Тема урока Радости и сложности общения Обществознание

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Урок № 15 Тема урока

Радости и сложности общения

(Урок второй, главы III — «Человек среди людей», по курсу «Введение в обществознание 8-9» с использованием мультимедийной презентации, созданной учителем).

Проблема урока

Как преодолеть сложности общения?

Предмет

Обществознание

Класс

8

Автор урока (ФИО, должность)

Быкова Светлана Геннадьевна, учитель истории и обществознания.

Образовательное учреждение

ГОУ г. Москвы специальная общеобразовательная школа № 4

Республика/край, город/поселение

Г. Москва

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Сформировать представление о культуре общения, как одному из условий преодоления конфликтных ситуаций.

Задачи урока

Образовательная:

-Усвоение всеми учащимися программного минимума фактических сведений о необходимости общения, культуре общения и преодоления конфликтных ситуаций.

Развивающая:

-Продолжить развитие личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению, оценке способов действия с позиций эмоциональных, эстетических, нравственных, мировоззренческих; умение четко организовывать групповую и самостоятельную работу

Воспитательная:

- Ответственный осознанный (не только эмоциональный, но и аргументированный) выбор личностной позиции. Такая позиция включает в себя признание достоинств противника, а также критику «своей» стороны. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Кроме того, личностная позиция предполагает сочувственную и нравственную оценку деяний людей.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся должны знать, что:

1. Общение означает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности;

2. Человек, с момента рождения нуждается в общении;

3. Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения, усваивают правила поведения, применяют их на практике;

4. Для установления нормальных взаимоотношений между людьми, важное значение имеет культура общения;

5. Там, где не хватает культуры общения, возникают конфликты.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1. Общение;

2. Межличностное общение;

3. Культура общения;

4. Межличностные конфликты;

5. Фазы в развитии конфликтной ситуации;

Учащиеся должны уметь:

1. Объяснять смысл основных понятий;

2. Доказывать, почему общение необходимо человеку;

3. Показать причины конфликтов и выход из него.

Основные понятия урока

1. Общение;

2. Культура общения;

3. Межличностный конфликт.

Формирование компетенций учащихся

Учебно – познавательные компетенции формируются через самостоятельную познавательную деятельность.

Через информационные компетенции формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Компетенции личностного самосовершенствования направляются на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.

Ценностно – смысловые, связаны с ценностными ориентирами ученика.

Общекультурные компетенции – компетенции связи поколений

Образовательная технология

Технология проблемного обучения — А. Осборн.

Межпредметная связь

Литература – Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Английский язык – Verbal – словесный – слово. История – древние законы общения.

Методы и приемы

- индивидуальная работа, групповая, фронтальная; — диалог; — работа с таблицей; — эвристическая беседа; — создание образа культурного человека; — решение проблемной ситуации;

План урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

1. Общение. Необходимость общения для человека.

2. Культура общения.

3. Как избежать конфликта?

III. Рефлексия.

IV. Итоги урока.

Необходимое оборудование и материалы

Учебник Л. Н. Боголюбова «Введение в обществознание». М., 2008;

компьютер, проектор и экран; магнитофон, аудиозапись Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», презентация по теме урока, дополнительная литература, дидактические материалы, маркеры, магниты.

http://www.knigge.ru/tests.php — что такое общение? Культура общения.

http://mywebpro.ru/ -этикет, правила общения.

Предварительная подготовка

Определение целей и задач урока; подбор учебной и дополнительной литературы к уроку; составление конспекта учителем и создание на его основе кратких тезисов урока, словаря, таблиц и схем; подбор заданий и вопросов к уроку, иллюстраций, аудио, презентации, созданной самим учителем.

Ожидаемый результат

Оценивать собственные отношения с другими людьми, в том числе и для корректировки собственного поведения, совершенствования социальной мобильности личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству.

Подробный конспект урока

Подготовительный этап.

Включение компьютера и вход в программу презентаций PowerPoint.

Учитель приглашает уч-ся в класс. С помощью опорных сигналов (карточки разного цвета) распределяются по группам. (4 группы)

Ход и содержание урока.

Мотивация учащихся.

I. Организационный момент.

Установление личностного контакта учителя с учениками, их взаимное приятие и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается учителем путем активного и энергичного обращения с учениками, где важно пожелать успеха уч-ся, а самому учителю «показать» предвкушение радости от успеха урока, который сейчас начнется.

Здравствуйте, меня зовут Светлана Геннадьевна, я рада присутствовать сегодня у Вас в гостях.

В течение этого урока, Вы работаете в группах, оцениваться работа групп будет смайликами, и в конце урока, подсчитав эти награды, выявится победитель. (2 мин)

Создание проблемной ситуации (1-2 мин)

1. Постановка проблемы.

Учитель обращает внимание детей на то, что тема урока не объявлена.

Учитель. Сейчас мы с вами подумаем, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Послушайте, пожалуйста, эпиграфы к уроку.

2. Работа с эпиграфами.

Учитель произносит эпиграф и предлагает ответить на вопрос:

- Как Вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Эпиграф 1.

« Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения»

Антуан да Сент – Экзюпери – французский писатель, поэт.

СЛАЙД № 1

( 2 мин)

II. Объяснение нового материала.

Определение темы. СЛАЙД № 2

Сообщение целей урока.

Учитель и уч-ся формируют и записывают проблему:

Как преодолеть сложности

общения?

Учитель.

Ребята, сегодня на уроке мы сформируем представление о культуре общения, как одному из условий преодоление конфликтных ситуаций.

Представляется план урока. СЛАЙД №3

Представляются основные понятия:

1. Общение;

2. Культура общения;

3. Межличностный конфликт.

( 2 мин)

Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение новых знаний.

1. Выступление учителя.

Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

Опрос.

Но прежде, я хочу у вас спросить:

1. Что такое межличностное отношение?

2. В межличностных отношениях важно понять другого человека?

Учитель предлагает записать тему урока и открыть учебник на стр. 68

Что же такое общение?

Общение – это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу (У учителя книга «Маленький принц» в руках), происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им.

Смотрит человек спектакль, выступает лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – все это общение. Существует и выражение «общение с природой».

Общение – это взаимодействие двух или нескольких человек, СЛАЙД № 4 которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности.

Общение – это главное условие и способ существования людей. Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения.

Без общения человек не может стать личностью.

Запись.

Общение – это установление и развитие контактов между людьми.

Запись в карту уч-ся.

Общение включает в себя, как минимум 3 различных процесса: СЛАЙД № 5

1. Обмен информацией.

2. Обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия.

3. Восприятие и понимание партнера, его особенностей и особенностей его поведения.

Запись в карту.

Общение бывает различным.

Виды общения: СЛАЙД № 6

- вербальное, невербальное;

Вербальное – (с англ. Словесный) слово

Невербальное общение – общение без слов – с помощью мимики, позы тела, жестов.

Можно ли обидеть человека средствами невербального общения?

(отвечают дети)

Чему способствует общение? СЛАЙД № 7

- развитию личности (недостаток общения приводит к отклонениям в развитии);

- приобретение знаний о мире (наука, культура, искусство…);

- знания о самом себе;

- оценка поведения людей, усвоение нравственных ценностей и норм поведения.

Особо высока роль общения в юношеском возрасте человека в период развития и становления личности.

И главное, надо помнить, что результат общения зависит от двоих – от самого себя и от того с кем и как общаешься.

А теперь, я попрошу каждую группу ответить на мои вопросы по видам общения . Впоследствии мы оценим каждый проект.

Работа в группах:

Первичное закрепление нового материала, через использование предоставленных учителем каждой группе таблицы « Виды общения». (Учитель проговаривает примеры общения. Уч-ся ставят знак в ту колонку таблицы, к которой, как они считают, этот пример относится.)

4 группы заполняют таблицы – затем отдают учителю.

Учитель прикрепляет их на доску и, отмечает, все ли способы общения соответствуют примерам.

Смайлик.

.

Молодцы. Я вижу, что вы умеете общаться.

( 6 мин)



Для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщить их людям.

Многим людям неуютно среди других людей именно из-за неумения общаться.

С какими людьми приятно вести диалог, а с какими не очень?

Ответы уч-ся.

2. Мы переходим к следующему этапу нашего урока, который называется культура общения.

Что же такое культура общения? СЛАЙД № 8

Давайте попробуем описать культурного человека.

Дети предлагают варианты.

Учитель.

Древние заповеди гласят, что тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо:

-доверять тому, с кем общаешься;

-уважать того с кем общаешься.

Запись в карту уч-ся.

Вы все большое количество времени проводите в школе. И создание благоприятного климата в классе зависит от каждого из вас. Человек должен управлять собой, даже если ему не нравится что-то в другом человеке.

Попробуйте вписать в текст пропущенные слова, подобрав к ним антонимы.

(Работа в группах).

Попробуйте в общении не наступать, а уступать, не захватить, а отдать,

не кулак показать, а руку протянуть, не орать, а внимательно выслушать.

Давайте вместе проверим, что у вас получилось. СЛАЙД № 9

Озвучиваются результаты. Смайлик.

( 5 мин)

3. Если у человека не хватает культуры общения, то возникает конфликт.

СЛАЙД № 10

Конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.

Уч-ся записывают в карту.

Выделяют 3 стадии развития конфликта.

Обратимся к тексту учебника (парагр.12. С. 71. )



Страницы: 1 | 2 | Весь текст