тема Внутрений мир русской избы 5 класс

Схема плана урока

На основе системно — деятельностного метода обучения

Тема урока: Внутренний мир русской избы

(5 класс. Программа Б.М.Неменского)

(формулируется выбранная тема программы обучения)

Тип урока: комбинированный ( урок нового знания и практической работы)

Цель урока: (для учителя): сформировать образное представление об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы и декоре.

Планируемый результат (для учащихся): сформировать новые знания о внутреннем и декоративном убранстве избы.

*(выявить и сформулировать…. Сформировать………..,

Задачи урока:

Воспитывающая: : формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание учащихся

Развивающая: развивать умение находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов

Обучающая: научить создавать эскизы декоративного убранства избы, осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержания

Конспект урока

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):

Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

Устанавливаются тематические рамки (могу).

Вводная беседа учителя.

Учитель.

(На экране изображение избы) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы — чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В.Федотов

Знакомство с основными элементами жилища.

Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы)

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы со стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Окно – око — связь с большим миром, белым светом

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;

Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление

Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа

Так о чем пойдет сегодня речь на уроке? (ответ уч-ся) Показ слайдов.

По каким принципам украшали избу?

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, — гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красно, на нем женщины ткали.

Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

Потолок связывался в народных представлениях с небом, матица олицетворяла собой млечный путь в небе

Почти в каждой избе имелся ткацкий стан — красна

Для новорожденных подвешивали к потолку нарядную люльку

Красный угол был олицетворением зари

У печи находился деревянный ушат с водой

Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения.

Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:

Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;

Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.

Постановка художественной задачи.

Учитель. А теперь ребята назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди” )



“Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров

Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный — от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Давайте рассмотрим изображение деревенской избы по фотографиям и картинам художников.

Примеры выполнения интерьера крестьянской избы

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:

Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)

Согласовывают тему урока

Строят план достижения цели

Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.

Итак, сформулируем с вами тему урока,

(самостоятельное формулирование темы и цели урока, выбор материалов)

С чего начинаем рисовать?

Какие элементы дома необходимо изобразить?

Какими солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами можно украсить детали интерьера крестьянской избы?

Реализация построения проекта

Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:

Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися

Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково

Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.

Итак, сформулируем с вами тему урока, выбираем материалы, которыми будем рисовать, обсуждаем возможные варианты работы.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Ученик демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.

Работать можно индивидуально или в парах. Для работы в парах надо договориться кто что будет украшать.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.

Практическое выполнение задания

Затем высвечивается слайд с примерами на экране.

Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

Последовательность изображения крестьянского интерьера:

1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами.

2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.

3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)

Включение в систему заданий повторения

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

Выставка работ. Обсуждение правильность «построения» внутреннего мира русской избы на детских рисунках, тем самым повторяем пройденный материал.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)

Учащийся демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Учащиеся совместно с учителем дают оценку своим работам. Учитель ставит отметку.



Д/З — Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.

В конспекте хода урока содержится:

цели, достигаемые на каждом технологическом этапе урока;

Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности на каждом этапе урока.

Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии с целями этого этапа.

Способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения.

Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем при организации работы по выполнению каждого задания

Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки



Способ контроля и самоконтроля правильности выполнения каждого задания

Способы исправления ожидаемых ошибок

Перечень дидактических средств, необходимых для организации работу учащихся на каждом этапе

Образец оформления доски