Тематическая консультация Родители и дети Правила общения

Тематическая консультация

«Родители и дети. Правила общения».

Цель: Обсуждение проблем, возникающих в процессе общения родителей и детей.

Задачи:

1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к проблемам в общении.2. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с детьми.

3.Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.

4. Выработать рекомендации для родителей, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Ход встречи.

I.

Добрый день, уважаемые родители! Надеюсь, что те несколько минут нашего с вами общения будут не только полезными, но и приятными как для вас, так и для меня. У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что «дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.

Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны.

II.

Начнем мы с вами с небольшой разминки, в результате которой вы, дорогие родители, поможете мне понять, как же происходит в ваших семьях общение с вашими детьми. Проведем мини анкету «Общение детей и родителей в лицах».

Уважаемые родители, внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы:

С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

(Родители пытаются охарактеризовать лица, педагог анализирует варианты ответов).

Вот наше знакомство и состоялось.

III.

А теперь перейдём к главной теме нашей встречи «Родители и дети. Правила общения». Тема эта выбрана не случайно. Наши дети взрослеют, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимопонимании с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует, прежде всего, поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой.

Вопрос родителям: «Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?» (Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом).

Причина первая – борьба за внимание. Причина вторая – борьба за самоутверждение. Причина третья – желание мщения. Причина четвертая – неверие в собственный успех.

Мы назвали с вами основные причины нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.

Вспомните, что вы спрашиваете у вашего ребенка, когда приходите с работы? — Уроки сделал?- Какую оценку получил?

Как правило, это все. А дальше все мы начинаем заниматься своими делами, решать свои проблемы… Мало кто задумывается, что у него, этого, пока ещё несамостоятельного человечка, тоже есть свои радости и горести, новости и мысли, которыми он хочет поделиться с мамой и папой… А нам некогда, наши дела поважнее будут!

Современные родители в большинстве своем обеспокоены, как обуть-одеть-накормить свое чадо. Про возможные проблемы и трудности ребенка мы забываем. Мы перестали общаться со своими детьми. И выходит, что дома мы своим невниманием отталкиваем детей… Тогда дети уходят на улицу. Уходят познавать жизнь самостоятельно. Уходят к таким же, забытым и отвергнутым. И оказывается, что там принимают, понимают, слышат и помогают. Как могут! Но, увы, не всегда правильно. Что зачастую из этого выходит всем хорошо известно. Вы все читаете газеты и наверное не раз сталкивались с таким заголовком «Сироты при живых родителях».

Как вы понимаете это выражение?

(родители объясняют, высказывают своё мнение).

Правильно, это дети, воспитанием которых никто не занимается. Они предоставлены сами себе. На сегодняшний день у нас в стране насчитывается 4 млн. беспризорников. А начиналось все довольно просто – сначала ребенок уходил из школы, потом из семьи.

А почему бы нам, самым близким для ребенка, людям не стать друзьями? Взять ребенка за руки — и пойти по жизни вместе! Вместе радоваться и грустить, вместе смеяться и плакать! Вместе!!!

Это совсем не трудно. Начните с малого — спросите у ребенка, как прошел его день, что было хорошего, что получилось, а что нет; расскажите про свой день, свои трудности и успехи. Говорите с ребенком! Попробуйте найти время, чтобы всем вместе, всей семьей сходить в кафе, кинотеатр или парк. Запишитесь вместе с сыном или дочкой в спортивный зал или бассейн. Обещаю, вы отлично проведете время!

При подготовке к собранию среди учащихся была проведена анкета. Мне хотелось бы познакомить вас с полученными результатами.

Вопрос 1. -Много ли ты времени проводишь с мамой и папой? Ответы: много — 10 человек мало — 4 человек (много дел, нет времени, постоянно на работе, я гуляю…) чаще с мамой – 3 чел чаще с папой — 1 чел. не много – 6 чел

Второй вопрос анкеты: Помогают ли тебе папа или мама? а) в выполнении домашнего задания — если трудно – 1 человек иногда – 6 чел. всегда – 5 чел б) в других делах, играх… помогают — 5 человек иногда — 3 чел. нет — 2 чел.

Вопрос 3:

Помогаете ли вы дома по хозяйству?

Помогаю — 9 человек. Иногда — 3 чел. нет — 1 чел. (занят своими делами, лень…)

4 вопрос: «Часто ли тебя ругают дома? За что?

- не ругают — 7 человек — иногда, редко — 6 чел. — часто — 4 чел. — ругают и за что: — балуюсь, — за оценки (двойки, тройки) — долго гуляю — за плохо сделанное домашнее задание. — непослушание 5 вопрос. «Что тебе больше всего нравится в твоих родителях?» — всё мне покупают — доброта папы – даёт деньги — поездки — обрые и хорошие, не строгие — весёлые, красивые — вкусно готовят — счастливые — красиво одеты — горжусь ими 6 вопрос Пожелания: - много денег — папе «Мерседес», маме – шубу, сапоги — ласка, доброта — дом, сад — новую работу — путёвку за границу — порядок в доме

-Узнали ли вы себя в некоторых ситуациях?

Предлагаю вам ознакомиться со сводом законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.

Закон 1. Не нужно предъявлять ребенку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно. Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много. Закон 3. Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными. Закон 5. Запреты и требования должны ребенку разъясняться. (Родители анализируют полученные педагогические рецепты, обсуждают их совместно).

Подведение итогов. Обсуждение притчи о перевернутом камне.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный покой. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем».

Согласитесь, ведь это не требует больших затрат. И вот такие маленькие шаги в сторону вашего дорогого и замечательного чада в конечном итоге приведут вас к тому, что вы обретете самого настоящего и преданного друга — ВАШЕГО РЕБЕНКА!