Тема урока Русь под монголо-татарским игом

Тема урока: Русь под монголо-татарским игом.

Цель урока:

-Обобщение и систематизирование знаний по теме «Героическая борьба  русских людей против монголо — татар»;

- формирование представлений о  монголо-татарском иге  и его последствий для русского народа.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания у обучающихся  о борьбе русского народа  против монголо-татар,  сформировать  представление о  «монголо-татарском иге»; познакомить с  последствиями монголо — татарского ига для русского народа.

Коррекционно — развивающие: работать над формированием исторического словаря обучающихся; развивать умение ориентироваться по карте; развивать операции обобщения и классификации.

Воспитательные: воспитывать  научное мировоззрение; формировать положительную  мотивацию к обучению.

Тип урока:    комбинированный     

Оборудование: карта, тесты, компьютер, иллюстративный материал

1)Организационный момент. Включение в деловой ритм. Проводит инструктаж, предлагая оценить готовность к уроку. Читает стихотворение.

Звенит, заливается школьный звонок,Вас ждет интересный, полезный урок.Чудесным пусть будет у вас настроение,Легко и прелестно дается учение!

2. Актуализация знаний. Надо вспомнить и ответить на вопросы.

 - Какую тему изучали на предыдущем уроке? 

- О чем шла речь?

-  Вспомните,  когда произошла первая битва русских с монголо — татарами?

- Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с монголо-татарами.

Проверка домашнего задания.(надо было нарисовать карту захвата, стр. 235)

- Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Проследите путь продвижения монголо-татар.

 Задание 1.

Игра « Ромашка»

Задание  2.

1. На доску вывешиваются 3 тематические картины с изображением осадных орудий монголо-татар, затем 1 убирается, дети должны назвать, что изменилось;

затем добавляется картинка с изображением танка, дети должны назвать, что лишнее и почему. (Можно попросить перечислить названия осадных орудий одного об-ся, можно по рядам).

3.Формулирование темы урока, постановка цели. Вводное слово учителя. На Руси наступили тяжелые времена.

-Что мы знаем о состоянии Руси?

Страна была разорена. Более 200 лет, с середины 13 века до конца 15 века, продолжалось иго монголо-татарских ханов.

Тема нашего урока — Русь под монголо-татарским игом.(записывают тему)

Какой вопрос  у вас возникает?  Что такое монголо-татарское иго?

4. Изучение нового материала

Учитель: На огромных просторах завоёванной русской земли властвовала монголо-татарское иго. Хан Батый создал новое государство — Золотая Орда. Столица Золотой Орды получила название «дворец».

Столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе (современный город Астрахань)

Работа с текстом учебника

Чтение по цепочке

Найти и выписать в тетрадь.

Как называлась ханская грамота?

Ханские слуги – это….

Иго-….

1.Ханская грамота называлась ярлык.2 Ханские слуги- это баскаки. 3.Иго-господство одного народа над другим (проверка по слайдам)

Физминутка

Все движения разминки повторяем без запинки!Эй! Попрыгали на месте.Эх! Руками машем вместе.Эхе — хе! Прогнули спинки,Посмотрели на ботинки.Эге – ге! Нагнулись нижеНаклонились к полу ближе.Повертись на месте ловко.В этом нам нужна сноровка.Что, понравилось, дружок?Завтра будет вновь урок!

Работа  с иллюстрацией в учебнике «Баскаки» (беседа по вопросам на понимание с целью формирования четких представлений о  событии) с. 241.

Ученики  делают итог о последствиях монголо-татарского ига для Руси с помощью учителя:

На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома, уничтожались ремёсла. Более 200 лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями. Много горя и страданий принесло монголо-татарское иго Руси. Но ни на минуту не прекращалось все эти годы сопротивление русских людей. То в одном городе, то в другом начинались восстания против власти Золотой Орды. Отказывались платить дань, нападали на отряды баскаков и убивали их. Хозяйственное и культурное развитие Руси замедлилось в годы владычества Золотой Орды. Княжеские усобицы усилились. Население уменьшилось почти наполовину. Монголо-татарское иго замедлило развитие Руси почти на 200 лет.   

4 Закрепление  нового материала.        Обобщающая беседа

- Объясните, в чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? Вырази свое отношение.

- Правитель, какого огромного государства жил в городе Сарае?

   -Столица государства Золотая Орда?

-Представьте с помощью руки, как нужно было встретить русским князьям врага?

Задания на карточках и на доске (оказание помощи слабоуспевающим).

- Соотнесите понятия с определениями:

Государство монголо – татар   —   Баскаки

Столица Золотой Орды        -         Ярлык

Сборщики дани             -  Золотая Орда

Документ на великое княжение   — Сарай

Физминутка для глаз.

Таблица « Путь продвижения монголо-татар»

(задания на карточках)

1. Река, где    впервые    встретились   русские    воины      с    монголо- татарскими воинами?

а)        Днепр;

б)        Калка;

в)        Волхов.

2. Господство одного народа  над другим

а)    иго;

б)        жертва;

в)        ярлык.

3.         Город, который семь   недель  оборонялся от  монголо — татар и был прозван «злым городом».

а)        Козельск;

б)        Новгород;

в)        Киев.

4.         Ханская грамота на княжение

а)        ярлык;

б)        грамота;

в)        документ.

5.        Столица Золотой Орды

а)        Новгород;

б)        Сарай;

в)        Киев.

6.         Город Руси, первый подвергшийся  разгрому со стороны монголо атар.

а)        Торжок;

б)        Рязань;

в)        Москва.

7.         Подарки ханам от русских князей.

а)        налог;

б)        дань;

  в) выкуп.

 8. Поход монголо — татар в 1237 году  возглавил хан…

а)        Чингисхан;

б)        Батый;

в)        Ахмат.

     Ребята, должны с помощью опоры на доске продолжить выражение об уроке:

узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что… у меня получилось …

я смог…

я научился…..

у меня получилось …

Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося

Домашнее задание

прочитать текст учебника с. 240-242, дать ответы на вопросы учебника.

Индивидуальные задания — подготовить пересказ рассказа для дополнительного чтения.