Тема урока Нашествие Батыя на Русь

Тема урока: «Нашествие Батыя на Русь»

Цели урока:

1. Рассмотреть процесс завоевания Руси монголо-татарами, выявить причины этого события.

Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, продолжить формирование умения анализировать исторические документы; ставить и разрешать проблемы.

Показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо-татарами.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе — объяснительно-иллюстративный,

проблемный; по характеру движения мысли от незнания к знанию – индуктивный.

Уровень учебной деятельности учащихся: продуктивный; переработка, преобразование исходной информации (свёртывание, развёртывание, сравнение).

Основные понятия: монголо-татары, тьма (тумен), нашествие.

Средства обучения:

хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – т.1. С древнейших времён до XVII века/Сост.: И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М.: МИРОС – 1994,

карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков»,

картина «Оборона города Владимира от монголо-татар»,

История России: С древнейших времён до конца XVI века: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – 2-е изд. – Просвещение, 2002. Параграф 12.

1. Вводно-мотивационный этап урока.

Вводная беседа:

Какой период истории России мы изучаем?

Какое княжество было самым сильным?

Чем опасна феодальная раздробленность?

В начале XIII века Русь сталкивается с новой угрозой – монголо-татарами.

4. Что вы знаете об этих племенах из курса истории средних веков?

Задание учащимся: прочитать в учебнике на стр.105 отрывок из документа — Суздальской летописи о монгольском нашествии на Русь.

В лето 1237. Пришли татары с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом… и начали разорять Рязанскую землю и захватили ее до Пронска; захватили и Рязань весь и пожгли его, и князя их убили, кого же взяли, одних распинали, других расстреливали стрелами, иным же завязывали руки назад; и много святых церквей предали огню, и монастыри и села пожгли, имущества немало отовсюду взяли; после этого пошли на Коломну.

Той же зимой подошли татары к Владимиру… Владимирцы затворились в городе… а татары подъехали к Золотым воротам, ведя с собой Владимира Юрьевича… и начали спрашивать, в городе ли князь Юрий. Владимирцы пустили по стреле по татарам, и татары тоже пустили по стреле по Золотым воротам; и потом сказали татары: «Не стреляйте». Они же замолчали. И татары подъехали к воротам и стали говорить: «Узнаете ли княжича вашего Владимира?» Был он печален, Всеволод и Мстислав, стоя на Золотых воротах, узнали брата своего Владимира. О горестное и слез достойное зрелище! Всеволод и Мстислав с их дружиной и все горожане плакали, видя Владимира. А татары разбили станы у Владимира и начали устанавливать камнеметные орудия… В воскресенье 7 февраля приступили к городу… И взяли город до обеда… Всеволод и Мстислав бежали… а епископ Митрофан, и княгиня Юрьева с дочерью и со снохами и с внучатами, и другие княгини с детьми, и многое множество бояр и иные люди затворились в церкви Святой Богородицы, и их без милости запалили огнем.

Вопросы к документу:

Какие русские княжества захватили монголо-татары?

Какие подробности о монгольском нашествии на Русь вы узнали из летописного отрывка?

Исходное противоречие: завоеватели, кочевые племена, находившиеся на стадии разложения родоплеменного строя, разгромили самое сильное русское княжество.

Учебная задача: почему монголо-татары победили русские княжества?

2. Организация учебной деятельности.

Учитель: На какие вопросы мы должны дать ответ, чтобы решить учебную задачу?

В чём была сила монголо-татар?

В чём была слабость русских войск?

Почему некоторые русские земли избежали нашествия Батыя?

Исходя из рассказа учителя о создании державы Чингисхана и первых завоевательных походах, учащиеся начинают выделять сильные стороны монголо-татарского войска (создание хорошо организованной армии, превосходившей по численности армии противника; высокая скорость конного боя; использование военного опыта покорённых народов; монголы предпочитали сражаться на открытой местности, где располагали преимуществом).

Используя карту, учитель рассказывает о завоевательном походе монголо-татар в Среднюю Азию (1219-1221гг.), об их вторжении в Закавказье и Северный Кавказ (1220-1222гг.), о героическом сопротивлении народов. Учащиеся по ходу рассказа учителя отмечают в контурных картах направления походов Чингисхана и сражения. Учащиеся, опираясь на рассказ учителя определяют причины поражения развитых феодальных центров (феодальная раздробленность, предательство феодальной знати).

1223г. – монголы вторглись в Половецкую степь (войска Джебе и Субедея), угроза нависла над русскими землями, поэтому некоторые князья ответили согласием на приглашение половцев принять участие в битве с монгольским войском.

31 мая 1223г. – битва на берегу р. Калка. Обратить внимание учеников на то, что это был поход лишь одного из корпусов (тумена – 10 тыс. человек). Слушая рассказ учителя об этой битве, учащиеся выделяют главную причину слабости русских войск (не было согласованности в действиях русских князей, отсутствовало общее командование).

1223г. – поход в Волжскую Булгарию, поражение и возвращение в Монголию.

Перед изучением походов Батыя на северо-восточную и юго-западную Русь учитель объясняет учащимся, что представляла собой Русь накануне монгольского нашествия: на территории бывшей Киевской Руси насчитывалось около 30 государственных образований, наблюдалось отсутствие политического и военного единства; к моменту наступления на Русь монгольская армия насчитывала, по разным источникам, от 37 до 75 тысяч человек, ни одно русское княжество не в состоянии было выставить такого количества воинов. Во Владимиро-Суздальском княжестве войско насчитывало 20-25 тыс. человек, в Рязанском – 3-7 тыс., в Новгородской земле – 7-10 тыс.. Превосходство монголов было значительным, особенно если учесть распылённость русских сил. (Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв.: Учебник для 7 класса средних учебных заведений. – М.: 1996, с. 151.)

Изучение нашествия Батыя на Русь организуется в форме лабораторной работы. Одна группа учащихся, анализируя Лаврентьевскую летопись, изучает вторжение Батыя на Северо-Восточную Русь, вторая группа, анализируя Галицко-Волынскую летопись, – вторжение в Юго-Западную Русь.

В большинстве русских летописей подробно говорится о нашествии Батыя на Русь. Ниже приводятся отрывки из наиболее древних из дошедших до нас летописей — Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись написана около 1377г. в Суздале монахом Лаврентием (отсюда и ее название). Она включает в себя ростовское и владимирское летописания XIII в., в ней подробно рассказывается о нашествии татар на земли Северо-Восточной Руси. В составе Ипатьевской летописи начала XV в. содержится так называемая Галицко-Волынская летопись XIII в., которая, в свою очередь, включает «Повесть о нашествии Батыя», написанную в Киеве.

Летописные повести о монголо-татарском нашествии: Лаврентьевская летопись// хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – т.1. С древнейших времён до XVII века/Сост.: И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М.: МИРОС – 1994. С. 94-96.

В тот же год зимой (1237/38) пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары, и начали завоевывать Рязанскую землю, и пленили ее до Пронска, и взяли все Рязанское княжество, и сожгли город, и князя их убили. А пленников одних распинали, других — расстреливали стрелами, а иным связывали сзади руки. Много святых церквей предали они огню, и монастыри сожгли, и села, и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары пошли к Коломне. В ту же зиму выступил Всеволод, сын Юрия (сын Всеволода Большое Гнездо), внук Всеволода, против татар. И встретились они у Коломны, и была, битва великая. И убили воеводу Всеволодова Еремея Глебовича, и многих других мужей Всеволода убили, а Всеволод прибежал во Владимир с малой дружиной. А татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли татары Москву, и воеводу убили Филиппа Няньку за правоверную христианскую веру, а князя Владимира, сына Юрия, взяли в плен. А людей избили от старца до грудного младенца, а город и церкви святые огню предали, и все монастыри и села сожгли, и, захватив много добра, ушли.

В ту же зиму выехал Юрий из Владимира с небольшой дружиной, оставив своих сыновей, Всеволода и Мстислава, вместо себя. И поехал он на Волгу, и расположился на реке Сити лагерем, поджидая братьев своих Ярослава с полками и Святослава с дружиной.





В ту же зиму пришли татары к Владимиру, месяца февраля в третий день. Владимирцы затворились в городе, Всеволод и Мстислав были в нем, а воеводой был Петр Ослядюкович.

Татары станы свои разбили у города Владимира, а сами пошли и взяли Суздаль, и разграбили церковь Святой Богородицы, и двор княжеский огнем сожгли, и монастырь Святого Дмитрия сожгли, а другие разграбили. Старых монахов и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и больных, и всех людей убили, а юных монахов и монахинь, и попов, и попадей, и дьяконов, и жен их, и дочерей, и сыновей — всех увели в станы свои, и сами пошли к Владимиру. В субботу мясопустную начали татары готовить леса, и пороки устанавливали до вечера, а на ночь поставили ограду вокруг всего города Владимира. В воскресенье после заутрени пошли они на приступ к городу, месяца февраля в седьмой день.

И стоял в городе из-за наших грехов и несправедливости великий плач, а не радость. За умножение беззаконий наших привел на нас Бог поганых, не им покровительствуя, но нас наказывая, чтобы мы воздержались от злых дел. Такими карами казнит нас Бог — нашествием поганых; ведь это бич его, чтобы мы свернули с нашего дурного пути. Взяли татары город до обеда от Золотых ворот.

А епископ Митрофан, и княгиня Юрия с дочерью, и со снохами, и с внучатами, и другие, княгиня Владимира с детьми, и многое множество бояр и простых людей заперлись в церкви Святой Богородицы. И были они здесь без милости сожжены.

Церковь Святой Богородицы татары разграбили, сорвали оклад с чудотворной иконы, украшенный золотом, и серебром, и камнями драгоценными, разграбили все монастыри и иконы ободрали, и книги ободрали, и разграбили одежды блаженных первых князей. Убит был Пахомий, архимандрит монастыря Рождества Святой Богородицы, и игумен Успенский, Феодосий Спасский, и другие игумены, и монахи, и монахини, и попы, и дьяконы, начиная с юных и кончая старцами и грудными младенцами. Расправились татары со всеми, убивая одних, а других уводя босых и раздетых, умирающих от холода, в станы свои.

Пленив Владимир, пошли татары, эти окаянные кровопийцы, на великого князя Георгия. Часть татар пошла к Ростову, а другая часть к Ярославлю, а иные пошли на Волгу на Городец, и пленили они все земли по Волге до самого Галича Мерьского; а другие татары пошли на Переяславль, и взяли его, а оттуда пленили все окрестные земли и многие города вплоть до Торжка. Взяли они, в один месяц февраль, четырнадцать городов, не считая слобод и погостов.

И пришли безбожные татары на Сить против великого князя Юрия. И встретились оба войска, и была битва жестокой, и побежали наши перед иноплеменниками. И тут убит был князь Юрий. А случилось это несчастье месяца марта в четвертый день. Так был убит великий князь Юрий на реке Сити, и многое из его дружины погибли здесь.

Галицко-Волынская летопись; Ипатьевская летопись// хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – т.1. С древнейших времён до XVII века/Сост.: И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М.: МИРОС – 1994. С. 96-97.

В год 6745 (1237). Пришли безбожные измаильтяне, которые раньше бились с русскими князьями на Калке.

Первое их нашествие было на Рязанскую землю, и взяли они приступом город Рязань, выманили обманом князя Юрия и привели к Пронску, ведь княгиня его была в то время в Пронске. Обманом выманили и княгиню, и убили князя Юрия и его княгиню, и всех жителей его земли перебили, не пощадили и детей, даже грудных.

В год 6748 (1240). Пришел Батый к Киеву с большой силой, с многим множеством воинов своих, и окружили они город, и обступила сила татарская, и был город в великой осаде. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рёва множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами.

Поставил Батый пороки около города, у Ляшских ворот. Пороки непрестанно били день и ночь и разрушили стены. Вышли горожане на остатки стены, и было видно, как тут ломались копья, разбивались на куски щиты, стрелы помрачили свет. Горожане были побеждены, и Дмитр ранен, а татары взошли на стены и там засели. Но в тот же день и ночь горожане построили другие стены около церкви Святой Богородицы. На другой день татары начали приступ, был большой бой между ними и защитниками. Люди укрылись в церкви, влезли на церковные своды со своим добром, и от тяжести рухнули вместе с ними стены церковные. Так город был захвачен воинами. Дмитра вывели раненым и не убили мужества его ради.

Батый же, взяв Киев, узнал, что Даниил в Угорской земле, пошёл сам на Владимир и подошел к городу Колодяжну. Он поставил двенадцать пороков, но не мог он разбить стены и стал подговаривать людей. Они же, послушав его злого совета, сдались и были перебиты. Затем Батый пошел к Изяславлю и Каменцу и взял их. Видел он, что не сможет взять города Кременец и Данилов, и отошел от них. И пришел к Владимиру, и взял его приступом, и избил всех, не щадя. И также Галич и многие другие города, которым и числа нет.

Задание группам: прочитать документы, на контурных картах отметить направления завоевательных походов хана Батыя и его полководцев в 1236-1242гг., действия русских войск, города, оказавшие наиболее упорное сопротивление монголо-татарским завоевателям.

Вопросы к документам:

Какие факты свидетельствуют о том, что это было именно нашествие, а не привычный для русского человека набег степняков?

Как вели себя монголы в русских землях?

Почему в 1237-1240гг. русские князья предпочли тактику защиты в городских крепостях открытым сражениям? Верно ли это было, на ваш взгляд?

Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление?

На выполнение заданий даётся 15 мин., затем один учащийся от каждой группы, используя условные обозначения на своей контурной карте, рассказывает о походах Батыя на Русь, привлекая наглядный материал настенной карты.

Дополнением к рассказу учащихся о героической обороне русских городов служат иллюстрации в учебнике (штурм монголо-татарами Рязани, осада монголо-татарами Козельска) и учебная картина «Оборона города Владимира от монголо-татар».

Вопросы для описания картины:

Какой момент нашествия изображён на картине?

Какую тактику использовали монголо-татары при взятии городов?

Монголы имели весьма совершенные орудия для штурма городов. Кроме того, они использовали сосуды с зажигательной смесью, стрелы, обёрнутые горящей паклей, также «свистящие» стрелы для устрашения противника. Монголы разделяли войско на отряды и по очереди бросали их на штурм, в то время как гарнизон не мог отдохнуть.

Прослеживая продвижение монголо-татарских войск, учитель объясняет, что после взятия Владимира маршруты разделились: одна часть пошла по направлению к Волге, другая – к Торжку (мыслилось от него пойти на Новгород, но оборона Торжка сорвала план), третья – двинулась на север. В движении войск завоевателей прослеживается определённый план: они двигались по основным речным и торговым путям Северо-восточной Руси и разрушали города – центры сопротивления. Кроме того, старались пройти и по районам, сулившим богатую добычу.

Битва на Сити (март 1238г.) ослабила центральную часть сил противника. В результате войско, двигавшееся к Новгороду, было вынуждено остановить наступление. Зимний поход ослабил завоевателей, и решено было отступить.

О походе монголо-татар на Новгород ученики узнают из текста учебника (п. 12, стр.100-102), а затем дают ответ на вопрос: почему некоторые русские земли избежали нашествия Батыя?

После рассказа учащегося (представителя второй группы) о походе монголо-татар на Юго-Западную Русь учитель просит ребят объяснить слова А.С.Пушкина, который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Россией».

Русь была обречена. Войско монгол было слишком сильным. Ни один из современных им народов не мог им противостоять. Однако Русь, даже будучи раздробленной, оказала достойное сопротивление захватчикам.

3. Контроль и коррекция знаний.

Ответ на учебную задачу «почему монголо-татары победили русские княжества» складывается из ответов на вопросы: «В чём была сила монголо-татар?» и «В чём была слабость русских войск?»

В ходе фронтального опроса учащиеся называют свои суждения. Кто-то из учащихся нашёл одну причину, кто-то другую, каждый может и должен аргументировано отстаивать своё мнение, опираясь на факты. Урок заканчивается тем, что верные ответы (при направляющей и корректирующей роли учителя) записываются в тетрадь.

В чём была сила монголо-татар?

Чингисхану удалось создать хорошо организованную армию, используя опыт покорённых народов в военном искусстве.

Монголо-татарская армия превосходила русские отряды по численности, так как в степи каждый мужчина был воином.

Батыю удалось разгромить русские княжества поодиночке.

В чём была слабость русских войск?

Феодальная раздробленность на Руси.

Единой русской армии не существовало; ополчения древнерусских земель противостояли монголам поодиночке.

Русские князья очень часто действовали несогласованно, не помогали друг другу.