Тема Бюджет семьи

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Лесозаводская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Урок по социально – бытовой ориентировки

8 класс

Тема: Бюджет семьи

Учитель: Потапова Мария Михайловна

Тема: Бюджет семьи

Цель: познакомить учащихся с некоторыми составляющими семейного бюджета.

Задачи: Познакомить с понятиями «бюджет», «доход», «расход»; научить различать доходы и расходы; воспитывать уважительное отношение к людям зарабатывающим деньги; повторить умение экономично расходовать доходы, пополнять активный словарный запас.

Ход урока:

Организационный момент:

- Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте соберемся и покажем себя дисциплинированными, воспитанными, внимательными, активными учениками. Прошу не выкрикивать с места, поднимать руку перед ответом, на вопросы отвечать полными ответами.

- Садитесь.

- Сегодня нам на уроке понадобятся ручки и тетради. Проверьте у всех есть эти принадлежности? Хорошо.

2. Повторение пройденного материала.

- Что такое семья? (ответы детей)

- Семья –это группа людей основанная на кровном родстве или заключении брака.

- Семья не только родители и дети, бабушки и дедушки, это общее жилье и общее имущество, а также общие деньги. Деньги семьи принято называть «семейным бюджетом».

3. Новая тема:

- Сегодня мы познакомимся с понятием бюджет. Выясним , что такое «источники дохода» и расходы.

- Бюджет бывает разный:

А) Личный

Б) Семейный

В) Предприятия или фирмы

Г) Государственный

- Сегодня на уроке мы будем говорить о семейном бюджете. Научимся его просчитывать, разберем от чего зависит его размер. И почему нужно бережно относится к семейному бюджету.

- Запишите число и тему урока.

- Ребята, а вам приходилось слышать слово бюджет? (ДА)

- Как вы думаете,что оно обозначает? (ДЕНЬГИ)

- Правильно, семейный бюджет – это деньги, это доходы и расходы одной семьи за определенный период времени (месяц или год).

- Слово бюджет означает «денежная сумка».

- Умение рационально вести домашнее хозяйство, это трудное искусство.

- Каждый из членов семьи принимает посильное участие в планировании семейного бюджета.

- Мама – главный воспитатель, добрый советник, самый первый учитель, семейный доктор, самый лучший друг, главная хозяйка.

- Папа – защитник, труженик, учитель и воспитатель, советчик, добытчик.

- Дети – помощники, внимательные и старательные ученики.

- Папа добытчик, хозяин. Почему так говорят? ( ответы детей)

- Правильно, он приносит зарплату, все ремонтирует дома.

- А кто еще зарабатывает деньги для семьи? (ответы детей)

- Старший брат, сестра, мама, бабушка и дедушка.

- Вывод: Бюджет семьи создается всеми членами семьи, всеми планируется и реализуется. Нет разницы кто управляет финансами мужчина или женщина, это не играет особой роли. Главное, чтобы все в семье было организованно и никаких конфликтов из-за денег.

- Запишите определение, что такое бюджет семьи в тетрадях.

- Разным семьям необходима различная сумма денег, т.к. одни расходуют много средств,а другие на всем экономят, но у тех и у других бюджет складывается из расходов и доходов.

- Часто при общении в семье, по телевизору мы слышим слова расход и доход. Любая семья имеет доходы и расходы.

- Давайте определим, что относится к доходам и к расходам.(на доске расходы и доходы)

- Игра: На карточках напечатаны слова, дети распределяют их по группам и выходят по одному к доске, читают и вешают на доску:

ДОХОД РАСХОД

Зарплата Продукты питания

Пенсия Одежда и обувь

Стипендия Школьные принадлежности

Пособие Коммунальные платежи

Выручка от продажи Непредвиденные расходы

Алименты

Вывод: Что относится к доходам? (читают)

Что относится к расходам? (читают)

- Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи, от занятий разной деятельностью. (определение на доске)

- Расходы- это деньги, тратят члены одной семьи для удовлетворения своих потребностей. (определение на доске)

- Ребята, из чего складываются доходы вашей семьи? (ответы детей)

- Зарплата мамы+ папы + пособие на ребенка.

- Подумайте, на что в вашей семье тратят деньги? (ответы детей)

- Оплата жилья, питание, предметы личной гигиены.

- Запишите эти определения в тетрадь.

- Физминутка

- Все расходы мы можем разделить на :

1. Постоянные (можно запланировать, кварплата, питание, проезд)

2. Переменные : цикличные (на долгое время пользования, мебель, верхняя одежда, бытовая техника);

- непредвиденные (лекарства, ремонт сломанной техники);

- сезонные (закупка семян, ягод, овощей).

- В каждой семье родители по своему распределяют деньги, бюджет. Тратят их, дают в долг, откладывают на счет в банк.

- От того, что преобладает в бюджете семьи – доходы или расходы бюджет бывает: — сбалансированным, уравновешенным;

— избыточным;

— дефицитным.

- Рассмотрим эти понятия на примере весов:

- Расходы превышают расходы (на доске)

- Ребята, давайте решим задачу и определим какой бюджет преобладает в семье. Для этого мы разделимся на три группы и подсчитаем доходы и расходы семей.

1 группа 2 группа 3 группа

Доходы

Зарплата мамы

Зарплата папы

Стипендия сына

Пособие на детей (2)

Пенсия бабушки

ИТОГО:

Расходы

Питание

Гигиенические принадлежности

Коммунальные услуги

Лекарство

ИТОГО:

ВЫВОД:

- Чтобы закрепить полученные знания на уроке, ребята, вы сейчас решите тест и выберите правильные ответы. (тесты детям)

- Решение тестов.

- Проверка тестов.

- Поводим итог урока: О чем мы говорили на уроке?

Что такое бюджет семьи?

Из чего состоит бюджет семьи?

- Домашнее задание: Подсчитать бюджет семьи и определить вид бюджета.

- Ребята,вы хорошо работали и получили оценки.

- Спасибо за урок!