Тема любви в романе МА Булгакова Мастер и Маргарита

Тема: « Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели:

обучающие — проследить, как развивается сюжетная линия Мастер -Маргарита; уяснить нравственные уроки М.А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; раскрыть красоту, доброту, искренность чувств булгаковских героев; проследить связь сюжетной линии Мастер — Маргарита с фактами биографии писателя.

развивающие — совершенствовать навык анализа текста, развивать умение подтверждать свои ответы текстом произведения, т.е. цитатами.

воспитывающие — воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим людям, стремление к истинным ценностям: свободе личности, милосердию, честности, вере, любви.

Методические приемы: слово учителя, аналитическая беседа, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: презентация (портрет М.А. Булгакова, иллюстрации из семейного альбома Булгаковых, зарисовки учащихся к роману, зарисовки к роману Н. Рушевой)

Ход урока:

I. Слово учителя:

Сегодня мы с вами продолжаем работать над романом, который уже полюбили. Романом, который поразил нас своей оригинальностью, в котором не только каждое слово играет определенную роль, но особым смыслом наполнены и композиция, и сюжет, и значение имен и событий.

-Давайте вспомним, сколько сюжетных линий мы выделили в романе?

Понтий Пилат и Иешуа

Москва 30-х г.г.

Мастер и Маргарита.

Мы с вами уже анализировали и московские главы, и библейские главы, а сегодня мне бы хотелось поговорить о 3 сюжетной линии — о любви Мастера и Маргариты.

(записать тему в тетрадь.)

П. Беседа по роману:

Ваше домашнее задание было подобрать эпиграф к нашему уроку. Я бы хотела услышать варианты, которые вы предложите и объяснение, почему именно его вы выбрали.

(обсуждение эпиграфов)

«За мной читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Этими словами начинается 2 часть книги, глава 19, которая называется «Маргарита». Так давайте же отправимся вслед за булгаковским призывом и убедимся во всепобеждающей силе любви! Такую любовь испытал и сам писатель. Мы уже отмечали, что роман содержит факты биографии писателя.

Роман, жизнь, как все переплелось, вросло друг в друга, соединились жизнь и мечта, Елена Сергеевна и Маргарита Николаевна. В начале 30-х г.г. жена крупного советского военачальника Московского округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой.

(показать портрет Елены Сергеевны)

В феврале 1929 г. они впервые встретились, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман «Мастер и Маргарита». Роман, который стал плодом любви Мастера к женщине и жизни.

Давайте вспомним начало любовной истории в романе.

Как познакомились Мастер и Маргарита?

Это была случайная встреча. Зачитать описание встречи Мастера и Маргариты глава 13 (Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы……стр 146)

- В чем особенность завязавшегося разговора?

Он самый обыкновенный, нет в нем ничего необычного, но Мастер неожиданно понял, что «всю жизнь любил эту женщину».

-Чем необычна вспыхнувшая любовь?

Необычна тем, что это была любовь с первого взгляда, которая как молния поразила их мгновенно. (зачитать стр. 148)

А как же было в жизни? (зачитываются воспоминания Елены Сергеевны из дневниковых записей)

Эти воспоминания помогают верить в лучшее в жизни, в то, что вечная, чистая, светлая любовь есть не только на страницах романа.

- Были ли счастливы Мастер и Маргарита до встречи друг с другом?

Нет. Маргарита — «невиданное одиночество в глазах»

-Как жила Маргарита до Мастера?

У нее все было: дом, деньги, она не нуждалась ни в чем. Стр. 223 — зачитать.

-Раз у нее все было, чего же ей не хватало?

Любви, понимания и т. п. Ее муж — очень крупный специалист, провести параллель с Берлиозом, Римским и т.д.

Только ли возлюбленной стала Маргарита для Мастера? Она стала для него ангелом — хранителем, вдохновителем.

Как жил Мастер до Маргариты? Рассказать по сюжету.





Что общего в их жизнях до встречи друг с другом? Одиночество, не имеют ни родных, ни знакомых. Не всегда муж — родной человек. Родной тот, кто понимает.

Какова же реальная жизнь писателя?

Когда Булгаков встретился с Еленой Сергеевной, он бедствует. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать автор «Белой гвардии» любимой женщине. К этой поре Булгаков уже был забытым мастером. Сверкнули и забылись его первые фельетоны и рассказы, недопечатанной осталась «Белая гвардия», разгромлены его пьесы. Молчание, полное молчание, и только по необычайной любви Сталина к «Дням Турбинным» идет в единственном театре страны одна эта пьеса.

Познакомились Булгаков с Еленой Сергеевной в голодные, тяжкие годы.

(зачитать воспоминания из дневниковых записей Елены Сергеевны.)

И это в ту пору, когда за неимением средств к существованию он и в дворники нанимался. Но кому нужен дворник со знанием нескольких языков

-французского, немецкого, английского, греческого, латинского, не считаяродного украинского. А в 30- е г.г. добавились — испанский, итальянский.Дворник с такой «белогвардейской славой».

Были и такие минуты, когда хотелось достать из потаенного места револьвер. Жизнь тяжела. Все это не было тайной ни для Маргариты из романа, ни для реальной, умной, красивой Елены Сергеевны.

-Каковы самые счастливые минуты встречи Мастера и Маргариты?

глава 13 стр. 149 — зачитать.

-В чем же заключается счастье? Ведь все более чем прозаично: фартук,керосинка, испачканные пальцы. Почти нищета.

Булгаков говорит о возможности быть счастливым с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных.

Булгаков с благодарностью говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно. В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве.

-Счастье — не в богатстве. Какие страницы романа убеждают нас вэтом?

Анализ эпизода с фотокарточкой.

Фотографической карточкой, хранимой далеко от чужих глаз, стал для Елены Сергеевны снимок, некогда вклеенный в томик «Белой гвардии» -навсегда с особой нежностью любимый ею его фотопортрет.

-Почему Маргарита уходит именно в маленькую, темную комнату?Булгаков противопоставляет Дом и Антидом, родное и враждебноенезависимо от внешней обстановки.

О чем повествует далее дневник Елены Сергеевны. (Зачитать воспоминания об их жизни).

-В чем выразилось соучастие Маргариты в делах Мастера?

Она стала ангелом — хранителем в делах Мастера, особенно это чувствуется после исчезновения Мастера.

Почему исчез Мастер? В чем причина такого поступка? Вспомнить эпизод литературной травли мастера, не мог видеть любимую несчастной, не мог принять ее жертвы — он растерян, отказывается то романа, сжигает его.

Почему сжечь роман считается преступлением? как наказан Мастер? Он отказывается от идеи, поэтому попадает в царство Покоя.

Что делает Маргарита во имя спасения любви?

Во имя любви она готова идти на все, продать душу дьяволу.

Истинная любовь всегда жертвенна, всегда героична. Истинной любви покорны все преграды.

-Как вела себя Маргарита на бале у Сатаны?

Ей пришлось вытерпеть много испытаний, за то, что бы только узнать что -либо о Мастере.

-Какие качества можно отметить в ее характере?

Ей свойственны доброта, милосердие. Вспомнить эпизод прощения Фриды. Но также и ненависть к гонителям Мастера.

-Способна ли ненависть подавить в ней милосердие?

Анализ эпизода — разгром квартиры Латунского, успокаивает малыша.

-Почему Воланд убивает Маргариту, как и Мастера? Почему онапопадает в царство Покоя, ведь она продала душу дьяволу?

Любимые должны быть рядом. Зачитать, как Банга сидит около Понтия Пилата двенадцать тысяч лун.

Какова роль Маргариты в истории романа Мастера? Маргарита — образ дома, семейно очага, жертвенности в любви.

Какие идеалы, связанные с темой любви, утверждает автор? Истинные ценности — свобода личности, честность, правда, вера, любовь.

(Заключительное слово: прочитать воспоминания Елены Сергеевны о последних днях жизни Булгакова).

III.Самостоятельная работа учащихся:

Почему Мастер и Маргарита стали главными героями романа?

IV.Подведение итогов. Домашнее задание.

Составить план сочинения по проработанным темам.