Тема Гражданская война в России

Урок истории в 9 классе по теме: «Гражданская война в России»

Цели урока: показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, сформулировать причины Гражданской войны, раскрыть цели и политическую программу Белого движения, определить его социальный состав; определить принципы формирования Красной армии.

Задачи урока:

1) общеобразовательная:

а) проанализировать сущность и причины Гражданской войны, ее основных этапов;

б) проанализировать события и характер первого этапа Гражданской войны (октябрь1917- весна1918гг.);

в) познакомить учащихся с процессом формирования антибольшевистского движения, целями Белого движения;

г) отметить эволюцию взглядов В.И. Ленина на принципы построения пролетарских вооруженных сил, создание Красной армии.

2) развивающая:

а) развивать способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать информацию, структурировать, сохранять и передавать ее, исследовать различные точки зрения на изучаемые события, определять собственную позицию по отношению к исследуемой проблеме (информационная компетенция);

б) развивать навыки работы в коллективе, навыки сотрудничества с учащимися и учителем при решении учебной проблемы, навыки обмена информацией (коммуникативная компетенция).

3) воспитывающая:

а) формирование интереса к истории, своему прошлому;

б) формирование активной гражданской позиции;

в) воспитание чувства патриотизма (общекультурная компетенция).

Оборудование урока: учебник, тетрадь, раздаточный материал (текст документов), медиапроектор, презентация.

Тип урока: комбинированный.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

А) несколько учащихся работают по карточкам

Б) Фронтальный опрос:

1. Каковы причины Октябрьской революции?

2. Каково было соотношение политических сил на II съезде Советов?

3. Меньшевик Н.Н. Суханов в своих «Записках о революции», несколько иронизируя, описывает полемику, развернувшуюся между большевиками и эсерами после II Съезда Советов:

«Эсеры кричали: хорош марксист, травивший нас 15 лет за нашу мелкобуржуазность и ненаучность с высоты своего величия и осуществивший нашу программу, едва захватив власть! А Ленин огрызался: хороша партия, которую надо было прогнать от власти, чтобы осуществить её программу!»

О каком документе идёт речь в приведённом отрывке?

С какой целью большевики присвоили программу эсеров?

Каковы были главные требования этой программы?

4. Почему первыми законодательными актами большевиков были Декрет о мире и о земле?

5. Почему большевики сначала созвали, а затем распустили Учредительное собрание?

6. Когда был заключён Брестский мирный договор? Каковы его условия?

7. Каковы были первые мероприятия советской власти в области экономики?

8. Высшие органы власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) по Конституции 1918 г.

Высший орган государственной власти (Всероссийский съезд Советов)

Рабочий законодательный орган (ВЦИК)

Высший орган исполнительной власти (СНК)

Высший орган защиты революции (ВЧК) Приложение № 1

Изучение нового материала. Приложение № 2

Учитель: «Революция есть катастрофа в истории России, величайшее государственно-политическое и национально-духовное крушение, по сравнению с которым Смута бледнеет и меркнет», — писал известный русский мыслитель Иван Ильин. И хотя прошло уже почти 100 лет с тех трагических событий, боль национального разделения не изжита до конца. Уже практически не осталось в живых никого из участников и очевидцев тех трагических событий. Сегодня активную роль в общественной жизни играют уже их правнуки и праправнуки. Однако споры о русской трагедии 1917 года и ее последствиях до сих пор не утихают.

— Как вы думаете, о каких последствиях я сейчас говорю?

- Мы сегодня будем говорить о Гражданской войне.

Нам необходимо изучить следующие вопросы:

О Гражданской войне

Причины Гражданской войны

Причины иностранной интервенции

Особенности Гражданской войны в России

Периодизация Гражданской войны

Белое и Красное движение

Ход войны

Начать хотелось бы строками стихотворения М. Цветаевой.

Все рядком лежат –

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат!

Где свой, где чужой?

Белым был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть побелила.

1.Итак,начнем. Что же понимают под г.в., попробуем дать определение.

Ученики:

Учитель: Обобщает и диктует определение.

Гражданская война – это война между гражданами одного государства. Столкновение различных сил внутри одной страны.



Учитель: Сегодня на уроке нам необходимо решить следующую проблему: Гражданская война – национальная трагедия или великий подвиг для страны?

Прочитайте текст учебника на с.103 первый абзац первого пункта § 14 и попробуйте определить причины г.в..

Ученики:

- буржуазия, дворянство потеряли власть, право на собственность;

— большевики игнорировали нормы демократии в борьбе за власть;

— разгон Учредительного собрания;

— заключение Брестского мира;

— чрезвычайная политика большевиков в деревне весной – летом 1918г;

— нежелание политических сил идти на компромисс, диалог друг с другом.

Учитель: Ребята, кто, по вашему мнению, виноват в развязывании г.в.?

Ученики:….

Учитель подводит учащихся к выводу о том, что в начале г.в. виноваты не только большевики, но и социальные слои, не пожелавшие лишиться собственности и власти.

Учитель: В г.в. выделяют ряд периодов, запишем их. Тема, которую мы сегодня изучаем до сих пор вызывает у историков много споров, спорят и о периодизации. Мы рассмотрим одну из них:

1) Октябрь 1917-весна1918гг. – «мягкая Гражданская война»

2) Лето 1918 – осень 1920гг. – «фронтовой этап» Гражданской войны

Лето – осень1918гг. период эскалации (нарастания) войны

Декабрь1918-июнь1919гг.период противоборства регулярных красных и белых армий

Осень1919-осень1920гг. период военного поражения белых армий

3) Конец 1920-1922 гг. – период «малой гражданской войны».

2,3. Учитель рассказывает о первых выступлениях против советской власти, о характере первых выступлений, о формировании антибольшевистского движения

Ученики: делают записи в рабочих листах.

Учитель: «Сейчас я предлагаю вам познакомиться с документом №1 и выделить цели белого движения»

Ученики: формулируют цели. (слайд 16)



4.Учитель: «А пока сопротивление большевикам набирало силу, сами большевики принимали неотложные меры по строительству армии.

Учитель: «Принятые меры позволили большевикам увеличить РККА к 1920г.до 5 млн. чел.»(при наличии времени – анализ диаграммы) (слайд 19)

Учитель кратко рассказывает о периодах Гражданской войны, опираясь на презентацию.

Закрепление изученного на уроке.

Учащиеся читают документ №2 и дают оценку характеру Гражданской войны.

В ходе обсуждения учениками могут быть отмечены:

- жестокость и беспощадность;

— неприятие инакомыслия;

— грабежи и насилие над мирным населением;

— расстрелы пленных и заложников и т.п.

Учитель: « Итак, сегодня мы изучили… (пункты плана)….

В заключении, мне хотелось бы вернуться к проблемному заданию нашего урока. Читает эпиграф и предлагает учащимся пояснить смысл строк эпиграфа; Гражданская война – национальная трагедия или великий подвиг для страны? (выполнение проблемного задания)

Ученики могут отметить следующие факты:

Страна раскололась на два враждебных лагеря, еще раз упомянуть о характере войны.

Работу над проблемным заданием мы продолжим на следующем уроке.

5.Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

Учитель выставляет оценки, дает домашнее задание: §14, 15, вопросы и задания к параграфу.



Документ №1

Декларация Северо-Западного правительства к населению.

Призванное к жизни необходимостью решительного и немедленного освобождения русской земли от большевистского ига… Правительство северо-западной области России объявляет русским гражданам начала, которые оно полагает в основу своей предстоящей деятельности:

1. Решительная борьба с большевизмом

2. Все граждане равны в правах и обязанностях перед законом.

3. Всероссийская власть должна быть создана на основе народовластия.

Для сего немедленно должно быть приступлено к созыву нового Учредительного Собрания на началах всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права.

4. Территориально отдельные народности, входящие в состав единой новой России, свободно выбирают форму правления для себя – автономную или федеративную.

5. Земельный вопрос будет решен согласно с волей народа в Учредительном Собрании. Впредь до решения последнего, земля остается за земледельческим населением и сделки и купли-продажи на внегородские земли воспрещается за исключением особо важных случаев и с особого в этих случаях разрешения Правительства.

10. Рабочий вопрос разрешается на началах восьмичасового рабочего дня, государственного контроля над производством и всемерной охраны труда.

11.Восстановление русской армии, дисциплины, война до победного конца…(«Заря России», № 19, 21 (8) августа 1919 г.).

Документ №2

Отрывки из писем и дневников В.Г.Короленко. Полтава.

«Большевик – это наглый начальник, повелевающий, обыскивающий, часто грабящий, реквизирующий и расстреливающий без суда и формальностей» (6 марта 1918г.)

«Немцы вступили в город…хватают подозреваемых в большевизме…заводят во дворцы и расстреливают» (16-17 марта 1918г.)

«Петлюровцы очень часто казнят» (2-19 января1919г.)

После прихода Деникинцев: «Эти дни прошли в сплошном грабеже… начались подлые бессудные расстрелы…»(18 июля 1919г.)