Тема урока Малые жанры фольклора

Тема урока: Малые жанры фольклора.

Цели урока:

1)продолжить знакомство учащихся с малыми жанрами фольклора;

2)раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословицы и поговорки;

3)расширить представления пятиклассников о жанрах фольклора; развивать творческие способности детей (развивать умения отгадывать и сочинять загадки).

Оборудование: сборники загадок, пословиц, поговорок; учебники; раздаточный материал – карточки; презентация.

Класс: 6, русский язык.

Форма проведения: конкурс творческих групп и индивидуальные выступления.

Ход урока:

I.Орг.момент. (Дети разделены на 3 группы; выбран капитан команды, подобраны названия – «Пионеры», «Крепкий орешек», «Экстрим»).

II.Основная часть.

Учитель. Урок наш, ребята, необычный. Кроме того, что вы разделились на группы, выбрали капитана, придумали название своей команде, вы и задания будете получать очень интересные, самые разные: поисковые, творческие, исследовательские. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о фольклоре, а точнее о малых жанрах фольклора. Давайте же вспомним, что такое фольклор?

Ученик. Термин «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». Понимают этот термин по — разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, прикладное искусство, резьбу по дереву и прочее). Более узкое понятие слова – устная словесность, устное поэтическое творчество.

Учитель. Именно в этом значении мы и знакомились с фольклором на предыдущих уроках, и будем рассматривать сегодня. Что еще вы можете сказать о фольклоре?

(показан слайд №4)

Ученик. Устное народное поэтическое творчество возникло в глубокой древности и достигло совершенства ко времени введения письменности на Руси. Стало для древнерусской литературы художественной основой, «поэтической колыбелью». На основе богатейшей поэтической сокровищницы фольклора и возникла русская литература. «Начало искусства слова – в фольклоре», — писал об этом Максим Горький.

Ученица. Фольклор отличается особыми чертами:

а) устная форма;

б) опора на традиции;

в) народность;

г) обязательное участие исполнителя и слушателя.

Ученик. Мы не знаем авторов произведений фольклора, но знаем, что они были талантливыми людьми.

Учитель. Давайте вернемся к фольклорным произведениям. Назовите мне жанры фольклора.

(показан слайд №6).

Мы со всеми уже знакомы, а какие вам больше нравятся?

Ученики. Сказка.

Учитель. Что такое сказка? Чему она учит?

Ученики. Сказка – это то, что рассказывают, это устный рассказ о чем – либо интересном.

Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов.

Сказка учит ненавидеть злодеев, врагов.

Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Учитель. Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок! – писал великий Пушкин.

Поэт незнание сказок расценивал как недостаток воспитания.

Ребята! Есть ли среди произведений народного творчества такие, которые постоянно на устах у множества людей. Назовите их.

Ученики. Это загадки, пословицы, поговорки, потешки.

Учитель. Правильно. И они очень популярны. Это произведения, которые относят к малым жанрам фольклора.

(показан слайд № 13).

И так как урок у нас с вами необычный, то и продолжить его я хочу словами из сказки:

Иди туда, не знаю куда,

Принеси то, не знаю что.

Куда мы с вами пойдем, вы узнаете,

А что мы найдем – отгадаете.

Для начала попробуйте ответить на мои загадки.

Ученики отвечают, показаны слайды с правильным ответом.

Много рук, а нога одна. (Дерево).

Столбики беленые, а шапоньки зеленые. (Береза).

Среди леса кузнецы куют. ( Дятлы).

Под кустом, под ярусом

Лежит пояс гарусный. (Змея).

Стоит антошка на одной ножке. ( Гриб).

Вот так, ребята, загадка повела нас в лес, в поле. Помогла увидеть в обычном необычное, открыла нам свои секреты, тайны. Мы узнали, что антошка – это маленький грибочек, а кузнецы – это дятлы, что у берез столбики беленые, а шапоньки зеленые. Вот так загадка помогла нам показать добрые отношения народа к березке, к окружающему миру. Но загадка не только открыла в привычном необычное, она заставила нас пофантазировать, ум поточить, открыла сметливость и находчивость. Вот, оказывается, как много может нам подарить маленькая загадочка.

Ребята, вспомните, что такое загадка с точки зрения литературы? Сколько лет загадке и когда она родилась?

Ученик. Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.

Загадка появилась давно. Древнему человеку казалось много таинственного и загадочного в окружающем мире. Эти тайны природы ему хотелось разгадать. И тогда ему на помощь приходили сметливость, догадливость, фантазия, которые подсказывали ему отгадки. Они придумывали загадки, которые объясняли тайны природы.

Учитель. Совершенно верно. Послушайте загадки, попробуйте их разгадать и определить о чем идет речь в них?

Золотой хозяин на поле идет,

А серебряный пастух с поля. (Солнце и месяц).

Сестра к брату в гости идет,

А он от нее прячется. (Солнце и месяц).

Вы, конечно же, понимаете, что это смена дня и ночи. А люди древние не могли объяснить, почему приходит день и ночь. Они не только удивлялись этому, они хотели отгадать тайну эту. Они считали, что природа живет, как и мы с вами, у нее есть лицо, душа. Поэтому иносказательно называя солнце хозяином, а месяц пастухом, создавали люди загадку.

Но мы знаем еще одно объяснение появления загадок. Кто вспомнит и расскажет?

Ученик. В древности человек считал, что в окружающем мире у него много врагов. Это злые духи, злые силы. И их надо перехитрить. Вот так родилась условная загадочная речь.

Учитель. Давайте попробуем определить, о чем идет речь в следующих загадках?

Появились в доме мышки, а хозяйка не может сказать об этом прямо и говорит следующее:

Ишь, тур, потатур, потатурившись сидит, ждет гостей из Новгорода. Кто это?

А кто это?

Из куста шипуля за ногу тяпуля. (Змея).

Шел я по топ – топу, (дороге)

Увидел барахтахту (медведицу).

Если бы не Мухтахта, (собака)

Заломала бы барахтахта. (много подставных слов, поэтому смысл и непонятен).

А теперь потренируйтесь в разгадывании, в поиске, в объяснении загадки.

Выполните задание № 1,2,3 в карточке. Раздаточный материал лежит на столе (см. приложение).

После выполнения заданий жюри подводит итоги.

Учитель. Как много вы узнали на уроке. Подведем итог. Так в чем же сущность загадки?

Ученик. Загадка – это краткое иносказательное описание предмета.

Учитель. Начиная с детства, каждый человек сталкивается с малыми жанрами фольклора. Потешки, прибаутки, колыбельные песни – это фольклорные произведения, созданные взрослыми для детей. Но кто сумеет доказать, что считалки, дразнилки не созданы самими детьми. Любая детская игра начинается со считалки.

Следующее задание для вас будет задание поисковое.

Выполните задание №4 в карточке. Раздаточный материал лежит на столе (см. приложение).



Учитель. Однако есть вид народного творчества, который используют все люди в своей речи.

О чем идет речь, попрошу сказать, но сначала посмотрим сценки.

Сценка № 1.

Живописная, выразительная сцена нашей устной речи. Ситуация самая обыкновенная – встреча двух знакомых, уже пожилых женщин. Одна к другой зашла в гости.

- Батюшки, никак кума Федосья? – радостно восклицает Настасья Демьяновна.

- Не мало ли вас, не надо ли нас? – весело отвечает нежданная гостья, обнимаясь с хозяйкой.- Здорово, Настасьюшка!

- Здравствуйте! Здравствуйте! Проходите да хвастайте! – сияя улыбкой, отзывается хозяйка.

Учитель. Это не отрывок из художественного произведения, а запись беседы, свидетелем которой была известная собирательница народного фольклора Н.И.Колпакова. Вместо «Здрасьте! Здрасьте!» какой прекрасный диалог. И эти нестандартные веселые выражения.

Сценка № 2.

- Акуля, Акуля, что ты шьешь не оттуля?

- А я, матушка, еще пороть буду.

Учитель. Не узнаешь себя в этой Акуле? Что высмеивает автор в этой сценке? (лень).

А вот послушайте:

Писать – то пишу, а читать – то в лавочку ношу (с грустной усмешкой говорит автор).

В своей речи герои используют интересные выражения, которые можно отнести к отдельному жанру. Вспомните, что это за жанр?

Ученики. Пословицы.

Учитель. А что такое пословицы?

Ученики. Пословицы – это краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости.

Пословицы обычно дают оценку человеку, явлению, событию.

(показан слайд №15)

Учитель. Пословиц в нашей речи великое множество. Когда Владимир Иванович Даль создавал «Словарь живого великорусского языка», то в качестве примера он использовал пословицы. Так к слову голова он подобрал 86 пословиц, к слову глаз – 110, воля – 73.

Задание поисковое. Найдите в книгах пословицы, в которых использованы данные слова. (Ученики находят пословицы, читают их).

Ребята, вспомните такую пословицу «Поговорка – цветочек, пословица — ягодка». О чем она?

Вспомните, что такое поговорка? О пословице и поговорке часто говорят, что они обе равно обогащают нашу речь.

Ученик. Поговорка – меткое народное выражение, краткое по форме, острое по мысли.

(показан слайд №16)

Показан слайд № 15. Задание. Определите, в каком столбце поговорки, а в каком пословицы. Докажите. (Пословица – это законченное суждение, а поговорка – часть суждения).

Учитель. Поговорки и пословицы активно обогащают нашу речь. Их чаще располагают по темам.

Выполните задание № 5.(см. приложение). После выполнения вопрос классу: «Что подсказало вам, что этот заголовок является обобщающим для всех этих пословиц»?

Учитель. Многие пословицы прожили очень долгую жизнь. Мы говорим: «Любит откладывать в долгий ящик». А откуда это изречение? Что оно обозначает?

Проверяем домашнее задание.

I группа. «Любит откладывать в долгий ящик» — «долгий ящик» — это специальный ящик, куда наши предки могли опускать просьбы, жалобы царю, но которые разбирались крайне медленно, долго, отсюда и «долгий ящик».

II группа. «Дело- табак». Когда плохи наши дела, мы говорим: «Дело — табак». А поговорка идет от обычая бурлаков подвешивать к шее кисет с табаком. И когда вода доходила бурлакам до шеи, то есть становилось плохо, трудно идти, громко кричали: «Табак!»

III группа. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», «Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет». Эти пословицы свидетельствуют о закрепощении крестьян после 1581 года, когда Иван Грозный запретил им переход от одного помещика к другому в Юрьев день (26 ноября).

Учитель. Очень интересным оказалось это задание. Жюри оценивает и этот конкурс и огласит результаты.

(показан слайд №17 — 18)

Учитель. Как же появляются пословицы, поговорки в нашей речи? Источники, ребята, самые разнообразные. Но прежде всего мы должны назвать непосредственные наблюдения народа над жизнью.

1)Происхождение поговорок и пословиц можно связать с военным бытом Древней Руси более позднего времени.

2)Новые пословицы могли создаваться на основе старых, возникли в советское время.

«На трактор надейся, а коня не бросай». Эта пословица создана по образцу пословицы «На бога надейся, а сам не плошай».

«Учись, боец, командиром будешь» и «Врагов бояться – пограничником не быть» — соответственно пословицы «Терпи, казак, атаманом будешь» и «Волков бояться – в лес не ходить».

3)Один из источников – басня, особенно пословицы обязаны литературной басне И.А.Крылова.

«А ларчик просто открывался»

«А Васька слушает да ест»

«Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона»

«Ты сер, а я, приятель, сед… »

4)Литературные произведения.

Из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

«Счастливые часов не наблюдают»

«Молчалины блаженствуют на свете»

«Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок»;

Из произведений А.С. Пушкина:

«Мы все глядим в Наполеоны»

«Любви все возрасты покорны»

«Мы все учились понемногу»

«Народ безмолвствует»

«Бойцы вспоминают минувшие дни»;

5)Немало пословиц пришло из античности:

«Одна ласточка не делает весны» — из басни Эзопа

«Привычка – вторая натура» — встретилась в трудах Аристотеля и Цицерона

«Познай самого себя» — приписывается Платону



«Хорошо смеется тот, кто смеется последним» — из басни «Два крестьянина и туча» Ж.-П.Флориана, франц. писателя 18 века.

Перенималось, запоминалось и употреблялось только то, что было близким по духу. А поскольку пословицы и поговорки создавались всеми народами и произведения близки как по содержанию, так и по форме, то и процесс заимствования не был трудным.

(показан слайд №19)

Учитель. Говоря о пословицах и поговорках, нельзя не вспомнить о том, какие тропы встречаются в них, т.е. каковы его излюбленные художественные средства.

Метафора«Убил двух зайцев», «Ставит палки в колеса»;

Олицетворение«Подливает масла в огонь»;

Синекдоха«Один с сошкой, семеро с ложкой», «Сытое брюхо к ученью глухо»;

Гипербола, литота«У кого счастье поведется, у того петух занесется», «Из кожи вон лезут», «Дешевле пареной репы»;

Тавтология«Здорово ли все здорово», «От добра добра не ищут», «Слыхом не слыхано, видом не видано»;

Сравнение«Худое – охапками, хорошее — щепотью», «Счастье – вольная пташка, где захотело, там и село».

III. Заключение

Учитель. Подошел к концу наш урок, и закончить его хочется словами А.Н.Толстого: «Русский язык создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные былины, говорившиеся нараспев под звон струн, о славных подвигах богатырей. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке надолго запомнятся, а пословицы обогатят вашу речь. Вы увидели, что фольклор со всеми его жанрами составляет сокровищницу духовной жизни человека, является основой для выражения чувств человека. Предоставим слово жюри для подведения итогов.



Жюри подводит итоги.

Домашнее задание.

1)Составить загадочку о бытовом предмете;

2)Охарактеризовать человека, который любит употреблять пословицу «Дело не медведь, в лес не убежит»;

3)Найти значение пословиц в энциклопедическом словаре «Голодный француз и вороне рад», «Погибоше яко обры».