Тема Глазами художника Театральная мастерская Интегрированное практическое занятие по с

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Цели:

— научить учащихся целостному видению произведения

в литературно- художественном и изобразительно- оформительском аспекте;

- помочь учащимся яснее понять замысел Салтыкова- Щедрина, почувствовать остроту и злободневность данной сказки в настоящее время;

- развитие творческого мышления, воображения;

- приобщить детей к театральному искусству;

- дать понятие о роли художника в театральном процессе;

- развитие актерского мастерства;

- научить своими руками воплощать задуманное;

- развитие интереса к предметам.

Наглядность: репродукции эскизов занавесов, декораций и костюмов; книга «Рисунок и акварель ХIХ-ХХ вв.» в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Оборудование и материал: бумага, ткань, краски, кисти, нитки, грим, коробки, солома и т.д.

Структура мероприятия:

I Организационный этап.

II Сообщение темы и цели занятия.

III Слово учителя.

IV Работа по группам.

V Инсценирование сказки

VI Подведение итогов.

Ход мероприятия

Учитель литературы:

— Наше занятие мне хочется начать словами М.Е. Салтыкова-Щедрина. А слова эти следующие: «Я – русский литератор и потому имею две рабские привычки: во-первых, писать иносказательно, и, во-вторых, трепетать.

Привычке писать иносказательно я обязан… цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть ее с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам. С одной стороны, появились аллегории, с другой – искусство понимать эти аллегории, искусство читать между строками».

Сегодня, мы с вами тоже попытаемся читать между строчками. Мы с вами сделаем театральную мастерскую, где каждый будет выполнять свою работу.

Учитель ИЗО:

— Театр – это синтез искусств. Спектакль создается не только режиссером, сценаристами и актерами, но и трудом многих людей друг специальностей. Среди них важную роль играют художники. Именно с творчеством художника зритель встречается прежде всего. Открывается занавес, и он видит декорации, мебель – все в том или ином освещении. Вскоре появляется действующие лица, и зритель будет увлечен ходом пьесы, но в самые первые минуты он оказывается наедине с творчеством художника, которое сразу переносит его в определенную страну, эпоху, общественную среду.



Задачи художника очень разнообразны, но основные это: создать впечатляющий зрительный образ и наряду с этим воспроизвести вещественную среду.

Работа художника-декоратора над спектаклем начинается с беглых карандашных, а затем и красочных эскизов, в которых он стремится найти художественный образ будущего оформления. Из множества эскизов постепенно отбираются наиболее удачные, яркие.

Показ репродукции эскизов занавесов и декорации к спектаклям.

Еще одна профессия художника в театре — бутафорист.



Сценическую обстановку составляют не только декорации, но и мебель и различная бутафория.

Бутафорией называют предметы сценической обстановки, специально сделанные под настоящие: фрукты из бумаги, рыцарские доспехи – из картона, оружие – из дерева, хрусталь – из фольги и плексигласа и т.д.

Следующие специальности художника театра – костюмер и гример.



Сценический костюм и грим актера должны соответствовать тому образу, тому характеру персонажа, который создает актер своей игрой.

Костюмы персонажей спектакля нельзя придумывать порознь – все они должны быть взаимосвязаны, составляя в общем единое целое – ансамбль. Каждый костюм будет на сцене восприниматься в соотношении с остальными, в сравнении друг с другом, усиливая характеристику персонажей. Костюмы взаимодействуют и как живописные пятна в общем, цветовом решении спектакля. Непосредственно с костюмом во внешней характеристике персонажа связан и его грим.

Показ репродукций эскизов костюмов.

Учитель литературы:

— Сегодня мы с вами тоже окунемся в увлекательный мир театра. Мы сейчас сделаем свой театр, свой спектакль. Мы разделимся с вами на несколько групп. Актерами будут Пархоменко Саша и Тютюнников Денис, художниками – декораторами будут Потоцкая Е., Алексеенко К., В.Житняковский, Быков С., Жумагулова Г., Овсянников Е., Андреев Н.

Художниками–бутафористами будут Нигматуллина Т., ОвсянниковаТ., Тагирова Э., Ленева Ю., Макеев Д.; костюмерами – Круглова А., Дай Н., Южакова Н, Ажгожина А.; гримерами будут – Федина Л., Егорова С.; оформителями сцены – Грищук С, Сапрыкин А, Польский К.

Каждая группа будет работать над своей задачей, а через некоторое время мы объединимся и покажем свой спектакль.

Работа по группам.

Учитель литературы:

- Работа в группах подошла к концу. Займите свои места. Итак, дамы и господа! Внимание!

Начинаем!

Инсценировка сказки Салтыкова-Щедрина.

Учитель литературы:

— Сегодня своим творчеством соприкоснулись с самым великим, изумительным, вдохновенным и одновременно одним из самых сложных видов искусства – театром. И пусть наш спектакль будет маленькой частичкой, которая поможет вам стать лучше, чище, чуть – чуть умнее и добрее.

Спасибо всем за участие!

Учитель ИЗО: Все группы потрудились сегодня на славу. Особенно хочется отметить работу…

Спасибо всем!