Тема предательства в рассказе ЛНАндреева Иуда Искариот

Тема предательства в рассказе Л.Н.Андреева «Иуда Искариот».

Цель урока: показать мастерство Л.Н.Андреева в изображении Иуды.

Оборудование урока: портреты Л.Андреева, иллюстрации к рассказу «Иуда Искариота».

Методические приёмы: аналитическая беседа.

Слово учителя. Леонид Андреев был художником, живущем в мифе и мифом. С одной стороны, обращение к мифу было способом приобщения к «душе мира», выходом из собственного «я» на просторы мироздания, с другой — давало новые средства и способы художественного отражения действительности. Евангельский миф, который близок писателю нравственной мотивировкой, он наполняет новым содержанием.

Анализ рассказа.

1. Какая главная тема звучит в рассказе уже в названии? (Это тема предательства.) Посмотрим, как своеобразно решает эту тему Леонид Андреев.

2. Показать, как писатель опровергает причины, по которым вообще предают люди:

а) корыстные интересы.

(глава 5: 30 сребреников — это малая сумма, полученные деньги Иуда спрятал под камень. Сам Иуда распоряжался казной среди учеников Христа.)

б) ненависть.

(глава 2 — доказательство, что Иуда любит Христа и защищает его.)

в) зависть.

Найти портрет Иуды(«худощав», «хорошего роста»). Он силён, умён, с волей. Таким образом, у Иуды есть другие причины предательства. Попробуем разобраться.

3. Какую истину о человеке проповедует Иуда?

глава 2: дурные поступки совершают все. Хорошие люди — это те, которые умеют скрывать свои дела и мысли. Но если такого человека приласкать, то из него потечёт всякая неправда.



Таким образом, предательство — это путь к познанию истины о человеке. А Иуда — своеобразный искатель истины: он хочет предать Христа, чтобы получить ответ на исход эксперимента. (Сравнить: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).

4. Как будут вести себя окружающие?

глава6, 8 (Люди выступают за освобождение преступника и за распятие Христа).

5. Проследить за поведением Иуды после вынесения приговора. Чем объяснить эту муку? (До последней минуты надеется, что люди очнутся. Эта мука человека, не потерявшего надежду).



6. Новое звучание тема предательства получает в 9 главе, когда Иуда приходит к ученикам Христа. В чём это новое звучание? (Здесь показано предательство как молчаливое невмешательство. Здесь та же мера нравственного суда над человеком. Мнение Иуды:»Кто любит, тот не спрашивает, что делать. Он идёт и делает всё»).

7. Финал рассказа: Как понимаете самоубийство Иуды?



(Герой приходит к выводу о бессилии человека).

Выводы

В толковании образа Иуды Андреев следует не за Евангелием, произносившим это имя с отвращением, а за авторами апокрифов, в которых «кипевшая мысль возвеличивала и возводила его на престол небесный». Вопреки евангельской трактовке, Иуда является самым чистым и посвящённым из всех учеников Христа.

В разных ситуациях и разными средствами раскрываются две натуры Иуды: одна — «ядовито — колючая», другая — «мучительно — раздавленная». С одной стороны, Иуда убеждён в правильности своих представлений о людях, а с другой — надеется на чудо, жаждет оказаться неправым. В Андреевском герое воедино слились мечтатель и мученик. Иуда верит, что мучения Христа и его собственные приобретут высокий духовный смысл, разбудят сознание людей и вернут их к нравственным истокам.

У Андреева нет антагонизма между Иудой и Христом, их объединяет страдания, на которые обрекает любовь. Любовь Иисуса к людям абстрактна, в то время как любовь Иуды к Христу конкретна, отличается силой и глубиной. Несмотря на внешнюю противоречивость, Иуда духовно столь же цельная личность, как и Христос. Автор ставит их рядом, дерзко заявляя об их равенстве перед лицом вечности.