Тема Государство

Тема : «Государство и его роль в жизни общества»

1. Теории происхождения государства.

В истории политической и правовой мысли существовало множество теорий происхождения государства. Рассмотрим некоторые из них.

Патриархальная. Основоположником этой концепции является выдающийся мыслитель древности Аристотель (384-322 гг. до н. э.), философская мысль которого опиралась на конкретные исследования, носящие глубокий характер. Аристотель утверждал, что «человек по своей природе является общественным существом», а его “жизнь в государстве является естественной сущностью. Люди нуждаются друг в друге для взаимной поддержки и выживания, поэтому и возникает государство, которое является сообществом общин, при этом общину он понимает как развитую семью, т.е. здесь речь идет о том, что семьи, роды родственные объединения, соединяясь для достижения «определенного блага», образуют государство. При этом строение государства копирует строение семьи.

Эти положения Аристотеля, выдвинутые им в обширном труде «Политика», в дальнейшем были углублены и разработаны Филмером и Михайловским.

Теологическая. Основу этой концепции заложил Ф. Аквинский (1225-1274 гг.), крупнейший ученый-богослов средневековья. Власть, по его теории, дана правителям сверху и поэтому повиноваться властям следует в той мере, в какой они благословенны. Государство при этом существует только для заботы об общем благе. Но так как и государство и власть даны свыше, то светская власть должна подчиняться власти духовный, которая, в свою очередь, исходит от Бога. Государственная власть делится, согласно концепции Ф. Аквинского, на правильную и неправильную. В правильных формах государственной власти существует законность и признается общее благо, в неправильных – наоборот.

Теологическая концепция получила дальнейшее развитие в доктрине католической церкви — неотомизме, которая начала развиваться в Х1Х-ХХ вв. и представителями которой стали такие ученые как Ж. Маритэн, У. Клейтген, Ш.Бойс и другие. В их учениях произошло соединение основных положений концепции Ф. Аквинского и новейших идеалистических учений. Основные положения доктрины неотомизма, касающиеся вопросов происхождения и существования государства, следующие:

1) исторический процесс целиком и полностью зависит от высших сил;

2) главная роль в развитии общества принадлежит религии и церкви,

3) высшими ценностями, установленными Богом, являются права и достоинства человека, их защита от произвола властей.

Договорная. Большое влияние на развитие политической мысли оказали Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, разработавшие договорную концепцию происхождения государства.

Гоббс в своих трудах попытался объяснить феномен государства, исходя из разума и опыта. Его теория происхождения государства выглядит следующим образом: каждый народ проходит в своем развитии две стадии, первая из которых — естественная, догосударственная, а вторая — государственная, гражданская. Естественное состояние характеризуется непрерывной войной «каждого с каждым», которая грозит человечеству самоистреблением. Поэтому возникает жизненная необходимость для всех людей сменить естественное состояние на состояние государственное. Главный признак такого состояния — наличие сильной государственной власти. Она утверждается путем общественного договора, в котором участвуют все без исключения индивиды. Но этот договор не следует мыслить буквально, как кратковременный акт, в результате которого появляется государство. Это, скорее всего процесс непрерывного осознания людьми невыносимости их естественного состояния и необходимости создания состояния государственного. При этом важнейшим условием этого является человеческая речь, ибо «без языка люди жили бы одиноко, каждый из них замыкался бы в себе и не общался с другими». И без речи у людей «не было бы ни государства, ни общества, ни договора, ни мира».

Большую роль в создании гражданского, государственного состояния, по Гоббсу, играют естественные законы, которые автоматически переводят человечество из одной стадии в другую. Человеческий дух изначально наделен естественными законами, выступающими в виде моральных установок, толкающими людей на путь общественного договора, нужный для их полного проявления и устанавливающий государственную власть.

В отличие от Гоббса, Спиноза переход людей из естественного состояния в состояние гражданское связывает не столько с заключением общественного договора, сколько с фактом разделения труда между людьми в силу разнообразия их потребностей и различия их способностей.

У Локка также происхождение государства в принципе обязано общественному договору. Строя добровольно государство, люди предельно точно отмеряют ему определенный объем полномочий. Государство получает ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества, которая заключается в том, чтобы все и каждый могли обеспечивать и реализовывать свои гражданские интересы. Возникновение политического общества есть результат соглашения, ограничивающего свободу отдельного человека. Поэтому должна быть убедительная причина тому, чтобы люди одобрили создание политической власти и ей подчинялись. Эта причина — желание сохранить свою собственность.

Марксистская. Основным фактором появления государства К. Маркс и Ф. Энгельс считали появление классов и классовой борьбы, что приводит к постепенному изменению структуры власти, которая из власти всего общества становится властью определенного класса. Марксистскую теорию происхождения государства можно сформулировать следующими основными положениями:

1. Политические отношения вырастают на основе общественно-экономических отношений и ими обусловлены.

2. Государство является продуктом классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Оно появляется в связи с развитием общественных отношений, классов, которые, в свою очередь, являются результатом развития производительных сил и производственных отношений.

3. Государство вытекает из родового строя, вследствие имущественного расслоения и войн, когда усиливается власть военачальников, становящаяся в дальнейшем наследственной.

4. При дальнейшем расслоении родового общества, усложнения общественных отношений происходит отделение власти от общества и возникает государство.

5. Предпосылками возникновения классов и государства являются основной — экономическое развитие общества, второстепенной – насилие.

Таким образом, данная теория выводит происхождение государства в основном из экономической структуры общества.

Теория насилия. Концепция, выводящая появление государства из завоевания одних социальных общностей другими, была изложена в конце XIX века австрийским социологом Л. Гуимпловичем (1838-1909), для которого источником появления государства, классов и иных социальных групп было столкновение между «ордами», каждая из которых составляла определенное антропологическое и этническое единство. В результате таких столкновений на сравнительно высоких этапах общественной эволюции победители порабощают побежденных и так возникает государство. Главный социологический закон, на основе которого Л. Гуимплович обосновывал свою «теорию насилия», это — «стремление каждой социальной группы подчинить себе каждую другую социальную группу встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению и господству». В работе «Общее учение о государстве» он отмечал, что «история не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе». В результате образуется единство противоположных элементов государства властвующих и подвластных правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Гуимплович писал, что внутри государства то, «что на примитивнейшей ступени было борьбой антропологически различных орд на высшей ступени развития обращается в борьбу социальных групп, классов, сословий и политических партий». Таким образом, взаимоотношения между группами он характеризовал как постоянную и беспощадную борьбу, определявшую социальную жизнь в целом. Основой всякого социального и политического развития, по этой концепции является удовлетворение материальных потребностей, которое осуществимо только через насилие (принуждение одних человеческих групп другими).

Вышеперечисленным не ограничивается типология основных теорий происхождения государства. В современной науке существует множество подходов в рассмотрении этого вопроса. Здесь можно указать на распространенность «теории властей», разработанной социологами Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом и в настоящее время нашедшей горячих приверженцев, согласно которой отрицается роль классообразующего фактора, а становление государства связывается с совершенствованием функций власти. Другие теории связывают появление государства с сакральностью власти, когда главным фактором его появления являлась религиозная идеология связывающая население и выдвигавшая вождей, что вело к централизации и сложению первичных государств. Нельзя не упомянуть теории выделяющие географическую среду, природные условия и демографические показатели главными условиями, влияющими на процесс становления государственности. «Гидравлическая теория» важнейшей предпосылкой образования государства называет переход к ирригационному земледелию. Близко к ней стоит теория «неолитической революции», по которой первое общественное разделение труда привело сразу к увеличению производства, социальной дифференциации, развитию обмена и т. п. В настоящее время широкое распространение получила теория, выдвинутая Л. Васильевым, согласно которой важная роль в происхождении государства отводится второму виду воспроизводства жизни, т.е. воспроизводство самого человека и регулирование брачных отношений породило определенные функции управления (например, запрет на браки между близкими родственниками) и новые средства принуждения.

2. Понятие и признаки государства.

Государство — это организация политической власти, содействующая осуществлению интересов конкретной общности в пределах определенной территории. Основные признаки государства:

1) территориальное деление населения;

2) осуществление публичной власти по территориальному признаку;

3) государственный суверенитет.

То есть государство существует там, где есть: 1) население, 2) территория, 3) публичная власть.

Население — человеческое сообщество, проживающее на определенной территории. Население может состоять из одного относительно моно национального народа или быть многонациональным.

Территория — это пространственная основа государства.

Публичная власть — власть, предполагающая существование определенной особой категории людей, главным занятием которых является управление делами общества. Публичная власть есть ни что иное, как отношения господства и подчинения, которые существуют между осуществляющей государственные функции политической элитой и остальной частью общества. Экономическая основа государственной власти выражается в общественном характере производства, в системе производственных отношений (прежде всего отношений собственности и способах ее распределения). Концентрация собственности у относительно небольшой группы лиц объективно вызывает и сосредоточение в их руках всей полноты государственной власти, которая используется в узкоклассовых интересах. И наоборот, плюрализм собственности порождает плюрализм во власти, преимущественную защиту общественных интересов. Социальная основа власти коренится в расслоении общества на классы и иные социальные группы с различными, порой противоположными, взаимоисключающими интересами. Государство призвано обеспечить согласование этих интересов, при необходимости отдать предпочтение общезначимым, защитить слабых, разрешить возможные конфликты и т.д. В этом плане социальной основой легитимной государственной власти должен быть весь народ.

По своему содержанию государственная власть, будучи особой разновидностью социальной власти, состоит из элементов насилия и руководства. Причем уровень насилия и руководства в структуре власти весьма существенно может изменяться. При тоталитарных режимах преобладает диктатура, насилие, обеспечивающие по преимуществу интересы определенного класса относительно небольшой группы лиц; при демократических – руководство, обеспечивающее интересы основной массы населения.

Итак, государство, в первую очередь, это – организация политической власти. Политическая власть, выражая сущностную природу государства, отражает, прежде всего, интересы господствующего класса. Но любое государство наряду с решением классовых задач выполняет и общечеловеческую миссию, выражает сбалансированные интересы всех социальных групп.

Государственный суверенитет – следующий признак государства, который означает, во-первых, верховенство государственной власти ее приоритет по отношению к иным формам власти (например, к власти общественных организаций, политических партий и т. п.). Государственная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление другой власти в данном государстве. Во-вторых, государственный суверенитет означает единство государственной власти, которое обеспечивается принадлежностью государственной власти народу и выражается в неделимости государственной власти между социальными группами. В-третьих, государственный суверенитет означает самостоятельность и независимость государственной власти и состоит в праве государства свободно, по собственному усмотрению решать свои внутренние и внешние дела без нарушения прав других государств, а также принципов и норм международного права. Государственная власть не может быть ограничена другой властью, хотя и может испытывать влияние других сил. В международных отношениях это выражается также тем, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств. С целью обеспечения государственного суверенитета устанавливаются государственные границы — линии, отделяющие территории государств друг от друга или от открытого моря, определяющие пределы территориального верховенства государства. Государственные границы неприкосновенны, их нарушение считается нарушением суверенитета государства.

К другим признакам государства, дополняющим основные, относятся:

гражданство - политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству;

органы государства — посредством которых осуществляется государственная власть, реализуются функции государства;

аппарат принуждения — специальные органы и учреждения, которые обеспечивают защиту государства и реализацию принимаемых органами государства властных решений К ним обычно относят армию, полицию, тюрьмы и т. п.;

право издавать общеобязательные нормативно-правовые акты — предписания государства имеют общеобязательную силу для всего населения;

денежная система — установленная государством форма организации денежного обращения;

налоги — обязательные платежи, которые взимаются государством с физический и юридических лиц на содержание государственного аппарата и другие его нужды, на осуществление функций государства;

внешняя атрибутика — герб, флаг, гимн;

государственный язык — основной язык, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве. Установление или наличие официального языка не исключает применение иных языков как в обиходной жизни, так и официально в отдельных территориальных единицах соответствующего государства, большинство населения которого пользуется языком, не являющимся официальным.

3. Функции государства.

Функции государства — это главные направления его деятельности, в которых выражается его сущность и социальное назначение. Функции государства обусловлены основными задачами, стоящими перед государством на определенном этапе исторического развития и охватывают его деятельность в целом. Функции государства – явление исторически изменчивое, их состав и содержание меняются в зависимости от типа государства. Функции современного государства разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции — деятельность государства в пределах определенного исторически сложившегося общества, внутри данной страны

Экономическая — формирование и исполнение бюджета, определение стратегии экономического развития общества, обеспечение равных условий для функционирования различных форм собственности и т.п. В Российской Федерации экономическая функция выполняет следующие задачи:

структурная перестройка российской экономики;

поддержка стратегических и социально значимых производств;

централизованная инвестиционная политика;

управление государственной собственностью;

создание условий для иностранных инвестиций;

создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов.

Социальная — обеспечение потребностей жизнедеятельности общества выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т п. В России эта функция выполняет следующие задачи:

установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (зарплаты, пенсии, прожиточного минимума и др.);

поддержка тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.)

обеспечение занятости;

развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т.д.

Правоохранительная — направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве. В Российской Федерации эта функция выполняет следующие задачи:

охрана прав и свобод граждан;

защита всех форм собственности;

обеспечение режима законности;

борьба с преступностью;

охрана общественного порядка;

исполнение наказаний;

профилактика правонарушений

Культурно-просветительская — обеспечивает культурный и образовательный уровень граждан; государственная поддержка, развития культуры, науки и образования:

государственная поддержка науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;

сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т.д.;

признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;

охрана интеллектуальной собственности;

установление государственных стандартов в области образования;

выдача лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

Экологическая — установление правового режима природопользования, обеспечение нормальной среды обитания и т. п. В нее входят:

разработка экологической программы страны;

принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;

установление правового режима природопользования;

установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воде, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т.д.);

контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Внешние функции — деятельность государства в сфере межгосударственных отношений, на международной арене.

Экономическое сотрудничество с другими странами:

участие в международном разделении труда;

установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса;

участие в деятельности международных экономических организаций;

совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности.

Функция обороны страны осуществляется государством по следующим направлениям:

укрепление вооруженных сил;

развитие оборонной промышленности;

охрана государственных границ;

организация гражданской обороны;

ведение разведки и контрразведки;

подготовка мобилизационных резервов;

военное сотрудничество с другими государствами и т.д.

Поддержка мирового порядка — деятельность по предотвращению войны разоружению, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов. Она предполагает следующее:

политическое сотрудничество со всеми государствами;

укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений;

участие в работе международных организаций;

участие в разрешение региональных и межнациональных конфликтов;

сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью и др.

Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и создание необходимых условий для экологического выживания человечества.

Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами.

Существуют определенные формы осуществления функций государства – упорядоченная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют два рода форм: правовые и организационные. Правовые формы осуществления функций государства – это деятельность органов государства, связанная с изданием и реализацией юридических актов. К ним относят правотворческую и правоприменительную деятельность. Последняя, в свою очередь, делится на оперативно-исполниительную и правоохранительную. Организационные формы осуществления функций государства заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей юридических последствий. К ним относят организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и организационно-идеологическую деятельность государственных органов.

4. Форма государства

Форма государства — это структура государства, которая складывается из формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Таким образом, основными элементами формы государства выступают:

Форма правления — организация высшей государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархия — это форма правления, при которой главой государства является лицо, занимающее этот пост в порядке престолонаследия. Признаки монархии: 1)власть осуществляется по наследству, 2)власть осуществляется бессрочно, 3)не зависит от населения. Монархии бывают абсолютными (неограниченными) в которых вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства и ограниченными, где наряду с главой государства верховная власть осуществляется каким либо представительным органом, например парламентом.

Республика — это форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются выборным путем. Основные виды республик президентская и парламентская. Парламентская республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Президентская республика характеризуется жестким разграничением компетенции между высшими органами государственной власти и их организационным обособлением. Президент является главой исполнительной власти. Он по своему усмотрению формирует правительство, которое за свою деятельность ответственно только перед ним. Президент избирается не парламентом, а путем прямых или косвенных выборов

Форма государственного устройства. Форма государственного устройства — это территориальная организация государственной власти. Различают следующие формы государственного устройства: унитарную, федеративную, конфедерацию.

Унитарное государство простое государство, которое не имеет внутри себя обособленных государственных образований. Части этого государства являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. В нем существует единая система высших государственных органов и единая система законодательства. Унитарными государствами являются например Польша, Франция.

Федерация — сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают юридически определенной государственной самостоятельностью. Эти части (штаты, земли провинции, области, края, кантоны, республики и т. п.) носят название субъектов Федерации. Федерации могут быть построены по территориальному (как США), либо по национально-территориальному (Россия) принципу. Признаки федерации следующие: территория федерации образована в результате объединения территорий входящих в нее государств (субъектов федерации); у входящих в состав федерации государств отсутствует право одностороннего выхода из федерации; существуют общие для всего федеративного государства высшие органы государственной власти и управления; центральная власть осуществляется без прямого одобрения субъектов федерации; законы, принятые высшими органами федерации, обладают верховенством над актами органов государств входящих в федерацию; имеются единые вооруженные силы и единая система налогов; существует единое гражданство, означающее что гражданин государства — члена федерации является одновременно и гражданином всей федерации.

Конфедерация — объединение (союз) государств, созданное для достижения определенных политических, военных, экономических и иных целей. Признаки конфедерации следующие: конфедерация имеет в своем составе государства, полностью сохраняющие свою независимость; не имеет единой территории есть лишь территория отдельных государств — участников конфедерации); обладает весьма ограниченным количеством вопросов ведения; имеет только те органы, которые необходимы для осуществления общих задач; постоянно действующие органы конфедерации не обладают властными полномочиями; отсутствует единая система налогов; нет единого гражданства.

Конфедеративные образования нестабильны. Как правило, после решения поставленных задач они либо развиваются в федерацию (как это произошло, например, в США после окончания войны за независимость, или в Швейцарии которая из конфедерации Швейцарский союз трансформировалась в федерацию), либо распадаются.

Политический режим. Политический режим — это совокупность методов осуществления государственной власти. Существует два основных вида политических режимов демократический и недемократический.

Демократический режим обладает следующими признаками: в обществе существуют реально гарантированные демократические права и свободы; органы государственной власти формируются выборным путем; законодательно закреплены основные институты представительной и непосредственной демократии; свободная деятельность различных партий, объединений, движений.

Недемократический режим прямо противоположен демократическому и характеризуется большим многообразием форм и разновидностей из числа которых следует особо выделить диктатуру, авторитаризм и тоталитаризм.

Диктатура — политический режим, при котором происходит концентрация власти в руках одного лица или небольшой группы, которые осуществляют политику методами насилия и террора. Основными признаками диктатуры являются: неограниченный и бесконтрольный характер публичной власти, монополизация власти, ее не легитимный характер, отсутствие разделения властей, уничтожение или значительное ограничение гражданского общества, применение преимущественно репрессивных форм и методов социального контроля. Современность знает две разновидности диктатуры: авторитаризм и тоталитаризм.

Авторитаризм — политический режим, при котором монополия на власть принадлежит одному лицу, комитету, партии либо иному органу, не допускающему участия в управлении других группировок. К основным признакам авторитарного политического режима относят: подавление политической оппозиции, ограничение политических свобод с сохранением при этом свободы экономической, сотрудничество с традиционными социальными и политическими институтами, родовой аристократией; существование политической цензоры, национализм, шовинизм различные формы непринятия чужеземного опыта. Авторитаризм имеет ряд общих черт с тоталитарным политическим режимом: авторитарные режимы также не располагают механизмом преемственности власти и ее передача происходит бюрократическим путем, нередко через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия. Но при этом авторитаризм не вмешивается в области жизни, не связанные непосредственно с политикой; относительно независимыми остаются экономика, культура, межличностные отношения. Авторитарное общество построено на принципе «разрешено все, кроме политики».

Тоталитаризм - политический режим, характеризующийся полным контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества. Основными признаками тоталитарного режима являются: существование единственной массовой партии, руководимой, как правило, одним человеком, стоящей над бюрократией или переплетенной с ней; существование официальной, обязательной для всех идеологии; практически полная монополия на информацию; система все охватывающего полицейского контроля; государственное управление всеми отраслями и звеньями экономики с использованием преимущественно командных методов. Основными разновидностями тоталитаризма являются фашизм, национал-социализм, тоталитаризм советского типа.

5. Государство и гражданское общество.

Общество и государство — понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе, кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения и т. п.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент, который оказывает обратное воздействие на общество. Всякое государство — концентрированное выражение и воплощение общества. И именно гражданское общество является определяющим по отношению к своему государству. Гражданское общество — это система общественных отношений, в которых находятся между собой люди, обладающие реальными правами и свободами и пользующиеся покровительством государства. Структурными элементами гражданского общества являются:

1)собственность, свободный труд, предпринимательство, то есть негосударственные социально-экономические отношения и институты;

2)совокупность независимых от государства производителей;

3) общественные объединения и организации;

4) политические партии и движения;

5) религия и религиозные объединения;

6) средства массовой информации;

7) воспитание, образование, наука, культура;

8) семья

Признаки гражданского общества: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; самоуправляемость; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; реальное осуществление права человека на информацию; многоукладность экономики и др.

Экономическую основу гражданского общества составляет суверенитет индивидуальных собственников, а также многообразие форм собственности. Гражданское общество выполняет своеобразную функцию “посредника” между государством и отдельным индивидом. Именно гражданское общество защищает личность от государства обеспечивает гарантии прав человека, ограничивает государство и ставит под контроль его деятельность. Оно же является гарантом стабильности и устойчивости правового государства. Там, где гражданское общество неразвито или разрушено возникает и действует деспотическое государство. Неразвитость гражданского общества, а также препятствия со стороны власти для его формирования — одна из причин становления тоталитарных режимов в XX веке. Становление правового государства связано именно с формированием гражданского общества предпосылками которого являются переход к рыночной экономике, появление специфических групповых интересов, повышение уровня и качества жизни, появление независимых гражданских ассоциаций, создание правовых гарантий для свободной деятельности независимых общественных объединений, овладение общечеловеческими нормами и ценностями, установление горизонтальных (минуя государство) связей между коллективами, социальными группами и т. п.

6. Правовое государство.

Рождение идеи правового государства относится еще к античности, когда древними авторами был поставлен вопрос о соотношении государства и права. Глубокая и серьезная разработка теории правового государства началась с эпохи буржуазных революций, а в историю человечества вошли имена философов, ставших основоположниками этого учения – Д. Локка, Ш. Л. Монтескье, И. Канта и других. В центре концепции правового государства стоят представления о верховенствующем положении права над государством, при этом право рассматривается, в первую очередь, как мера свободы, равенства и справедливости. Таким образом, первым принципом правового государства является верховенство закона, которое подразумевает широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством.

Второй принцип правового государства — принцип законности гласит, что ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества. Из него органически вытекает теория разделения властей, суть которой в разделении компетенции и функций между органами государственной власти. Три рода власти – законодательная, исполнительная и судебная — должны быть разделены в государстве и, в результате, превратиться в систему «сдержек» и ‘противовесов» органов власти, уравновешивающих друг друга по силе и политическому весу.

Итак, правовое государство — это организация общества, основанная на господстве права, верховенстве закона. К основным признакам правового государства относятся:

1. Верховенство закона указанная выше совокупность прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством; законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве, любое ущемление прав недопустимо; государственная власть может действовать только в границах установленных законом.

2. Разделение властей деятельность органов правового государства осуществляется в строгом соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; государственные органы действуют в пределах своей компетенции, не подменяя друг друга, ибо соединение в одном лице или органе законодательной и исполнительной власти может привести, как указывал Ш. Л. Монтескье, к созданию тиранических законов во имя их тиранического применения, в случае не отделения судебной власти от других первая потеряет свою независимость и не сможет беспристрастно следовать законам и контролировать их соблюдение. При реализации данного принципа устанавливается взаимный контроль, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательные, исполнительные и судебные функции.

3. Соблюдение и охрана прав и свобод человека ответственность государства перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы; признается право каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Неотъемлемыми прирожденными правами и свободами признаются: право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность и безопасность личности и жилища и др. Другой аспект этого принципа — юридическое равноправие граждан, что означает равенство перед законом граждан и должностных лиц.

4. Взаимная ответственность личности и государства своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством (как носителем политической власти) и гражданином (как участником ее осуществления). Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. Этот же принцип означает социальную защищенность личности, обладающей определенными правами, гарантированными государством, в области здравоохранения, образования, труда, пенсионного обеспечения. Далее, существуют определенные обязанности личности перед государством, за нарушение которых личность может подвергнуться определенным мерам воздействия со стороны последнего (в лице его органов). Но при этом применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

К вышеуказанным основным признакам правового государства примыкают: политический плюрализм (беспрепятственная деятельность различных политических организаций, объединений, идеологическое разнообразие, исключающее господство какой-либо идеологии); независимый суд (суд должен выступать в роли независимого от какого-либо влияния); демократия (обеспечение политических прав и свобод, участие народа в осуществлении законодательной власти); высокий уровень правовой и политической культуры; развитое гражданское общество.