Тема №9

Прогнозирование и планирование антикризисного PR

Каждая организация первоначально должна провести «ревизию кризисной уязвимости». Чтобы сделать это, необходимо создать команду по управлению кризисной ситуацией (КУКС). При этом целесообразно руководствоваться следующими рекомендациями.• Сделать КУКС настолько малочисленной, насколько это возможно. Чем больше людей, которые заняты в КУКС, тем больше трудностей это создаст для принятия быстрых решений в эффективной манере. Идеальное число — от 8 до 10. • Каждый член КУКС должен быть готовым принимать решения в области своей компетенции. Они также должны быть способны работать с информацией, делать значимые рекомендации и разрабатывать программу действий. • Каждый член команды должен иметь определенные обязанности, изложенные в письменной форме. Эти письменные «роли» чрезвычайно важны, чтобы все члены команды знали, кто и что должен делать во время кризисной ситуации.• Каждый член команды должен обладать творческим потенциалом наряду со способностью принимать ответственные решения. Все члены КУКС должны пользоваться этичными методами. • Команде нужно дать время, в течение которого ее члены будут хорошо обучены.• КУКС должна провести «ревизию кризисной уязвимости » в областях своей ответственности. Поэтому КУКС должна состоять из менеджеров, которые фактически охватывают все области, в которых кризис мог произойти. Каждый член команды должен иметь полномочия в своей области, чтобы принимать решения. Ведь в этих областях проявляются «предупреждающие признаки», предшествующие каждому кризису. 



После создания КУКС и проведения ревизии кризисной уязвимости, руководство организации встречается с командой и располагает по приоритетам уязвимости ключевые области по 10-ти бальной шкалы. После этого рекомендуется реализовать следующие мероприятия: 1. Разработать кризисный план действий относительно каждого потенциального кризиса. Это будет включено в индивидуальные обязанности членов КУКС. 2. Подготовить письменную информацию о каждом потенциальном кризисе. Она должна содержать то, что сделано для подготовки к этому кризису, что делали раньше в подобных ситуациях и что команда сможет сделать.3. Подготовить ключевые сообщения для общественности.В первую очередь надо связываетесь с внутренней средой. Неинформированным сотрудникам на всех уровнях нужно предоставить необходимую информацию и как можно скорее, и также непрерывно ее обновлять. Никогда не следует оставлять сотрудников неинформированными. Далее следует подготовить пресс-релизы, которые будут содержать столько информации, сколько возможно. При этом использовать все каналы работы со СМИ. Рекомендуется связаться с другими лицами, которые заинтересованы в получении информации; то есть с общественными должностными лицами, координаторами по чрезвычайным ситуациям, кредиторами.В КУКС должен быть сотрудник, ответственный за выпуск пресс-релизов. Этот человек должен быть тем, кто получает всю информацию от других членов, готовит информационные сводки, выпуски новостей и отвечает за связь с общественностью. Данный сотрудник не должен иметь других функций, поскольку его роль жизненно важна. Первые 24 часа кризиса многое решают для организации, во многом из-за налаженной связи с общественностью.



Во время кризиса, за связь с внешней и внутренней средой отвечает руководитель организации и КУКС. Вот некоторые темы, обычно рассматриваемые при общении со СМИ:• как ваша организация подготовилась к этому кризису? • как ваша организация помогала другим компаниям в подобных ситуациях? • что Вы делали при подготовке к подобным ситуациям? • каких успехов Вы добились? • что Вы сделали для предотвращения этого кризиса? • Вы воспринимаетесь как «лидер» в этой области? • если Вы испытали подобную кризисную ситуацию, то, как ваши служащие справились с ситуацией? 





Тема 9

Тема 9 «Посреднические банковские операции»

Вопросы:

Расчеты.

Валютно-обменные операции.

Банковское хранение.

Инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней, и иных ценностей.

Ответы:

Вопрос № 1

Расчеты в Республике Беларусь могут проводиться в наличной и безналичной форме.

При расчетах наличными – происходит передача денежных средств, в форме денежных знаков, при этом не возникает каких либо самостоятельных расчетных правоотношений.

Расчеты наличными осуществляются между физическими лицами, по общему правилу юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять расчеты наличными деньгами на территории Республики Беларусь в общей сумме не более 300 БВ на протяжении одного дня. Однако расчеты по платежам в бюджет в государственные внебюджетные фонды наличными деньгами осуществляются без ограничения размеров, как для плательщика, так и для получателя.

Под расчетами в безналичной форме – расчеты, проводимые через банк или НКФО, при которых денежная сумма передается посредствам совершения записей по соответствующим счетам.

Расчеты в безналичной форме проводятся в виде банковского перевода, аккредитива и инкассо.

Права и обязанности участников расчетного правоотношения существенно отличаются в зависимости от формы безналичных расчетов.

Анализ предусмотренных банковским счетом форм расчетов позволяет сделать вывод о том, что они отличаются по следующим параметрам:

Инициатор платежа:

В банковском переводе – плательщик (бенефициар, не вправе требовать совершения платежа);

В инкассо бенефициар (получатель) вправе требовать получения платежа;

В аккредитиве, инициатор плательщик, но платеж возможен только при условии предоставления бенефициаром определенных условиями аккредитива документов;

Документооборот:

В банковском переводе – только платежная инструкция (платежное поручение);

В инкассо, при чистом инкассо – инкассовое поручение и финансовые документы (вексель, чек); при документарном инкассо – инкассовое поручение, финансовые документы, сопровождаемые коммерческими документами (транспортные документы, счета, товара-распорядительные документы) либо только финансовые документы;

В аккредитиве помимо платежной инструкции плательщика обязательно предоставление бенефициарам исполняющему банку коммерческих, финансовых и иных документов.

Банковский перевод – это последовательность операций начинающееся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк получатель) в пользу лица указанного в платежных инструкциях (бенефициара).

Законодательство Республики Беларусь выделяет два вида банковского перевода:

Кредитовый перевод, инициатором которого является плательщик;

Дебетовый перевод, инициатором которого является бенефициар.

Наиболее используемым внутри Республики Беларусь является кредитовый перевод, который опосредуется платежными поручениями.

Широкому распространению данной формы расчетов способствует положение статьи 486 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которым по договору поставки расчеты осуществляются платежными поручениями, если иное не определено соглашением сторон.

Расчеты в форме банковского перевода охватывают расчеты с использованием следующих видов платежных инструкций:

Платежных поручений;

Платежных требований;

Платежных ордеров;

Чеков;

Банковских платежных карточек.

Кредитовый передов, представляет собой серию взаимосвязанных действий (операций), направленных на выполнение поручения плательщика своему банку о выплате бенефициару определенной суммы денежных средств.

Одной из отличительных особенностей кредитового перевода является то, что при данной форме расчетов бенефициар не вправе требовать от банка отправителя совершения платежа.

Безналичные расчеты имеют определенную независимость по отношению к тому обязательству плательщика на основании, которого производятся платежи.

Самостоятельный характер расчетных правоотношений обусловлен наличием следующих обстоятельств:

В отличие от расчетов наличными субъектный состав таких правоотношений не совпадает с субъектным составом обязательства в целях исполнения, которого осуществляется платеж;

Во вторых стороны основного обязательства при осуществлении банком безналичных расчетов подчиняются правилам, установленным специальным законодательством о безналичных расчетах;

Каждая из сторон основного договора для осуществления безналичных расчетов, заключает договор с банком текущего банковского счета.

Банки вправе отказать от проведения операции по счету в случае:

Отсутствие между банком и клиентом заключенного договора;

Когда заключенным договором проведение расчетов в данной форме не предусмотрено;

Отсутствие у клиентов достаточной суммы средств, в валюте платежа, если не имеется кредитного договора.

По общему правилу банк не исполняет платежные инструкции, в следующих случаях:

В платежном поручении (требовании) имеются исправления и подчистки;

В платежном поручении (требовании) не указаны обязательные реквизиты;

Подписи и оттиск печати не соответствуют заявленным в банк образцам.

Платежные инструкции клиента могут быть выданы в письменной форме или форме электронного документа.

Совершение сделок с использованием электронных документов сопряжено с некоторыми рисками в частности:

Недоверие к электронной подписи, или отрицание наличия электронной подписи;

Подписание электронного документа неуполномоченным лицом;

Несоответствие технических и юридических условий совершения сделок;

Невозможность представить доказательства в суде в случае спора.

Срок исполнения платежных инструкций установлен в течение банковского дня.

Банковский день – это деятельность банка в течение рабочего дня.

Операционный день банка – состоит из банковского дня и времени завершения обработки информации с обязательным формированием ежедневного баланса не позднее начала следующего операционного дня.

Банковский кодекс Республики Беларусь (статья 237) содержит открытый перечень возможных нарушений со стороны банка.

Общими условиями, наличие которых необходимо для применения гражданско-правовой ответственности к банку являются:

Противоправность поведения (действие, бездействие банка);

Наличие вреда (убытков);

Причинная связь между противоправным поведением и наступившими неблагоприятными последствиями.

Банк несет ответственность независимо от вины, при этом статьей 238 предусмотрены случаи неприменения мер ответственности к банку, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение имеет место не по вине банка, а по вине третьих лиц участвующих в расчетах.

Вопрос 2

К валютно-обменным операциям относятся:

- Операции по обмену иностранной валюты на официальную денежную единицу Республики Беларусь и (или) обмену официальной денежной единицы Республики Беларусь на иностранную валюту по установленным обменным курсам (купля-продажа иностранной валюты);

- Операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам (конверсия иностранной валюты);

- Иные операции, определенные Национальным банком.

Валютно-обменные операции на территории Республики Беларусь осуществляются через банки и небанковские кредитно-финансовые организации, имеющие лицензии на осуществление банковской деятельности, предоставляющие право на осуществление таких операций.

Купля-продажа и (или) конверсия иностранной валюты могут осуществляться на валютных биржах и на внебиржевом валютном рынке.

Национальный банк может устанавливать предельные значения обменных курсов, по которым осуществляются купля-продажа и (или) конверсия иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Порядок осуществления валютно-обменных операций устанавливается Национальным банком.

Вопрос 3

По договору банковского хранения одна сторона (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить переданные ей другой стороной (поклажедателем) документы и ценности и возвратить их поклажедателю в сохранности.

По договору банковского хранения в качестве хранителя могут выступать банк или небанковская кредитно-финансовая организация.

Отношения по банковскому хранению регулируются настоящим Кодексом и гражданским законодательством.

Предметы банковского хранения: Хранитель может принимать от поклажедателя на хранение денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни и иные ценности, а также документы (далее — предметы банковского хранения).

Форма договора банковского хранения: Договор банковского хранения должен быть заключен в письменной форме. При этом простая письменная форма договора банковского хранения считается соблюденной, если принятие документов и ценностей на хранение удостоверено хранителем путем выдачи поклажедателю именного сохранного документа. Предъявление такого документа является основанием для выдачи поклажедателю предметов банковского хранения.

Виды банковского хранения: Банковское хранение может быть закрытое, сейфовое или открытое.



Закрытое банковское хранение: Закрытое банковское хранение — вид банковского хранения, при котором хранение предметов банковского хранения осуществляется с предоставлением поклажедателю охраняемого хранителем индивидуального банковского сейфа (ячейки сейфа, изолированного помещения в банке, небанковской кредитно-финансовой организации). Хранитель обеспечивает поклажедателю возможность помещения предметов банковского хранения в индивидуальный банковский сейф и изъятия их из него вне чьего-либо контроля, в том числе и контроля со стороны хранителя.

Сейфовое банковское хранение: Сейфовое банковское хранение — вид банковского хранения, при котором хранение предметов банковского хранения осуществляется с предоставлением поклажедателю охраняемого хранителем индивидуального банковского сейфа (ячейки сейфа, изолированного помещения в банке, небанковской кредитно-финансовой организации). Хранитель осуществляет контроль за помещением поклажедателем предметов банковского хранения в индивидуальный банковский сейф и изъятием их из него.

Открытое банковское хранение: Открытое банковское хранение — вид банковского хранения, при котором хранитель обязуется хранить предметы банковского хранения поклажедателя, а по истечении срока договора банковского хранения возвратить их в неизменном виде.

При открытом банковском хранении предметы банковского хранения разных поклажедателей хранятся раздельно, без опечатывания, с указанием имени каждого поклажедателя.

Подтверждение личности поклажедателя: Личность поклажедателя может подтверждаться в соответствии с договором банковского хранения сообщением кода либо предъявлением документа, удостоверяющего личность, или идентифицирующей карточки, или ключа, или иного знака либо документа.

Предоставление индивидуального банковского сейфа во временное пользование другому лицу:

К отношениям по предоставлению банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями индивидуальных банковских сейфов (ячеек сейфов, изолированных помещений в банке, небанковской кредитно-финансовой организации) во временное пользование другому лицу без их ответственности за сохранность содержимого сейфов положения гражданского законодательства о договоре аренды применяются постольку, поскольку это не противоречит существу таких банковских правоотношений.

Вопрос 4

Под инкассацией наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней, и иных ценностей понимаются осуществляемые на основании договора службами инкассации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций сбор таких ценностей из касс юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и сдача их в кассы банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Под перевозкой наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней, и иных ценностей понимаются перевозка таких ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации, осуществляющие инкассацию и (или) перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней, и иных ценностей, имеют право:

приобретать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, гражданское и служебное оружие и боеприпасы к нему для использования соответственно работниками их служб инкассации и работниками, в обязанности которых входит осуществление перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей (далее — работники службы инкассации);

-получать в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь, в аренду отдельные типы и модели боевого оружия и боеприпасов к нему для исполнения работниками службы инкассации возложенных на них обязанностей.



Выдача оружия и боеприпасов работникам службы инкассации производится по решению руководителей банков и небанковских кредитно-финансовых организаций после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии оснований, препятствующих получению ими разрешения на приобретение гражданского оружия.

Работники службы инкассации обеспечиваются форменной одеждой, обувью, снаряжением к оружию и индивидуальными средствами защиты в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Условия и пределы применения физической силы, применения и использования оружия: Работники службы инкассации при выполнении обязанностей по инкассации и перевозке наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней, и иных ценностей имеют право на применение физической силы, применение и использование оружия, если иными способами выполнять обязанности не представляется возможным.

Применению физической силы и оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить с предоставлением достаточного времени для выполнения законных требований, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия или физической силы создаст непосредственную опасность для жизни граждан и может повлечь иные тяжкие последствия.

Во всех случаях, когда избежать применения физической силы и оружия невозможно, работники службы инкассации обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан и стремиться причинить наименьший вред их здоровью, чести, достоинству и имуществу, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.

О каждом случае применения физической силы и оружия работники службы инкассации обязаны немедленно уведомить начальника службы инкассации или лицо, его замещающее, а в случае причинения вреда здоровью человека — также незамедлительно (не позднее суток) сообщить о происшедшем в органы внутренних дел по месту применения оружия.

Работники службы инкассации не несут ответственности за вред, причиненный ими при применении физической силы, применении и (или) использовании оружия, если они применены и (или) использованы в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, и при этом не было допущено превышения мер, необходимых для задержания лиц, совершающих противоправные посягательства, превышения пределов необходимой обороны или нарушения условий правомерности крайней необходимости.

Применение физической силы: Работники службы инкассации при выполнении обязанностей имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы и самообороны, для предупреждения и пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, в случае противодействия законным требованиям работников службы инкассации, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения обязанностей.

Применение и использование оружия: Работники службы инкассации при выполнении обязанностей в качестве крайней меры имеют право применять оружие для:

- защиты про инкассированных или перевозимых наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней, и иных ценностей от нападения, совершаемого с целью завладения ими;

- самозащиты от нападения, угрожающего жизни или здоровью работников службы инкассации, в том числе от нападения в составе группы или нападения, сопряженного с применением оружия либо взрывов, поджогов и иных общеопасных способов, использованием транспортных средств, машин или механизмов, на работников или транспортные средства службы инкассации;

-предотвращения захвата оружия работников службы инкассации;

-освобождения работников службы инкассации или иных лиц, на которых возложена обязанность учета, приема, хранения и выдачи наличных денежных средств, от захвата или удержания их в качестве заложников;



-задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление работникам службы инкассации либо отказывающихся выполнить их законные требования о сдаче оружия, если другими способами и средствами задержать этих лиц, пресечь их сопротивление или изъять оружие невозможно.

Работники службы инкассации имеют право использовать оружие для:

-подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

-предупреждения о намерении применить оружие;

-обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью работника службы инкассации и (или) иного гражданина;

-учебных целей.

Использование оружия не должно создавать опасность для жизни и здоровья граждан.

Работникам службы инкассации запрещается применять или использовать оружие:

-при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица;

-в направлении огнеопасных, взрывоопасных либо содержащих сильнодействующие ядовитые вещества складов и хранилищ;

-в отношении женщин, граждан с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными гражданами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью работников службы инкассации и иных граждан.