Тема Русская народная баллада Кочегар

ТЕМА УРОКА: «Русская народная баллада «Кочегар»

5 класс

Цель урока: познакомить учащихся с городской или мещанской балладой на примере русской народной баллады «Кочегар»;

развивать умение анализа лирическое произведение.

ХОД УРОКА

Актуализация опорных знаний

-Что такое народная баллада?

(Народная баллада - это один из наиболее древних фольклорных жанров, небольшой рассказ в стихотворной форме с острым напряженным сюжетом)

- Какие виды баллад вам известны?

(Исторические, семейно-бытовые, разбойничьи, страшные, трагические)

-Назовите основные признаки баллады

(Пейзажный зачин и пейзажная концовка, явный или скрытый диалог)

Объяснение нового материала

Слово учителя:

В конце ХIХ столетия возникает особая разновидность русской народной баллады, которую называют городской или мещанской балладой. Многие из этих баллад стали популярными народными песнями.

-Послушайте балладу и подумайте, какова тема баллады «Кочегар»

(Подготовленный ученик читает балладу)

Анализ художественного произведения:

1.Какова тема баллады?

(Темой баллады является трагическая смерть кочегара)

2.Что стало причиной смерти кочегара?

Причиной смерти кочегара стала тропическая жара

Пойди, заяви ты, что я заболел

И вахту, не кончив, бросаю.

Весь потом истек, от жары изнемог,

Работать нет сил – умираю.

3.Какими художественными средствами создается в балладе ощущение тропической жары?

(Ощущение тропической жары создается при помощи лексического повтора слова жара, а также художественной детали — восковой свечи:

В руках восковую свечу он держал,

Воск таял, жарою согретый.

4.Какая строфа готовит читателей к рассказу о смерти кочегара?

( Не слышно на палубе песен,

И Красное море шумит, А берег суровый и тесен-

Как вспомнишь, так сердце болит… )

5.Как передается отношение к погибшему кочегару?

( Отношение к погибшему кочегару передается при помощи описания матросских слез:

Пришел корабельный священник-старик,

И слезы у многих блеснули.)

6. Какие художественные детали упоминаются в балладе и каково их поэтическое назначение?

(Художественная деталь — колосник, обгорелый и ржавый- усиливает трагизм баллады)

7. Какой художественный прием используется в последней строфе и какова его цель?

В последней строфе используется прием антитезы. Старушка-мать упоминается в конце баллады для противопоставления между человеческим горем и безмятежностью моря

Напрасно старушка ждет сына домой,

Ей скажут, она зарыдает…

А волны бегут от винта за кормой,

И след их вдали пропадает.

8.Как вы считаете, зачем вводится пейзажный зачин и пейзажная концовка?

(Пейзажный зачин и пейзажная концовка соотносится с изображением человеческих отношений)

9. Каково ваше отношение к событиям, описанным в балладе?

Итог урока.

Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение баллады.

Ответить на вопрос: «Как проявляется отношение автора к тому, о чем он рассказывает?»