Тема раскола противоборство светской и духовной власти в литературе и искусстве– 2 часа

«Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве». 7 класс – 2 часа.

Тип занятия: комбинированный, т.к. на первом уроке идет изучение нового материала, на втором уроке — закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Цели: Образовательные:

Ознакомление с событиями всеобщей истории, основными процессами развития человеческого общества;

Выработка исторических представлений;

Развитие умений обосновывать своё отношение к наиболее значительным событиям всеобщей истории.

Развивающие:

Развитие познавательных качеств;

Развитие умений сотрудничества, работы в группе работы;

Развитие навыка самообучения и самоконтроля;

Формирование креативных (творческих) качеств.

Воспитательные:

Формирование коммуникативных качеств;

Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.

Задачи:

организовать познавательную деятельность учащихся;

Формировать у учащихся систему ценностей и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижениях человечества.

Применяемые методы:

Формирования сознания и личностных смыслов (словесные, работа с информацией, метод примера);

Организация познавательной деятельности (самостоятельная работа, взаимообучение);

Методы эмоционального воздействия, стимулирование личностной значимости учения.

Форма: работа в группах.

Технологии - технология сотрудничества.

Основные понятия:

Патриарх – высшее звание в церковной иерархии, глава Церкви, высший духовный сан, избирается Церковным собором.

Протопоп – старший православный священник.

Инок – монах.

Рукоположение – возведение священника в сан.

Соборное уложение — свод законов.

Сторонники реформ – «никониане».

Противники реформ — «раскольники», сами раскольники называли себя «верными», «старолюбцами», «старообрядцами».

Урок 1. Изучение нового материала.

Основные даты выписаны на доске, по ходу объяснения материала учитель обращается к ним, учащиеся фиксируют их в тетради:

1645- начало царствования Алексея Михайловича,

1649- издано «Соборное уложение»,

1653 – 1655 – церковно-обрядовая реформа патриарха Никона,

1668-1676- осада царскими войсками Соловецкого монастыря, отвергнувшего реформу.

Ход урока.

1.Рассказ учителя о церковно-обрядовых новшествах, цели реформы, возникновении «церковного раскола», гонениях на раскольников, движении староверов на Север и в Сибирь, самосожжениях старообрядцев, гонениях и на приближённых царя, которые отстаивали «старую веру», среди которых был протопоп Аввакум.

В процессе объяснения ученики делают записи в тетради:

Цель реформы патриарха Никона — унификация богослужения по всей стране, централизация церковного управления, увеличение налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха.

Сторонники реформ – «никониане».

Противники реформ — «раскольники», сами раскольники называли себя «верными», «старолюбцами», «старообрядцами».

2. Аввакум – «неистовый протопоп»: непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма — сообщение ученика о личности и биографии Аввакума, его заключении и смерти.

3. слово учителя. Протопоп Аввакум – глава раскольников, отстаивавший свои убеждения, погибнет за них на костре. Ему принадлежат несколько произведений: «Житие…», «Книга бесед», «Книга толкований…», послания и челобитные. Житие было написано в 1672-1673 гг. во время его ссылки в Пустозёрске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе биографии.

Учащиеся делают записи в тетради:

Житие было написано в 1672-1673 гг. во время его ссылки в Пустозёрске и является первым в истории древнерусской литературы произведением, построенным на основе биографии.

Учитель объясняет домашнее задание:

Прочитать параграф учебника, отрывки из «Жития…», ответить на вопросы к отрывкам.

Каждый учащийся получает копию текста, в котором содержится 3 отрывка из «Жития…»:

Эпизод № 1. О путешествии в Сибирь.

« Таже с Нерчи – реки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячи, а сам и протопопица брели пешком, убивающееся о лёд. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедми итти не поспеем, голодные и томные люди. В ыную пору протопопица, бедная, брела, брела, да и повалилася, и встать не сможет. А иной томной тут же взвалился:оба карамкаются, а встать не могут. Опосле на меня, бедная, пеняет: «Долго ль-де, протопоп, сего мучения будет?» И я ей сказал: «Марковна, до самыя до смерти». Она же против тово: «Добро, Петрович. Ино ещё побредём».

Эпизод № 2. О чёрной курочке.





«Курочка у нас чёрненькая была, по два яичка приносила робяти на пищу Божиим повелением, нужде нашей помагая, Бог так строил. На нарте везучи в то время удавили по грехом. А нынеча мне жаль курочки той, как на разум придет. Ни курочка, ни што чюдо была: во весь год по два яичка в день давала, сто рублёв при ней плюново дело, железо! А та птичка одушевлена, Боие творение, нас кормила, а сама с нами кашку соснову ис котла тут же клевала, или рыбки прилучится, и рыбку клевала, а нам против тово по два яичка на день давала. Слава Богу, вся строившему благая! А не просто нам она и досталася. У боярыни куры все переспели и мереть стали, так она, собравшее в короб, ко мне прислала, чтоб – де батко пожаловал, помолился о курах. И я-су подумал: кормилица то наша, детки у нея, надобно ей курки. Молеюен пил, воду святил, куров кропил и кадил. Потом в лес збродил – корыто им зделал, ис чево есть, и водой покропил, да к ней всё отослал. Куры Божиим мановением исцелели и исправилися по вере ея. То тово-то племяни и наша курочка была».

Домашнее задание к отрывкам:

Благодаря каким особенностям язык Аввакума кажется живым, в чём особенности стиля?

Что делает язык автора эмоциональным?

Урок № 2.

Фронтальный опрос учащихся по понятиям, датам, изученным на прошлом уроке.

Проверка домашнего задания — работа с текстами «Житие…». Учитель обращает внимание на тексты, выданные на дом каждому ученику.

Ученики делятся на группы. Каждая из 2 групп подготавливает ответы на вопросы домашнего задания.

После подготовки учащиеся отвечают на вопросы к данным отрывкам. Участники второй группы следят за выступлением, дополняют ответы.

Выслушав учеников учитель, при необходимости, дополняет, обобщает.

Предполагаемые комментарии учителя: все вы отметили живость языка Аввакума. Стиль его эмоционален, по утверждению самого Аввакума представляет собой «беседу», «вяканье». Он не пишет своё житие, а разговаривает с нами о своей жизни, своих сподвижниках, дословно передаёт многие разговоры, использует просторечные выражения, слова, а также прибавляет к словам частицы «су», «де», которые тоже придают речи живость, помогают услышать особенности некоторых поволжских говоров.

Характер слова – проповеднический, а тон – доверительный, задушевный. Особенность стиля – сочетание торжественных интонаций, доходящих порой до обличительных, с искренними, проникнутыми юмором. Чувство юмора сохраняет автор в самые трудные, трагические минуты, что лишний раз подчёркивает силу личности Аввакума, его мощь, но в то же время кротость, безграничную силу веры. Некоторые истории носят притчевый характер (эпизод с курочкой), призывая нас подумать над своими поступками.

Надо отметить образность рисуемых картин, портретов, деталей, применяются пословицы, поговорки, образные сравнения. А в результате мы сопереживаем автору.

По ходу слов учителя ученики делают краткие записи в тетради об особенностях стиля протопопа Аввакума.

4. Рассказ учителя о последователях протопопа Аввакума. Используется мультимедийное пособие « Русская живопись». Учитель рассказывает о картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова».

Боярыня Морозова – духовная дочь Аввакума. Сила её протеста и приверженности «старой» вере потрясают зрителя. См. газета «История» ИД «Первое сентября». 2004.№ 26. Статья Л. Чёрной «Лицо раскола».

Вопрос группам – как художник средствами и приёмами живописи передал мотив раскола?

Ученики должны отметить (в случае их затруднений, это делает учитель) особые композиционные решения:

А) Дровни будто рассекают толпу пополам;

Б) двоеперстие юродивого как бы соединяются в одну линию с двоеперстием Морозовой;

В) цветовые решения (черная фигура Морозовой против пёстрых одежд толпы, скорбящие, плачущие, сочувствующие изображены в светлых одеждах, озлобленные – в тёмных);

Г) маковка церкви в конце линии дровней (её благословенный путь в будущее, «в заветное») и др.

После краткого сообщения учителя или подготовленного ученика о действиях царя против «непокорной барыни» надо отметить напряжённый взгляд героини Сурикова, решительность её жеста, силу воли, которые чувствуются в её фигуре, позе.

В результате ученики должны прийти к мысли о том, что главная мысль картины – идея жертвенности, что в переломные моменты истории всегда есть добровольные жертвы во имя идеи, а общество по — разному к этому относится, кто-то с уважением, а кто-то как к непокорным безумцам.

Анализ картины завершает урок. Учитель озвучивает обобщение о стезе Аввакума и его сподвижником. Их жизнь – подвиг, но они так не считали, чем заслуживают ещё более высокую оценку у потомков.

5.Выставление оценок учащимся.

Задание № 2. Разработать межпредметную контрольную работу для 7 класса по теме:

«Отражение общественного сознания в языке и стиле «Житие протопопа Аввакума».

Дайте определения понятиям:

Патриарх — ?

Протопоп — ?

Инок — ?

Рукоположение — ?

Соборное уложение — ?

Сторонники реформ Никона — ?

Противники реформ Никона -?

Укажите годы: принятия Соборного Уложения, церковно-обрядовой реформы Никона.

Перечислите основные положения церковно-обрядовой реформы Никона. Её цель.

В. Распутин сказал о протопопе Аввакуме «Печальник земли русской и собиратель её единого духа». Передаёт ли это высказывание сущность и значение личности протопопа Аввакума? Можно ли Аввакума назвать фанатиком веры, чем можно оправдать фанатизм сторонников и противников реформы. Аргументируйте свою точку зрения.

Перечислите особенности «Житие протопопа Аввакума» как литературного произведения.

Какие художественные приёмы (тропы) использует автор «Житие протопопа Аввакума»?