Тема одиночества в лирике МЮ Лермонтова Утёс На севере диком Парус

6 класс Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

( «Парус», «На севере диком», «Утёс»).

Цели урока:

Учебная: познакомить с темой одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова , картинами и музыкой к его произведениям;

Развивающая: развивать речь через чтение стихов, устное рисование;

Воспитательная: воспитывать интерес к литературе через другие виды искусств

Ход урока

Вступление. Определение цели урока.

Учитель читает отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество»:

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье- все готовы:-

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как, судьбе послушно,

Года уходят будто сны.

Учитель: Это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество».

- Какое состояние души передаётся в этом отрывке?

- Ребята, а как вы думаете, что такое одиночество?

- Давайте обратимся к словарю. ( На доске записано определение одиночества)

- Какого человека можно назвать одиноким?

-Легко ли одиноким людям?

- А что чувствует одинокий человек?

- А поэт может быть одиноким? (Да, каждый человек в своей жизни когда-нибудь испытывает чувство одиночества. А) Например, А.С.Пушкин был очень одинок в детстве в моменты, когда родители уезжали на бал. Он коротал одиночество в библиотеке отца.

Б) Когда мы познакомились с биографией М.Ю. Лермонтова, я понял, что поэту тоже было знакомо чувство одиночества. Хотя он и рос в любви и ласки бабушки, но ранняя смерть матери и разлука с отцом наложили след на его характер.

…Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть

Учитель: Сам Лермонтов признавался : « Любил сначала в жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя»

- Может ли жизнь поэта накладывать отпечаток на его творчество?

На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить. ( На доске записана тема урока Тема … в лирике М.Ю. Лермонтова).

Работа в группах.( 3 группы по 6 человек).

Каждая группа анализирует одно стихотворение (1- «Парус», 2- «На севере диком…», 3- «Утёс») по данному плану.(Приложение1). Результаты анализа оформляются в сводную таблицу. (Приложение2) . Изначально группы называются «Ценители живописи», «Ценители музыки», «Художники». Ученики в группах получили опережающее домашнее задание и по ходу урока будут делать добавле-

ния к анализу рассматриваемых стихов.

Анализ стихотворения «Парус».

Ученики первой группы зачитывают результаты анализа стихотворения. Остальные группы записывают эти результаты в таблицу.

«Ценители живописи»:

1ученик: А знаете ли вы, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения- живописные? Он был талантливым художником.

Дом, в котором рос маленький Лермонтов, был большим и красивым. Ведь бабушка была богатой помещицей. Пол в детской комнате был застлан сукном. Маленький Лермонтов любил ползать по нему, рисовать мелом. Сначала няня хотела это запретить, а потом смотрит –у мальчика лошадка получилась и собачка. Его ещё никто никаким наукам не учил, и рисованию тоже, а он уже очень хорошо нарисовал.

И тогда бабушка с няней принесли ему акварельные краски и листы бумаги. И мальчик сидел около большого подоконника и рисовал акварелью то, что видел в окно.

2 ученик: Посмотрите, как сам поэт изобразил картину моря уже не стихами, а акварелью. ( Репродукция «Парус» вывешена на доску). Белый парус, голубой туман моря, игра волн; такое чувство, что слышишь шум моря, тебя овевает морской ветерок. Ощущение движения, красоты, стремительности, порыва.

Анализ стихотворения «На севере диком…».

«Ценители живописи»:

1 ученик: Обратите внимание на картину И.И. Шишкина «На севере диком…» (Репродукция на доске). Эта картина созданная в 1890г., передаёт чувства средствами живописи.

На картине в центре, на переднем плане изображена могучая одинокая сосна на мрачном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства. Она как будто погружена в вечную мечту о другом , светлом и радостном мире.

2 ученик: Колорит картины тёмный, мрачный. Источник бледного света не виден, он находится вне картины- сверху и справа – об этом мы можем судить по тени, которую отбрасывает сосна. Эта тень усиливает ощущение одиночества, холода, тоски.

Анализ стихотворения «Утёс».

Учитель: — Какой предстаёт тучка в этом стихотворении? (лёгкая, беспечная, быстрая)



- А утёс какой? ( великан, камень, неподвижный)

- Какой приём использует автор, раскрывая образы тучки и утёса?

Итак, в этом стихотворении к чувству одиночества прибавляется страдание, задумчивость, горе.

«Ценители живописи»:

Учитель:- Спасибо группам. А теперь обратите внимание, что общего в этих стихотворениях? ( Тема).

- Вы уже заметили, что в начале урока я не назвала его тему, но на доске она записана , только пропущено одно слово. Восстановите это слово и назовите тему нашего урока

(Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова).

Учитель: Забавный парадокс! Но первое печатное упоминание имени гениального русского поэта было связано не с поэзией, а с музыкой.

«Ценители музыки»:

1 ученик: Старые журналы донесли до нас прелюбопытное известие: на « испытаниях в искусствах» воспитанников Благородного пансиона при Московском университете 25 декабря 1829 года выступил «полупансионер пятого класса Михайло Лермонтов». Как гласит журнальная хроника юный воспитанник при многочисленном стечении посетителей исполнил на скрипке Аллегро из концерта популярного в те времена композитора и виртуоза Людвига Маурера. Скупые рецензии отмечали, что Лермонтов «играл с успехом».

2 ученик: Почему на многие стихи Лермонтова написана музыка? Может быть потому, что поэт сам был очень музыкальным человеком, и стихи его были как песни.

Ещё с младенчества мальчик мог часами, не шелохнувшись слушать игру и пение матери- музыкантши тонкой и чуткой . В поместье Тарханы , где окончилась недолгая жизнь Марии Михайловны Лермонтовой, она любила сумерничать вместе с маленьким сыном. Старожилы долго помнили, как мать поэта , «посадив ребёнка своего к себе на колени, заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу»

3 ученик: В русской музыке поэзия Лермонтова встретила широкий, многообразный отклик. Влекла композиторов к Лермонтову чарующая музыкальность его стиха.

Привлекательной страницей вошёл лермонтовский романс и в творчество многих композиторов : Алябьева, Варламова и других.

Темпераментный , полный движения и энергии романс «Парус» Варламова- прочно вошёл в русский быт и доныне не утратил своей популярности.

Прослушивание романса.

4 ученик: Поэтическому слову Лермонтова точно, художественно проникновенно отвечают поистине «говорящие мелодии» Даргомыжского в его лирических музыкальных пейзажах «Сосна», « Ночевала тучка золотая…».

Прослушивание музыки.

5 ученик: Итак, на стихи М.Ю. Лермонтова были написаны романсы, лирические музыкальные пейзажи и партитуры. Не остался в стороне и русский симфонический жанр.

Учитель: Творчество Лермонтова не оставило равнодушными и нас с вами. У многих возникло желание создать творческие работы на тему одиночества в лирике поэта. Группа художников представит вам свои работы.

Заключение. Рефлексия.

- Что нового для себя открыли?

- Что вас удивило?

- О чём тема нашего урока заставила вас задуматься?

4. Домашнее задание. Синквейн. (Одиночество)

Приложение1.

1группа. План анализа стихотворения «Парус»

Выразительное чтение стихотворения.

История создания стихотворения.

Настроение в стихотворении.

Ключевое слово.

Основные образы.

Изобразительно-выразительные средства.

Вывод ( — Почему парус назван мятежным?

— Только ли о море и мятежном парусе рассказывает стихотворение?)

группа. План анализа стихотворения « На севере диком…»

Выразительное чтение стихотворения.

История создания стихотворения.

Настроение в стихотворении.

Ключевое слово.

Основные образы.

Изобразительно-выразительные средства.

Вывод (Как вы думаете, только ли о сосне и пальме говорится в нарисованной поэтом картине?)

3 группа. План анализа стихотворения «Утёс».

Выразительное чтение стихотворения.

История создания стихотворения.

Настроение в стихотворении.

Ключевое слово.

Основные образы.

Изобразительно-выразительные средства.

Вывод ( Какие ещё чувства кроме одиночества можно увидеть в стихотворении?)

Приложение 2.

 Название стихотворения

Настроение в стихотворении 

 Ключевое слово

Основные образы 

 Изобразительно-выразительные средства

 «Парус»

 

 



 

 

 «На севере диком…»

 

 

 

 

  «Утёс»