Тема урока Новые явления в экономике Мануфактура

Тема урока. Новые явления в экономике. Мануфактура. 7 класс.

Учитель: Ружинская М.М.

Цель. 1. Охарактеризовать экономическое развитие России после Смуты.

2. На примере творчества россиян развивать потребность ребят

самим трудиться и создавать прекрасное.

3. Развивать чувство прекрасного, умение видеть и ценить

мастерство человеческих рук.

4.Развитие речи, творческого мышления.

План урока: а) последствия Смуты;

б) сельское хозяйство;

в) ремесло и появление мануфактуры.

Основные понятия: мелкотоварное хозяйство, мануфактура, промышленники, предприниматели, всероссийский рынок.

Урок-практикум.

Оборудование: учебник с.33-40, карта с.39, работы мастеров (деревянные ложки, матрешки, плетеные вазы, горшки и вазы из глины, куклы и изделия из ткани и т.д.).

«Живём не без промысла»

Ход урока.

Организационный момент.

Учащиеся обращаются к теме урока и формулируют вопросы, которые

рассматривать будут в течение урока; ставят цель и выбирают источники работы.

Прочтите пункт «Последствия Смуты» и выделите задачу, стоявшую перед властями в этих условиях — найти источники экономического возрождения страны (запись в тетради).

Комментированное, выборочное чтение пункта «Сельское хозяйство» и нахождение мер правительства, направленных на укрепление хозяйства:

а) раздача земель дворянам, что должно привести к укреплению как дворянского, так и крестьянского хозяйства;

б) значительно сокращены крестьянские налоги;

в) велось освоение заволжских и сибирских территорий;

г) новое явление – специализация отдельных районов страны.(запись в тетрадь)

Рассмотрите карту с.39 и назовите районы товарного производства:

а) хлеб – южные и по р. Волге;

б) лён и конопли – западные и центральные;

в) меха – сибирские;

г) соли рыба – поморские;

д) скотоводства – южные и юго-восточные.

На основании карты с. 39. назовите города, где развивалось

кузнечное дело –

полотняное –

А в г. Новгороде, что было развито? –

5. Особенностью ремесла в XVII века — это его превращение в мелкотоварное производство для продажи на рынке (запись в тетради)

Русский крестьянин был не только земледельцем. Издавна занимался он разными ремёслами, которые давали ему неплохой заработок. «Живем не без ремесла» — эти слова часто повторяли крестьяне. Возможность продавать свое изделие на рынке, чтобы прокормить свою семью, подталкивала крестьян заниматься промыслом. Иногда не только семьями, но и целыми деревнями занимались. (Нам сегодня знакомы соленые огурцы из деревни Холынья, жители которой солят их в бочки, опускают на дно реки, а весной хрустящие продают на рынках страны)

Товар крестьянский пользовался большой популярностью на рынках, торгах. Его покупали горожане, сами крестьяне и всякий простой люд. Если продукция переставала нравиться покупателям, ремесленник быстро улучшал её, поэтому товар стал живучий и конкурентоспособный до сегодняшнего дня.

Скажите: а какие древние специальности современны и сегодня?

Плотники.

Гончары.

Кузнецы.

Сапожники.

Печники и т.д.

Новгородский край славился разнообразным ремеслом. Вы видите некоторые изделия наших мастеров. Назовите их и вспомните, а какие ещё изделия можно положить на этот стол: (замки, инструменты, верёвки, мешки, изделия из бересты, кружевоплетение, вышивание и т.д.)

К.Р.З. №1 Пословицы и поговорки о ремесленном труде.

Индивидуальная работа (задание прилагается).

Выскажите свою точку зрения.

6. Новым явлением в экономике страны считалось и развитие предприятий нового типа, мануфактур.

Мануфактура – это… (Прочтите и объясните с. 41 – новые слова).

На основании карты с.39 назовите города, где появились первые мануфактуры:

железоделательные и оружейные –

кожевенные –

полотняные –

А как вы понимаете новые слова – предприниматель, промышленник, всероссийский рынок? Выскажите свою точку зрения.

Да, неумёхи тоже были, это ленивые крестьяне, не умевшие работать топором, ткать, шить и т.д. «Долог день до вечера, коли делать нечего» — возникла тогда поговорка, но она и современна сегодня.

К.Р.З. №2. Пословицы и поговорки о лодырях. Работа в паре (задание прилагается).

7. Подведение итога урока. На доске логическая цепочка. Дополните её и вставьте пропущенные слова.

В_______ВЕКЕ В ЭКОНОМИКЕ _____________ ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ _________: РЕМЕСЛО ПРЕВРАЩАЛОСЬ В _________ ПРОИЗВОДСТВО, РАЗВИВАЛИСЬ ПРЕДПРИЯТИЯ — _____________, ФОРМИРОВАЛСЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ___________.

(Слова: XVII, рынок, мануфактура, России, черты, мелкотоварное)

Ребята! Попробуйте представить себя на месте мастера, торгующим своим изделием. Как бы вы предлагали свой товар?

(Точка зрения о достоинстве товара)

.

Оценки за урок.

Д/ задание: в контурной карте отметить ремесленные центры и мануфактуры.