Тема АНГЛИЯ В XVIII ВЕКЕПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ЯМИЛОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Конспект урока

История Нового времени. 7 класс.

К учебнику В.А.Ведюшкина, С.Н. Бурина.

Тема: «АНГЛИЯ В XVIII ВЕКЕ.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ»

(Урок рассчитан на 2 часа. Совмещены темы «Материальный и духовный мир человека XVIII века» и « Англия в XVIIIвеке. Промышленный переворот»).

Технологическая карта.

Тема урока. План урока

Англия в XVIII веке. Промышленный переворот:

Промышленный переворот.

Развитие промышленного переворота, и его первые итоги.

Движения протеста. Разрушители машин.

Черты индустриальной цивилизации.

Задачи урока

Обучающие:

Продолжить изучение истории Англии

раскрыть предпосылки промышленного переворота в Англии;

познакомить учащихся с деятельностью первичных изобретений в Англии в эпоху нового времени.

Развивающие:

развитие умения доказательства фактов на конкретном материале;

развитие умения работы с текстом документа и учебника;

развитие мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей; умения систематизировать знания.

Воспитательные:

воспитание уважения к достижениям науки и техники как к результатам труда человека.

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся анализируют сущность промышленного переворота и понимают, что в результате этого процесса создаются условия для развития индустриального общества.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Варианты проблемных заданий: 1. В Англии в условиях развития промышленного переворота росло движение протеста – разрушителей машин. Чем можно объяснить столь странное, с нашей точки зрения, поведение англичан?

2. Какова сущность понятий - «промышленный переворот» и «индустриальное общество»? Связаны ли эти понятия между собой? Можно ли утверждать о развитии промышленного переворота и индустриального общества в Англии?

Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

Приемы деятельности учителя: образное повествование, организация работы класса с картой и текстом учебника (условия промышленного переворота), персонификация (изобретатели), эвристическая беседа, обучение учащихся решению учебных проблем и предъявлению результатов самостоятельной деятельности.

Развитие умений учащихся

Анализируют и выделяют главное, используют карту как источник содержания, составляют таблицу, учатся доказывать и опровергать, формируют личностное отношение к содержанию, учатся определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне надо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне необходимо узнать), представляют результаты познавательной деятельности

Основные понятия и термины

Аграрная революция, промышленный переворот, фабрика, луддизм, индустриальная цивилизация.

Источники информации

Учебник, п. 22, Рабочая тетрадь по новой истории А.Я Юдовская, Л.М Ванюшкина 7 класс, Художественная литература в преподавании Новой истории составительА.А.Вагин.

Ход урока:

(Урок№1.)

Организационный момент.

Этап мотивации.

Учитель: ( Слайд №2). Молодые вязальщики шли медленно, липкая грязь и многодневная усталость висели на их башмаках тяжелыми гирями.

–Успокойся, Робин,- сказал старший. – Думаешь, мне легко было сдержаться?.. Нас послали для того, чтобы мы добрались до Лондона. Ты сам знаешь, как трудно было собрать деньги, которые мы везем адвокатам, согласившимся защищать наших братьев. И если мы начнем на дороге сводить счеты, и нас схватят, и найдут у нас деньги – это будет предательством. Слышишь? Предательством!

На дороге раздалось щелканье бича и чмоканье копыт. Том и Робин едва успели сойти на обочину. Их обогнала карета шестеркой, обдав грязью из-под колес. Человек, сидевший в карете с баронским гербом, не заметил своих сверстников, которых обогнал по дороге, а если бы и заметил, то ни он, ни они никогда не подумали бы, что спешат в Лондон по одному и тому же делу. Они спешат в Лондон, чтобы передать деньги адвокатам, которые согласятся защищать их арестованных собратьев, он торопится в Лондон, чтобы произнести в палате лордов речь против закона о смертной казни разрушителям машин.

И пока двое молодых луддитов идут по дороге в Лондон, куда они несут деньги , собранные по грошу их собратьями, молодой человек в карете повторяет про себя сложенное в эти дни стихотворение:

Ткачи, негодяи, готовят восстанье:

О помощи просят. Пред каждым крыльцом

Повесить у фабрик их всем в назиданье!

Ошибку исправить - и дело с концом.

В нужде негодяи сидят без полушки.

И пес, голодая, на кражу пройдет.

Их вздернут за то, что сломали катушки.

Правительство деньги и хлеб сбережет…..

Вопросы классу:

-Куда спешат путники?

-Какова их цель?

- В чем обвиняют их собратьев?

- Как их называет автор? (луддиты)

- Сформулируйте вопрос урока, на который мы должны будем найти ответ.

(Почему рабочие Англии разрушали машины?)

Учитель: Какое великое событие в истории Англии мы с вами уже изучили в 7 классе? (Английская буржуазная революция) Каковы ее итоги? (В Англии утвердилась конституционная монархия, буржуазный уклад стал определяющим в экономике страны). Победа капитализма делает неизбежным промышленный переворот в стране и установление новой индустриальной цивилизации. Все ли термины, произнесенные мной, вам понятны? Сформулируйте второй вопрос урока, на который мы должны будем найти ответ. (Выяснить значение понятия «промышленный переворот», определить черты индустриальной цивилизации.)

(Слайд №3).

Этап изучения нового материала

Промышленный переворот

1). Для успешного развития промышленного переворота нужны три условия: накопление богатств, для создания крупных предприятий; свободные люди, лишенные средств производства; рынок сбыта товаров. Поработав с текстом учебника стр. 197 – 198, дополнительным материалом (текст №1) и картой в атласе на стр. 6 ,найдите доказательства существования в Англии этих предпосылок. По ходу чтения выполните задания:

(1 вариант). Заполните схему:

В руках у английских предпринимателей и банкиров накопились капиталы, ждущие выгодного использования. Источники накопления

( Ответ: земельные спекуляции внутри страны, ограбление колоний, рассвет банковского дела и торговли).

(2 вариант). Закончите предложение:

В Англии проходила аграрная революция, в результате которой 1____________________

2_________________________________________________________________________

(Ответ: 1) земли сосредоточились в руках крупных собственников, крестьянство исчезло, в сельском хозяйстве стали использовать труд арендаторов – фермеров. 2) Лишившиеся земли крестьяне составили огромный рынок свободной рабочей силы).

(3 вариант). Заполните схему:

Рос рынок сбыта товаров

(Ответ: новые колонии; растущие города и городское население).

(Слайд №4).





Выполнив задания, учащиеся озвучивают их, делая вывод о том, что в Англии к началу XVIII века сложились условия для промышленного переворота.

2). Учитель: Итак, мы выяснили, что условия для промышленного переворота в Англии были. Пришло время определить сущность данного явления. Посмотрите на слайды (Слайд №5). Попробуйте на основе известных уже фактов и репродукций дать определения понятию «промышленный переворот». Если вы затрудняетесь, используйте подсказку. (Слайд № 6)

После ответа учащиеся делают запись в тетрадь:

Промышленный переворот – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного производства к фабричному.

(Слайд №7)

2. Развитие промышленного переворота и его первые итоги

Учитель: Выполнив задание, определите, какие технические изобретения сделали промышленный переворот возможным? Пользуйтесь учебником стр. 201- 204. (Слайд №8 )

дата

фамилии изобретателя

изобретение

1733

Джон Кейн

Ричард Аркайд

Хлопкопрядильная фабрика.

Паровая машина с вращающимся валом.

1735

Совершенствование выплавки чугуна.

Эдмунт Картрайт

Учащиеся представляют результаты работы.

2). Учитель: Итак, работу на предприятиях стали выполнять машины. Соответственно изменилось и само предприятие. Как оно стало называться? (фабрика).

Выполним задание: (Слайд № )

мануфактура

фабрика

Способ труда

Количество рабочих

Производительность труда

Качество продукции

Учащиеся устно заполняют таблицу.

Учитель: Определите итоги промышленного переворота.

В ходе эвристической беседы по ответам учащихся производится запись в тетрадь.

Итоги промышленного переворота: (Слайд №10)

1. Значительно выросла производительность труда.

Облегчился труд человека.

Англия укрепила свои политические и экономические позиции в Европе и мире.

Были заложены основы новой индустриальной цивилизации.

Домашнее задание: Рабочая тетрадь стр. №19, задание 13.

(Урок №2)

3. Движения протеста. Разрушители машин.

Учитель: Вспомните, с чего мы начали урок? (Слайд №3)Что нам нужно выяснить еще ?

Кто такие луддиты? Давайте выясним это, поработав с документом на стр.205.

(Слайд № 11)

В 1779 г. В одном из отчетов о нападении луддитов на фабрики, в частности, говорилось: «И вот эти углекопы и другие рабочие общим числом до 8 тыс. двинулись с барабанным боем и развернутыми знаменами на фабрику. Они нашли там сера Ричарда Клейтона во главе стражи 50 инвалидов. Что могла поделать кучка людей против этих тысяч исступленных? Инвалидам пришлось отступить и играть роль зрителей, а толпа тем временем вдребезги разбивала оборудование, ценность которого исчисляется в 10 тыс. фунтов стерлингов…Они не скрывают намерения разрушить машины не только в ближних городах, но и во всей Англии».

Вопросы к документу:

Кого называли луддитами?

Найдите в тексте на стр. 204 объяснение слову «луддит».

Допустим ли, по — вашему, подобный протест?

Чем можно объяснить движение луддитов?

Какое наказание ждало их?

Была ли у луддитов какая – либо программа, либо просто цель? Или их действия носили стихийный, случайный характер?

(Слайд №12)

Учитель: На наш взгляд, подобная форма протеста не допустима. Но попытаемся понять этих людей. Для этого послушаем ваши статьи, которые вы должны были написать дома к сегодняшнему уроку.

Учащиеся зачитывают свои работы. Учитель проводит дискуссию по заданной проблеме.

4. Черты индустриальной цивилизации.

Учитель: Напомните мне и себе итоги промышленного переворота в Англии. (Слайд №1).

Что нами еще не выяснено? В общих чертах мы уже можем назвать особенности индустриальной цивилизации.

Выслушиваются предположения учащихся.

Учитель: Поработав с учебником стр.190 -192 выполните задание:

Заполните пропуски в предложенных словах раскрывающих черты индустриальной цивилизации.

ЧЕРТЫ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

И————Я – активное внедрение машин во все отрасли производства.

М———-Я – внедрение новых современных изобретений в промышленность, сельское хозяйство.

Скорейшее освоение Д——-Й и О———А передовых стран.

С——Я сознания, рос Г——Д, дух П————А призывающий людей неустанно трудиться, совершенствовать О—-Я и И——Я, искать лучшей жизни.

Неприкосновенность С——-И – один из основных принципов индустриальной цивилизации.

Расширение П——-Х, Ю——Х, Э———Х прав и свобод и их постоянное совершенствование обеспечивали стабильность и устойчивость индустриальной цивилизации.

(Слайд №13)

Учитель: Ребята, мы с вами на уроках обществознания выяснили. Что общество состоит из 4 сфер и все они между собой связаны. Ответьте, могли ли изменения в экономике не затронуть обыденной жизни, людей их сознания? Выполнив задание, выясним, как изменения в экономике повлияли на сознание и быт людей.

Задание: По стр.188 – 190 составьте план ответа на тему «Изменение в жизни и сознании людей».

После выполнения задания учащиеся представляют результаты своей работы.

(План может выглядеть так: 1.Секуляризация сознания.

2. Рост личной ответственности человека за собственную судьбу.

3. Ускоряется ритм жизни человека.

4. Изменение отношения к труду.

5. Рост городов, и их значение.

Этап закрепления изученного материала.

Для осуществления промышленного переворота в Англии требовались следующие условия: а) свободные люди, лишенные собственности; б) наличие свободных денег на руках богатых людей; в) существование парламента; г) двухпартийная политическая система; д) рынок сбыта товара. (Слайд № 14)

Выберите правильный ответ

Аграрная революция-

Промышленный переворот –

Луддизм-

Секуляризация сознания-

Индустриальная цивилизация-

(Слайд № 15)

Объясните понятия

Джон Кей Ткацкий станок увеличивший

производительность труда в 40 раз



Страницы: 1 | 2 | Весь текст