Тема лунтик

Тема: Автоматизация звука [л].

Ход занятия:

1.Организационный момент

— Здравствуй, Катя!

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

• Сюрпризный момент

— Сегодня к нам в гости пришел герой из мультфильма. Кто же это? (демонстрирую картинку) Правильно, это Лунтик. Он приглашает тебя в путешествие на поиски сундука с сюрпризом. Ты готова к путешествию? (Я готова.) А помогать нам в этом будет волшебный звук. Это первый звук в имени Лунтика. Послушай, Катя, Л-л-лунтик. А какой это звук? (Это звук [л]) Правильно, молодец.

2.Основной этап

Уточнение правильной артикуляции звука

Давай вместе с Лунтиком произнесем звук [л]. Что делают наши губки? Что делают зубки? Что делает наш язычок? Наши губки – улыбаются, а зубы разомкнуты. Кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

—Давай сейчас расскажем Лунтику про звук [л] при помощи этой волшебной схемы. (демонстрация схемы) Звук [л] — согласный или гласный. (согласный) Почему он согласный? (Потому что во рту есть преграда). Звук звонкий или глухой? (звонкий) Почему? (При произнесении дрожит горлышко) Он твердый или мягкий? (Твердый)

Пора нам собираться в путь.

Дыхательная гимнастика

— Вдруг откуда не возьмись, прилетели озорные бабочки и уселись на Лунтика (демонстрирую пособие) Давай с тобой сдуем бабочек. Набирай носиком воздух и дуй на них. Щечки не надувай! (демонстрирую, ребенок выполняет). Молодец.

Артикуляционная гимнастика (с демонстрацией картинок)

— Лунтик начал собираться в дорогу: испек блинчик и положил его студиться на лопатку (упражнение «Лопатка»), скушал вкусную конфетку (упражнение «Конфетка»), умылся и расчесался (упражнение «Расческа»). Решил Лунтик покрасить потолочек в доме (упражнение «Маляр»). В какой цвет покрасим потолочек? (ребенок отвечает) Затем Лунтик почистил верхние зубки. (упражнение «Чистим зубки») Он все сделал, улыбнулся и вытянул губки трубочкой (упражнение «Улыбка -Трубочка»), весело поскакал как лошадка. (Упражнение «Лошадка») Лунтик поиграл с язычком. (упражнение «Иголочка»)

—Вот Лунтик и собрался. Путешествовать мы будем на этой волшебной лодке. (демонстрирую)

Изолированное произнесение звука

— Плывем мы, а навстречу нам — пароход плывет и гудит: Л-Л-Л-Л-Л. (демонстрирую пособие) Лунтик никогда не слышал, как гудит пароход. Давай с тобой покажем. Веди пальчиком по дорожке и гуди как пароход. (ребенок выполняет) Молодчина.

Игра «Хлопни в ладоши» Фонематический слух

—Катя, нам ещё долго плыть до острова. Сейчас вместе с Лунтиком поиграем в игру на лодке. Слушай внимательно, если услышишь звук [л] — хлопни в ладоши.

Речевой материал: з, л, н, й, л, ь, ол, ла, уз, ны, лы, ме, лэ, лак, мак, осел, палка, насос.

Молодец. А вот мы и приплыли на остров. (демонстрация картинки). Ой, посмотри, что это? Это волшебный клубок, он укажет нам дорогу.

Упражнение «Волшебный клубок»

Давай вместе с Лунтиком наматывать на пальчик ниточку и повторять за мной волшебные слова:

Покатился наш клубочек по дорожке.

ла-ла-ЛА, ло-ло-ЛО, лу-лу-ЛУ, лы-лы-ЛЫ, ал-ал-АЛ, ол-ол-ОЛ, ул-ул-УЛ, ыл-ыл-ЫЛ, бла,бло-БЛУ, гла-гло-ГЛУ.

Покатился наш клубочек, вдруг мы увидали ежа.

Пальчиковая гимнастика

«Ёжик» (массажер су-джок).Катится колючий ёжикНет ни головы, ни ножек.По ладошки бежитИ пыхтит, пыхтит, пыхтит.(круговые движения шариком между ладонями).Мне по пальчикам бежитИ пыхтит, пыхтит, пыхтит.Бегает туда, сюда,Мне щекотно да, да, да.(движения по пальцам).

Игра «Помоги ежу»

Сидел ежик и плакал. Он растерял все свои яблочки, никак не может их собрать. Поможем ему? Катя, яблочки не простые, в них спрятаны картинки. Называй картинку и нанизывай яблочко на иголки вот так. (демонстрирую, ребенок наблюдает, затем выполняет)

Покатился клубочек дальше, очутились мы возле пенька. А на пеньке что-то лежит. Давай посмотрим

Лунтик очень устал и предлагает нам с тобой отдохнуть.

• Физкультминутка

—Давай сейчас отдохнем.

Вот от Лунтика зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись. (физкультминутка повторяется 2 раза)

Отдохнули пора дальше идти. Вдруг Лунтик услышал шум. Это сорятся животные и птицы. Они никак не могут узнать, где чей домик. Давай расселим наших животных и птиц по домикам.

Друзей со звуком [л] в начале слова поселим в первый домик, со звуком [л] в середине слова – во второй домик, а со звуком [л] в конце — в третий домик. (ребенок выполняет)

Слова: осел, ласточка, белка, дятел, слон, волк, лось, голубь, лошадь. Назови, кто живет в этом домике? (В этом домике живет…) Какие мы молодцы, справились с этим заданием. Лунтик поднял голову и увидел пчелку.

Игра «Грустная пчелка»

На полянке летала грустная пчелка Мила. Она просит нас помочь собрать ей пыльцу. Поможем Миле? Назови цветы. (ребенок называет) Найди цветы со звуком [л]. (ребенок называет). А теперь вместе с Лунтиком сделаем звуковой анализ. (ребенку раздаются схемы, кружки: зеленого, красного, синего цвета.)(ребенок выполняет) Мы помогли пчелке Миле, за это она дарит нам волшебную палочку. С помощью этой палочки мы будем менять первый звук слова на звук [л].

Упражнение «Волшебная палочка»

(называю слово и передаю палочку ребенку)

Сук-лук, мак-лак, папа-лапа, ножка-ложка, маска-ласка, кокон — локон.

Катится дальше наш клубок, оказались мы в лесу. Какие звери здесь живут? Посмотри!

Игра «Что у кого»

У медведя лапы, а у медвежонка -лапки.

У ежа иглы, а у ежонка -иголки.

У белки хвост, а у бельчонка- хвостик.

У волка зубы, а у волчонка -зубки.

У лося голова, а у лосенка -головка.

У слона уши, а у слоненка- ушки.

У козла ноги, а у козленка -ножки.

Игра «Что где находится?»

Около лодки лыжи и белка.

Около яблока флаг и козел.

Около ласточки лук и осел.

Около дятла мыло и полка.

Около лампочки лавка и ложка.

Давай вместе с Лунтиком посчитаем.

• Упражнение «Посчитай-ка»

1 флаг, а 2-..

1 осел, а 5-..

1 лампочка, а 6-..

1 ложка, а 8 -..

1 полка, а 10-..

Я вижу одну лодку-я вижу много лодок

Игра «Помоги Кузе»

Найди картинку, которую скажет кузя.

Картинка в правом верхнем углу. (Володя забил гол)

Картинка в левом нижнем углу. (Мила поливает цветы)

Картинка в правом нижнем углу. (Дятел долбит ствол)

Картинка в левом верхнем углу. (Лодка плывет по воде)

• Игра «Скажи правильно»

Салат ел Милу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Ладони вымыли Клаву.

Лук полол Милу.

Белый платок надел Аллу.

Поиграли мы с Кузей. Ой, посмотри, что это?(демонстрирую сундук)Лунтик заметил сундук! Давай его откроем. (ребенок достает из сундука подарок). Этот подарок твой. Вот и закончилось наше путешествие. Лунтику было очень интересно с тобой.

3. Заключительный этап

—Кто приходил к нам на занятие? Что мы делали? Какой звук произносили? Что делают наши губки и язычок, когда произносим звук [л]? Ты — молодец, все задания выполнял правильно! Ты очень старательный мальчик!

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОВОСОЧЕТАНИИ

Повтори словосочетания, четко проговаривая звук [л].

Весёлый малыш         луч солнца                  платье с воланами

Гладкий лоб             лыжная палка               плывущая лодка

Глубокая                 лужа метла под столом   плыть к плоту

Глупая                    улыбка молочная           лапша полная луна

Голубые волны        нейлоновый плащ          сломанная вилка

Кислое молоко        оловянная ложка           холодное молоко

 

 

Карточка №7 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Повтори предложения, четко проговаривая звук [л].

Алла пила молоко.

Лопата стоит у стола.

В кладовой лук и салат.

Мама купила голубое платье.

Володя удил плотву с плота.

На ёлке сидит белка.

Врач надел белый халат.

На клумбе растут гладиолусы.

Дедушка поехал на вокзал.

На лужайке много лопухов.

 

 

Карточка №8

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Повтори предложения, четко проговаривая звук [л].

Дятел долбил клювом и долбил кору.

Не клади в салат много лука. 

Павел сел за стол.

Клава ставила бутылку на полку.

Папа повязал шёлковый галстук.

Клубок упал с лавки.

Тётя Алла мыла пол.

Лара купила куклу.

У Милы гладкие волосы.

 

 

Карточка №9

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за правильным произношением звука [л].

Володя плавал.

Володя долго плавал.

Володя долго плавал на лодке.

Володя долго плавал на лодке и на плоту.

 

Луша ела. Луша ела салат.

Луша ела сладкий салат.

Луша ела ложкой сладкий салат.