На самом деле, проблемы подростков зачастую гораздо серьезнее, чем кажется нам.

СЛАЙД 5

Рассмотрим основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков. Они предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых.

Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.

Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

Боязнь позора, насмешек или унижения.

Страх наказания, нежелание извиниться.

Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.

Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации

Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

СЛАЙД 6

Что касается ранней диагностики суицидального поведения, то о намерении подростка совершить самоубийство могут свидетельствовать ряд признаков, которые условно можно разделить на три группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

СЛАЙД 7

Словесные признаки:

Открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;

Косвенные намеки на совершение самоубийства (например, «Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т. п.);

Нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечение литературой по вопросам жизни и смерти (например, увлечении книгами о самоубийцах, ритуалах погребения, «загробной» жизни и т. п.), частые разговоры на эту тему. Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что, мол, «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. Поэтому советуем не оставлять без внимания такие высказывания.

Высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме (например, «…смерть — всего лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти — мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).

СЛАЙД 8

Поведенческие признаки:

Безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость;

Налаживание отношений с непримиримыми врагами;

Отсутствие желание ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид;

Пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби;

Отстранение от друзей и семьи;

Частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;

Безразличие к окружающему миру.

СЛАЙД 9

Ситуационные признаки

Ребенок может решиться на самоубийство, если:

Социально изолирован, чувствует себя отверженным;

Живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);

Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального;

Предпринимал раньше попытки самоубийства;

имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

Перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

Слишком критически относится к себе.

СЛАЙД 10

Подростковый суицид делится на три типа.

СЛАЙД 11

Первый тип — это истинный подростковый суицид.

СЛАЙД 12

В этом случае подросток действительно имеет твердое намерение покончить с жизнью и обычно тщательно все планирует. Если попытка оказывается неудачной, он со временем повторяет ее.

К такому самоубийству склонны подростки, ощущающие себя изгоями, изолированными об общества. Они чувствуют себя одинокими и никому не нужными, впадают в депрессию, которая вызывает желание уйти из жизни. Причиной такого чувства может стать психическая травма, изнасилование, осознание своей нестандартной сексуальной ориентации — в общем, сильные психические потрясения.

СЛАЙД 13

Второй тип — Аффективный (чувствительный) подростковый суицид.

СЛАЙД 14

Как это ясно из названия, совершается в состоянии аффекта, под влиянием сильных, но сиюминутных чувств. Если попытка самоубийства неудачна, подросток, скорее всего, не будет ее повторять. Толчком к суициду могут стать конфликты в школе, семье или группе сверстников, несчастная любовь, в случае с особо впечатлительными подростками — даже фильм или книга.

СЛАЙД 15

Третий тип – Демонстративный суицид.

СЛАЙД 16

Цель демонстративного суицида — привлечь к себе внимание. В этом случае подросток не собирается на самом деле убивать себя, его цель — стать замеченным. Попытки самоубийства в этом случае обычно многократные, но истинным самоубийством они заканчиваются разве что случайно. К нему склонны подростки с истерическими чертами личности и демонстративным поведением.

СЛАЙД 17

Предупредить аффективный или демонстративный суицид сравнительно несложно, потому что в этих случаях подростки обычно не скрывают своих намерений. Подростки с демонстративным поведением объявляют о них открыто, а с аффективным — хотят быть остановленными на подсознательном уровне.

А вот истинный подростковый суицид предупредить бывает непросто: часто подросток скрывает свои намерения, и отследить изменения в поведении сложно, особенно если подросток склонен к одиночеству.

Подростковый суицид можно предупредить, если вы будете внимательны к своему ребенку. Нужно интересоваться его жизнью, но при этом не стараться слишком сильно влазить в нее, иначе ребенок закроется еще больше. Если вы заметили, что с вашим ребенком творится что-то странное, нужно мягко, но настойчиво разговорить его и поддержать. Даже если он сделал что-то не так, нужно сначала поддержать его, а уже потом разбираться с последствиями.

СЛАЙД 18

Советы психолога

Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, узнайте его конкретный план совершения самоубийства. Ситуация будет более острой, если ребенок имеет ясное представление о том, каким способом он хотел бы покончить с собой.

Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.

Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделиться накопившимися проблемами.

Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Постарайтесь акцентировать внимание ребенка на позитивных моментах жизни. Попросите подростка, чтобы он припомнил эмоционально приятные события, связанные с чем-то очень важным для него: увлечением спортом, общением с друзьями, воплощением мечты, гордостью за него родителей – всем тем, что очень высоко ценится ребенком. Спросите у подростка, что ощутили бы близкие люди, узнав о его смерти. Такая попытка проговорить чувства окружающих значимых людей может принести ощутимый эффект.

Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.

Ребенок должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять.Поэтому если ребенок доверил вам свое «горе», не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации. Нельзя смеяться над его горем. Даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу «все или ничего». Их не утешают слова «много будет у тебя таких Петей». Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение — «ничего».Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому дяде. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его «большие проблемы». Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.

Попробуйте сказать ему:

• Если ты считаешь, что твоя жизнь невыносима, попробуй изменить ее. Но не таким способом, так как самой жизни потом не будет!!!

• Если ты не любишь себя, попробуй найти в себе что-либо хорошее. Это хорошее всегда есть! Сконцентрируйся на положительных эмоциях.

• Не думай, что этим способом ты вызовешь сочувствие и огорчение родителей, друзей, любимого человека. Может быть, но ты об этом не узнаешь!

• Многие хотят, чтобы их спасли при попытке самоубийства. Подумай — ведь этого может и не случиться! А если ты останешься на всю жизнь в инвалидном кресле?

• Поговори с кем-нибудь, подумай, жизнь прекрасна!

• Если же твой друг думает сделать это — сообщи об этом кому-нибудь из взрослых.

• Если это все-таки произошло с твоим другом, звони 03!

Часто родители подростков оставляют их наедине с проблемами: ребенок взрослеет, пусть учится решать проблемы, как взрослый, и набивает собственные шишки.

СЛАЙД 20

ПОМНИТЕ! Без родительской поддержки подросток часто опускает руки, и подростковый суицид кажется единственным решением проблемы. СЛАЙД 21

Поэтому очень важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть, и всегда поможете решить любую проблему.

Литература:

Аверин В.А. Психология детей и подростков. — С.-П., 1994.

Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998, №2

Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. — М., 1987.

Мелихова А. Мышь черная, белая… или профилактика суицида//Учительская газета. — 1999, №28/29

Павлов И.П. Самоубийство — великая печаль русской жизни//Медицинская газета, 1999 (28 мая)

Снайдер Р. Практическая психология для подростков. — М., 1995.

Интернет-ресурсы:

http://www.mybloginfo.ru/view_post.php?id=141

http://www.suicida.net/suicide/teen-suicide/144/

http://www.palata6.net/page-id-39.html

http://strana-sovetov.com/kids/14/4927-teen-suicide.html

Картинки:

http://www.mediainform.am/ru/topic.php?id=14934

http://geworld.net/ru/index.php/samartali/296-katsamartali/1919-2011-05-25-08-22-16

http://newsminsk.ru/?p=139

http://www.apnews.ru/news-4.html?page=28

http://www.belebey-bazar.ru/n165-belebey-_kriminal_pozhary_dtp_.html

http://www.mk.ru/social/article/2010/06/07/506019-srednyaya-shkola-gotovit-samoubiyts.html?action=comments

http://www.eurosmi.ru/v_moskve_proizoshlo_ocherednoe_podrostkovoe_samoubiiystvo.html