Тема урока Судьба Русской православной церкви в 17 веке Школа 2100

Урок по истории России в 7 классе (программа «Школа 2100»)

Тема урока: Судьба Русской православной церкви в 17 веке.

Цели урока:

Образовательнаяформирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе. Характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой. Оценка церковного раскола современниками и потомками.

Развивающаяумение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи.

Воспитательнаяпонимание неоднозначности оценки исторических деятелей, философские и исторические подходы к оценке старообрядчества

Основные понятия и термины:

Патриаршество;

РПЦ – русская православная церковь;

Самодержавие = абсолютизм;

теория “Москва – Третий Рим”;

реформы патриарха Никона;

раскол;

канон;

старообрядцы;

самосожжение;

скит

Оборудование:

картина В. Сурикова “Боярыня Морозова” (слайд) ;

репродукции икон на тему “Жития протопопа Аввакума”;

карта “Российское государство в XVII в. ”;

таблицы: “Социальный состав раскола

презентация Судьба Русской православной церкви в 17 веке.

Церковная музыка

Ход урока.

План:

1.Положение церкви в России 17 века: предпосылки реформ.

2.Ревнители благочестия – патриарх Никон и протопоп Аввакум.

3.Реформа патриарха Никона и раскол церкви.

4. Споры церковной и государственной власти в 17 веке.

На слайде: картина Сурикова «Боярыня Морозова». Церковная музыка.

Учитель:

Взгляните на эту картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова».  Не кажется ли вам, что автор ошибся с названием картины?  Перед нами женщина, одетая в черное одеяние, закованная в цепи в сопровождении стражи. Разве в 17 веке бояре так одевались? Кто такие бояре? Как к ним относилась власть? Как вы думаете, что же произошло с этой женщиной? Почему именно так изобразил её художник? Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.

Как вы думаете, каким образом эта картина связана с нашим уроком? Предложите тему урока.

Выводится тема урока на экран.

Вопрос: Почему раскол стал трагическим явлением в русской истории?

Учитель: Чтобы ответить на этот не простой вопрос, давайте вспомним:

-Что такое церковь, реформа, Реформация?

-Когда было принято христианство на Руси?

-Кто возглавил РПЦ до 16 века?

-Когда появляется патриаршество, и с какими событиями это было связано?

-Когда появилась теория « Москва – третий Рим»? Что она означала?

-Когда был созван и какими решениями известен Стоглавый собор?

-Какими личными качествами и государственными деяниями известен царь Алексей Михайлович?

-Чем известен патриарх Филарет, каким при нем было положение патриарха в государстве?

-Что представляла собой церковь в период Смуты?

События начала XVII века – Смутное время — стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви.  Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви. Большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.

Однако после Стоглавого собора так и не удалось исправить многие «нестроения» в церковной жизни. Необходимость церковной реформы понимали наиболее образованные и благочестивые священники, и мирские правители. В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в который вошли видные представители духовенства: духовник царя Стефан Вонифатьев, князь Львов, настоятель Казанского собора Иван Неронов. Среди прочих выделялись священник Аввакум, архимандрит Никон.

Работа с учебником стр.143-144 по вариантам

1 вариант — охарактеризуйте личность Никона.

2 вариант — охарактеризуйте личность Аввакума

-Что общего в судьбах этих людей? Почему же поссорились два друга?

 -Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник?

Работа в парах с текстом документов.

 -Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник?

-Взгляды протопопа Аввакума.

-Взгляды Никона (учебник стр. 144-145)

Слайд с таблицей

До реформы — «староверы» (сторонники Аввакума)

После реформы (сторонники Никона)

Крещение двумя перстами

Земной поклон

Двукратное пение «аллилуйя»

Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу

Написание имени Христа: Исус

Крещение тремя перстами

Поясной поклон

Троекратное пение «аллилуйя»

Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца

Написание имени Христа: Иисус

Таким образом, чисто грамматический вопрос перерос рамки технического перевода и вызвал раскол.

Это явление чисто русское или уже вы с ним встречались?

Словарь (Запись в тетради)

Раскол — отделение (1654 г.) от Русской Православной церкви части верующих (старообрядцев), не признавших церковных реформ (1653-1656 гг.) патриарха Никона.

Старообрядцы (раскольники)- последователи протопопа Аввакума, отказавшиеся принять церковную реформу (1653-1656 гг.) патриарха Никона, сторонники старых порядков.

Социальные силы

- В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры.

Задание учащимся: — Определите, используя учебник (стр. 146) , кто и почему уходил в раскол?

Ответы после обсуждения заносятся в таблицу

Социальный состав раскола.

1) Служители церкви.

- оскорблены властолюбием Никона, его высокомерным отношением к рядовому духовенству;

- многие были малограмотны (не могли осваивать новые тексты богослужения);

2) Посадские люди.

- из-за враждебного отношения Никона к ликвидации «белых слобод», вмешательством церкви в торговлю и промышленность;

3) Крестьяне – основная масса.

- скрывались от барских и монастырских поборов, произвола властей, искали в скитах не только старины, но и воли;

4) Представители господствующего сословия (бояре и дворяне).

- против усиления самодержавия через реформу церкви.

Можно ли было избежать раскола? (Да) Какие качества нужно было вырабатывать людям того времени? Толерантность. Что такое толерантность.

О том, как складывались отношения патриарха Никона и царя Алексея Михайловича вы узнаете, прочитав дома пункт 4 параграфа 14.

- А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся, закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.

- Что нового мы сегодня узнали на уроке? Я попрошу вас выразить это словами синквейна.

10. Составление синквейна.

 У вас на столах лежат папки — алгоритмы. Откройте их и найдите правила составления синквейна.  Составьте синквейны к слову: раскол.

Рефлексия:

Продолжите предложение:

Я удивился…

Я научился …

Мне понравилось …

Я задумался …

Я понял…

Приложение 1

Из «Жития» протопопа Аввакума:

«А то удумали со дьяволом книги перепечатать, вся переменить, — крест на церкви и на просвирах переменить, внутрь олтаря молитвы иерейские откинули, ектенья переменили, в крещении явно духу лукавому молитца велят, — я бы им и с ними в глаза наплевал, и около купели против солнца лукавоет их водит, такоже и брак венчав, против солнца же водят, такоже и церкви святя, против солнца же, явно противно творят, — а в крещении не отрицаются сатаны…Как говорил Никон, адов пес, так и зделал: «Печатай, Арсен, книги как-нибудь, лишь бы не по-старому!» Так и сделал. Да больше тово нечем переменить. Умереть за сие всякому подобает».

-В чем отличия старообрядцев от сторонников патриарха Никона?

-Как вы думаете, спор идет о вере или о внешней, обрядовой стороне? Почему он является таким важным для старообрядцев?

-Можно ли по тексту определить отношение Аввакума к патриарху Никону?

Приложение 2

Мордовцев Д.Л. Великий раскол (фрагмент).

На обширном дворе дома Морозовых и на улице, у ворот и против дома, толпились кучи народа.

С заднего двора выехали простые дровни и остановились у крыльца. Клячу вел под уздцы стрелец. В этот же момент, гремя цепями, стрельцы сносили с крыльца кого-то в тулупе, прикованного к массивному дубовому стулу. Ропот ужаса прошел по толпе. На дворе послышались вопли и причитания.

Это стрельцы снесли на дровни боярыню Морозову и положили на солому. Она была прикована, как цепная собака, массивной цепью за шею. Цепь привинчена была к стулу.

Голова Морозовой закутана была черным шерстяным платком, концы которого спускались на тулуп, но не прикрывали цепи, тянувшейся от шеи к стулу.

Толпа и на дворе и за воротами замерла на месте.

Морозова, загремев цепью и поцеловав ее, высоко подняла правую руку с двумя вытянутыми пальцами.

-Слава тебе, господи! – громко произнесла она, — что сподобил меня эти узы носить!

Дровни, сопровождаемые стрельцами, выехали со двора. За ними и рядом с ними следовали все массы любопытствующих, которые ожидали выезда боярыни Морозовой. Но это был не тот выезд, к которому привыкли москвичи. Все массы пораженных небывалым зрелищем москвичей толпились вокруг. По мере движения по московским улицам этого странного выезда, к нему присоединялись все большие и большие толпы, портные оставляли свои столы, продавцы – свои лавки, ряды и линии, нищие бросали паперти, у которых собирали милостыню – и все спешило присоединиться к поезду Морозовой. А она лежала на дровнях, высоко поднимала руку со сложенным двуперстным знамением креста и звонко потрясала цепью, прикованной к стулу.

-Смотрите, смотрите, православные! Вот моя драгоценная колесница, а вот цепи дорогие. В этой драгоценной колеснице я, если сподобит господь, достигну рая светлого. Молитесь так, православные.

Страстные речи молодой боярыни, при такой потрясающей обстановке, жаром и холодом обдавали толпу. Многие иступленно крестились, женщины плакали. Чтобы еще более усилить позорность унижения, велено было впереди позорной колесницы — дровней провезти богатую карету Морозовой, в которой она ездила ко двору прежде, и в нее посадить ни в чем не повинного сына непокорной.

Так и сделали. Но этот-то самый позор, это глумление над ее породой, над богатством, знатностью и женской стыдливостью, это безжалостное стегание по сердцу и по всему, что могло быть дорого обыкновенной человеческой душе,– это и наполняло восторгом и умилением страстную душу Морозовой. Ей хотелось, чтобы в этом «опозоривании» видели ее все, кто знал ее и завидовал ей в пору ее могущества и славы, и чтобы видели ее в этом «уничижении до зла» даже те, которые любили ее, которые могли скорбеть о ее участи.