Тема мордовского народа в творчестве МГорького

Муниципальный научно-практический семинар

«Лингвистическое и литературное краеведение на уроках русского языка и литературы. Учебное исследование как условие эффективности обучения»

Открытый урок

Тема мордовского народа в творчестве М.Горького

Провела: Альканова Г.А.,

учитель русского языка

и литературы МОУ «Лицей №31»

г.о. Саранск — 2010

Тема мордовского народа в творчестве М.Горького

Хочется мне пройти по Волге,

зайти и посмотреть мордовские леса.

Гораздый народ мордва…

М.Горький

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, великий русский писатель М.Горький впервые в литературе широко, правдиво и вдохновенно нарисовал жизнь мордовского народа. Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим. Запись даты и темы урока.

А.М. Горький очень хорошо знал жизнь мордвы, наблюдал ее в Н.Новгороде, Арзамасе, во время путешествия по Оке и в Пензенскую губернию. Как-то, беседуя с мордовскими писателями, он заявил: «Хочется мне пройти по Волге, зайти и посмотреть мордовские леса. Гораздый народ мордва… ». Действительно, Алексей Максимович прекрасно знал быт мордвы, историю мордвы, нравы мордовского народа, обычаи. Свидетельством являются его художественные произведения. Со многими из них вы поработали дома и провели исследования. Назовите их: «Знахарка». «Ледоход», «Мордовка», «Городок», «Проходимец», «Лето».

Прежде чем вы представите сегодня на уроке свои исследования о том, как в произведениях великого писателя Горького изображен мордовский народ, вспомним, кто такие мордва.

Рассказ ученика

Мордва — народ в Российской Федерации, коренное население Мордовии. Значительные группы мордвы живут в Московской области, городе Москве, Нижегородской, Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Оренбургской, Самарской, Челябинской областях, в Татарии, Чувашии, Башкирии. Численность в Российской Федерации 843 тысячи человек (по данным переписи 2002).

Традиционно мордва делится на две основные группы: эрзю и мокшу. Каждая группа сохраняет особенности в материальной культуре (одежда, жилище), народном творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков и являются самостоятельными литературными языками, на которых издается литература, газеты и журналы. В 1930 году мордовский народ получил автономию, в рамках которой возникла национальная интеллигенция, развитие получили национальный театр, литература и различные виды традиционного народного искусства (вышивка, резьба по дереву), фольклор (исторические песни, лирика). Почти все мордовское население говорит на русском языке. К началу 21 века большая часть мордвы перестала осознавать свою групповую принадлежность (по данным переписи 2002 года). В ходе переписи 2002 года только 49,6 тысяч человек записали себя мокшей и 84,4 тысячи человек — эрзей (причем почти все они живут в самой Мордовии). Среди мордвы выделялись еще две более мелкие этнографические группы: терюхане и каратаи. Терюхане в 19 веке восприняли русский язык и полностью слились с русским населением. Каратаи жили в трех селах на правом берегу Волги в Татарии, говорили на русском и татарском языках. Верующие мордвины — православные.

А теперь обратимся к произведениям М.Горького и выясним, как изобразил жизнь мордовского народа великий писатель.

Учитель: Первая группа свое исследование провела на примере рассказа Горького «Знахарка». Что же вы, ребята, узнали о жизни мордвы из этого произведения?

Первая группа: Ученик: Тема нашего исследования «Колоритный образ женщины-мордовки в рассказе Горького «Знахарка». Цель нашей работы – как в данном произведении изображен характер женщины-мордовки, какие черты ее характера особо выделяются автором произведения. Сначала мы выяснили, кто такая знахарка Иваниха. Об этом расскажет Ученик (Иваниха – дочь некрещеного мордвина-охотника, убитого во время выступления мордвы Терюшевской волости против эксплуатации и гнета самодержавно-крепостнического строя в первой половине 19 века. После смерти отца осталась Иваниха сиротой. Ее окрестили, когда она уже была взрослой девушкой, и вскоре на ней женился лесник. Но семейная жизнь была недолгой, через три года молодая женщина овдовела — лесника задрал медведь. После смерти мужа Иваниха осталась в лесной сторожке и выполняла мужицкое дело – должность лесника. Чиновники хотели ее из сторожки прогнать, но не смогли.).

- Что еще вы узнали о женщине-мордовке? Ученица: Мы узнали, что она обладала большой физической силой и сноровкой. Например, она умела бить медведя по-мордовски. Об этом расскажет ученик…(Иваниха начала бить медведей после смерти мужа. Леса Сергача славились обилием этого зверя, и до семидесятых годов XIX века мужики-»сергачи» были лучшими дрессировщиками и «поводырями» медведей на всю Россию. Била Иваниха зверя «по-мордовски»: обкладывала правую руку лубками, окручивала ее, до плеча, сыромятным ремнем, в кисть брала нож, а в левую руку — короткую, вроде тяпки, секиру. Когда зверь шел на нее, разинув пасть, она била его тяпкой по лапам и, сунув нож в пасть, вспарывала горло медведю.

- Эдак только мордва била медведей, это требует силы зверячьей. Семнадцатый зверь все-таки ребро ей вышиб, а тридцать который-то шею свернул ей несколько. До сорокового зверя она не дошла, забоялась, сороковой медведь — судьбинный охотнику, редкие от него уходят живы. Это всему миру известно сороковому медведю указан срок жизни охотника.) — Что тебя удивило в этом фрагменте рассказа?

— Что было следующим этапом вашего исследования? Ученик: Мы обратили внимание на то, что М.Горький в этом рассказе подчеркивает такие черты характера мордовки, как бесстрашие (например, била медведей, выступала против князей Голицыных, графа Федора Карлыча) вольнолюбие, энергичность. Но нам показалось, что писатель прежде всего подчеркивает ее подкупающую доброту – она отзывчива к окружающим, помогает им, лечит, выручает в беде. Мы хотим зачитать эпизод, когда о знахарке, о ее чертах характера рассказывает старик Мокеев (ученик): «С тою гордостью, с какой старики в деревнях рассказывают о своем, необыкновенном, Мокеев рассказал мне, что Иваниха — знахарка, известная всему уезду:

- Ты только не считай, что ведьма, — нет, это у ней от бога! Ее и в Пеньзю возили, девицу лечить безногу, дак она безногу эту сразу — замуж! И пошла ведь девица, пошла, братец мой! «Дураки, — говорит родителям ейным, детей, говорит, родите, а — для чё, не знаете». А родители — пребогатые фабриканты. Скота, человека, даже гуся, куру — она всех лечит, ей все едино. В Нижний требовали: обмер там чей-то мальчик и лежит, недели две лежал, хоть в землю закопать! А она ему где-то иглой уколола, дак он к потолку взвился, мальчонко-то, ей за то — двадцать пять рублев да шерстяное платье — получи!

- У нас она — первый человек, ее и на сходе уважают, слушают, даже становой боится. Она ему три зуба выдрала с корнями, дак корни-те по вершку оказались и с крючьями на концах. Никто не мог выдрать их, а она — все может! Она — бесстрашной жизни и всем тайностям владыка. Взглянет на тебя да как спросит внезапу: «Ты чего думаешь?» Дак ты ей тут, в душу твою, как дверь отворишь: на, гляди!»

- К каким выводам вы пришли в конце своего исследования? Ученик: В этом рассказе мы увидели трудолюбивую, вольнолюбивую, волевую, смелую, колоритную женщину-мордовку.



- Учитель: Ребята, предлагаю вам обратить внимание еще на один эпизод произведения. Думаю, он поможет вам определить, что еще было свойственно женщине-мордовке. Каковы рассуждения Иванихи о Христе и мордовском боге Керемети? Как это характеризует женщину? Ученик зачитывает(- Ваш бог — веру любит, Кереметь — правду, — говорила она. — Правда выше веры. Кереметь знает: бог с человеком в дружбе — будет правда! Человечья душа — его душа, он ее чёрту не даст. Ваш бог, Христос, ничего не хочет, только веры хочет. Кереметь — человека хочет, он знает: бог с человеком — правда, а один бог — это неправда. Он — бережливый. Зверя, рыбу, пчелу — это он дает человеку. Землю дает. Он человеку пастух. Не поп пастух, бог пастух. А у вас — поп. Христос говорит: верь, а Кереметь: делай правду! Сделаешь — друг мой будешь. За деньги правду не сделаешь. Попы деньги любят. Они Христа с Кереметью стравили, как собак, дерутся оба, сердятся, ваш — на нас, наш — на вас.



Она перестала вязать чулок, бросив на стол шерсть и спицы, и, шлепая губами, говорила глухо, угрюмо:

- Мордва не люди стали, кому верить — не знают. И вы — не люди. Кереметь сердит на вас, мешает жить, оба они мешают, один — вам, другой нам. Злые оба. Бог человеком питается, а человек стал тоже злой, горький стал… ) –Каковы эти рассуждения Иванихи? Как бы вы их определили? Ученик: Это еретические рассуждения Иванихи – она считает, что религия служит богатым для притеснения бедных и разжигания ссоры между народами.

-К каким выводам вы пришли, проанализировав этот эпизод? Таким образом, она протестует против социального и национального угнетения.

Учитель: Предметом вашего исследования стал и рассказ «Ледоход». Свою работу представляет вторая группа, пожалуйста. Ученик: Тема нашего исследования «Мордвин – плотник в рассказе М Горького «Ледоход». Цель исследования – каким человеком предстает перед читателями мордвин Ленька. Мы хотим представить вам краткий сюжет произведения (Ленька вместе с другими плотниками чинил на реке ледорез. Но вот неожиданно начался ледоход. Плотники, рискуя жизнью, пробирались по разорванным льдинам к берегу. Один из них Яков Боев сорвался со льдины. Он кричит, просит о помощи. В это время, пренебрегая собственной опасностью, мордвин Ленька бросился на помощь утопающему и едва не погиб сам, окунувшись с головой в воду. Но Боев был спасен.)

- На что еще вы обратили внимание в этом рассказе? Ученик: Ленька – хороший собеседник. С ним Горький любит поговорить по душам. Этот эпизод из рассказа сейчас зачитает ученик… и проанализирует (Мордвин, парень грамотный, с которым я говорю иногда «по душам», однажды, на мой вопрос — что за человек Осип, сказал, усмехаясь:

- Не знай… пес его знает… так себе — ничего…

И, подумав, добавил:

- Михайло, который помер, резкий был мужик, умный,- так он раз лаялся с им, с Осипом-то, да и говорит: «Али, говорит, ты человек? Работник в тебе подох, а хозяин — не родился, так, говорит, ты и будешь всю жизнь болтаться на углу, как забытый отвес на нитке»… Вот это, поди-ка, верно про него…

И еще подумав, мордвин беспокойно договорил:

- А так он ничего, добрый человек…). В беседе с Горьким Ленька выражает явное недовольство по отношению к людям богатым и пренебрежение к их имуществу.

- Какой лаконичной фразой Горький дает оценку мордвину? ученик: «Ему противно служить жадности».

- Кто в вашей группе познакомит нас с выводами исследования? (Мы пришли к следующим выводам: мордвин Ленька в изображении Горького рассудительный, умный человек, хороший собеседник, бесстрашный, обаятельный мужской образ). – Понравился вам этот герой?

Учитель: А теперь, ребята, я предлагаю обратиться к рассказу «Мордовка». Дома вы его внимательно прочитали. Скажите, какое исследование, связанное с темой нашего урока, можно провести на примере этого рассказа? («Образ девушки-мордовки в рассказе Горького «Мордовка»)

- Давайте сформулируем цель исследования (Какие черты характера девушки-мордовки раскрываются в рассказе Горького?).

- Какие эпизоды произведения раскрывают перед нами особенности характера героини? (Например, помощь промокшему во время дождя Павлу. («Мордовка») зачитывает . Девушка подошла к нему, осторожно пощупала его рубашку и сказала, мигая:

- Мокрый вы, — а у меня ничего и нету… Как же?

- Бросьте! — попросил он, схватив её за руку.



Тихонько освобождая пальцы, она озабоченно продолжала:

- Простудитесь, захвораете! Рабочему человеку это беда!..

Освободясь — ушла в сени, но тотчас явилась снова, принесла какое-то цветное тряпьё и, грея его над трубою самовара, равнодушно уговаривала гостя.

- Вы — переоденьтесь… это хоть и женское, да сухое…

И, бросив тряпки на стол, снова ушла в сени.) – заботливая, внимательная

- Что вы узнали о судьбе Лизы? Зачитает… (А девушка тем же ровным голосом, скупыми словами рассказывала: она мордовка, из зажиточной семьи, грамотная, училась в церковно-приходской школе. Пожар разорил семью, отец пошёл в Сибирь искать земли и — пропал, а её отдали в горничные на станцию, там она и жила три года.)

- Что говорит Павел о душе Лизы, узнав ее поближе? (Эх, мордовка, хорошая у тебя душа, и друг ты мне…)

- О чем забывал Павел, глядя на мордовку? (Перед ним сияли голубые глаза, и он забывал, что эти узкие глаза поставлены косо)

- Как умела слушать Лиза? (…Павел приносил газету, развёртывал на столе многоречивый пёстрый лист и, склонясь над ним, с некоторой торжественностью читал о товарищах Европы и всего мира, о неустанной их борьбе и работе, говорил о вождях партии, о неутомимых бойцах ежедневной войны.

Она сидела неподвижно, тихо и редко спрашивала его о чём-нибудь, но Павел был уверен, что мордовка всё понимает.

Он замечал, что, если речь идёт о героях и учителях, — её лицо странно напрягается и голубые глаза мерцают, точно у ребёнка, слушающего волшебную сказку. Иногда этот неподвижный взгляд был даже неприятен, напоминая о взгляде умной,. преданной собаки, которая углублённо думает о чём-то, понятном только её немой, звериной душе. В такие минуты ему казалось, что эта тихая, коренастая девушка спокойно может сделать всё… )

- Что же можно сказать о характере Лизы? К каким выводам вы пришли в процессе работы? (Обаятельная, заботливая, умеет слушать, у нее хорошая душа, она хотела счастья другим)

Учитель: Подведем итоги нашего урока.

- Что вы можете сказать о героях этих произведений М. Горького? Какими вы их увидели на страницах книг великого писателя? Что можно сказать о самом писателе, который так правдиво нарисовал жизнь мордовского народа? Сохранил ли мордовский народ в 21 веке эти особенности своего характера?

- Согласны ли вы со словами Горького, что взяты к уроку в качестве эпиграфа?

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос «Согласны ли вы со словами М.Горького, что мордва – гораздый народ?»