Тема №8

Стадия кризиса и посткризисные мероприятия

При наступлении кризисной необходимо разработать сценарий действий на начальный период, который бывает наиболее напряженным, Указанный сценарий должен решать задачу буфера против поступающей негативной информации. Продолжая работать в прежнем режиме, что и до кризиса, ответственные лица организации принимают одно из следующих решений: Вариант 1. Не делать ничего. Фирма надеется на свою репутацию и решает «не дергаться», мол, время покажет. Современный менеджер настолько привык к стрессам, что при возникновении кризисной ситуации продолжает оставаться спокойным, «заметая проблему под ковер». Это — ошибочные действия, так как именно в этот период к организации приковано повышенное внимание общественности, и проблема не решается, а лишь усугубляется ( «страусиная политика»).Вариант 2. Экстренно собирается специальная антикризисная команда: 1. топ – менеджеры компании; в этом случае директор организации становиться руководителем антикризисной команды и берет на себя всю ответственность по выводу организации из кризиса. Он же и координирует все действия. Однако этот вариант далек от оптимального. Во время кризиса необходимо продолжать руководить бизнесом, и совмещение двух функций не всегда возможно и эффективно. 2. В антикризисную команду превращается отдел маркетинга или PR.Вариант 3. Оптимальным является вариант, когда организация осуществляет стратегическое планирование, и заранее назначила антикризисную команду, либо существует антикризисный отдел. Как правило, специальные отделы имеют крупные корпорации. Традиционно считается, что «вырастив» сотрудников внутри компании, они лучше ориентируются в ситуации, при этом у них появляется своеобразное чутье по отношению к деятельности компании. Вариант 4. Нанимается агентство со стороны. В период кризиса организация находится в состоянии так называемого «повышенного хаоса». Добавив «инородное тело» в виде агентства, можно еще и усугубить ситуацию. Кроме того, потребуется определенное время на выявление специфики деятельности организации, разработку стратегии и сценариев сторонними специалистами.Управление репутацией компании в период кризиса можно приравнять к управлению будущим самой организации. Имеющиеся публикации содержат примеры блестящих антикризисных PR кампаний крупных корпораций (Shell, Coca Cola, Bayer, McDonalds). Показано как эти компании профессионально и своевременно потратили миллионы долларов на организацию и проведение антикризисных мероприятий. Однако, таких компаний не так много и поэтому их действия не всегда могут считаться образцами для тысяч других фирм. Кризисные PR кампании гигантов бизнеса отличаются от всех остальных возможностью мобилизации огромных ресурсов, как правило, недоступных более скромным организациям. Ресурсы антикризисной PR кампании включают:• время; • денежные средства;• интеллектуальные способности;• опыт сотрудников;• связи; • доступ к информации. В кризисной ситуации важна способность организации мобилизовать все доступные ресурсы при недостатке ресурса «время». В отсутствие кризиса ресурсы используются в том или ином сочетании, такой ресурс как «время» не ограничен. При наличии времени и хорошего источника ресурса «интеллект», ресурс «деньги» в PR бывает абсолютно не критичен. В кризисных ситуациях ресурс «время» становится ключевым, и этого ресурса, как правило, нет. От скорости реакции и темпа действий зависит результат кризисного управления репутацией. То есть ресурс «время» должен заменяться другим ресурсом – «деньги», например. Кризисные PR требуют много денег потому, что деньгами приходиться заменять такой мощный ресурс как «время». Если имеется нехватка денежного ресурса, то может помочь такой ресурс как «связи» или ресурс «интеллект». Эти ресурсы позволяют грамотно использовать последний ресурс – информацию. Информация, как энергия, может принести пользу или вред, поэтому владеть ею должны только люди, знающие технику безопасности. Ресурсы ограничены, их нехваткой часто объясняется проигрыш в кризисных PR-кампаниях. В тоже время их наличие не гарантирует выигрыш. PR специалисты не могут остановить финансовый кризис в своей компании, устранить последствия аварии на производстве и т.д. Единственное, что может пиарщик – это контролировать информацию о происходящем (нейтрализация потока негативной информации о клиенте , коррекция этой информации в его интересах и распространение альтернативной информации). Возможности распространения негативной информации представлены на рис. 3.2. 

Рис.3.2. Каналы распространения нежелательной информации



Нейтрализация (блокирование) потока негативной информации осуществляется на любом этапе ее возникновения и распространения: Устранение источника информации достигается путем переговоров, подкупа, угроз, шантажа и др. В случае со стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, любыми материальными объектами, к ним пытаются ограничить доступ. Устранение канала связи для источника предполагает перекрытие всех современных видов связи. Однако в наше время это достаточно сложно. Вместе с тем в ряде случаев это может оказаться самым дешевым и эффективным способом нейтрализации негативной информации. Устранение ретранслятора – самый популярный в России и самый дорогой способ антикризисного PR.. В целом, набор путей нейтрализации негативной информации на этапе ретранслятора тот же, что и в «борьбе» с источником. Устранение канала связи для ретранслятора. С этой целью выключается электричество, отнимается лицензия на вещание, разрушаются или «глушатся» передатчики, выводятся из строя серверы интернет-изданий, блокируются телефоны и др.Устранение аудитории. Бывает, что аудитория состоит из одного или нескольких человек. Людей можно отвлечь от экрана телевизора, отправить в отпуск, загрузить работой выше головы. Можно целый трудовой коллектив развлечь неким шоу, пока за воротами собирается митинг. Устранение материальных носителей негативной информации заслуживает отдельного внимания. Документы, тиражи газет и книг, видеокассеты, аудиозаписи, компьютерные данные – все это бывает иногда самым слабым звеном в цепочке создания и распространения негативной информации. В некоторых случаях носители информации легко восстанавливаются, и их уничтожение производится исключительно с целью выигрыша во времени или просто от отчаяния. В других случаях отсутствие носителей информации сводит на нет все труды источника и ретранслятора. С того момента, как негативная информация начала свой путь от источника к аудитории, одной из задач становится ее коррекция и смягчение. Ключевое звено коммуникативной цепочки в этом процессе – ретранслятор. Исходить надо из того, что негатив при передаче в принципе не может стать мягче, он может стать только еще опаснее в силу склонности ретрансляторов усиливать эффектность «горячих фактов» в ущерб объективности.Условия возможности корректировки негативной информации:1. знание о ее поступлении ретранслятору. 2. наличие рычагов убеждения ретранслятора в целях если не блокирования, то коррекции информации. На первом этапе наиболее ценным ресурсом будут связи, на втором – тоже связи + все остальные ресурсы, поскольку могут понадобиться и деньги, и время на переговоры, и интеллект, чтобы в правильную сторону скорректировать материал, и информация, способная заменить исходные данные.Специалист по кризисному PR способен корректировать негативную информацию только в случае, если он полностью владеет информацией об истинном положении вещей. Наиболее распространенный способ коррекции негативной информации в СМИ – это присоединение к негативному материалу собственного комментария или комментария независимого эксперта. Мир вокруг компании в режиме кризисного PR состоит сплошь из ретрансляторов. Первое действие в случае кризисного PR – жесткая, авторитарная, деспотичная централизация функций общения с внешней средой. Руководство организации обязано провести собрания и разъяснить коллективу общую ответственность и общую заинтересованность в согласованном поведении. В кризисном PR существует достаточно много отличий от обычного режима управления репутацией:1. если в мирном состоянии пиарщик часто занят просто распространением информации, то в кризисном состоянии добавляются первые 2 задачи – нейтрализация и коррекция негативной информации;2. растет количество необходимых контактов, которые нельзя отложить. Ретрансляторы и аудитория требуют немедленного внимания и очень болезненно реагируют на его отсутствие;3. внутри организации увеличиваются объемы информации, которую необходимо воспринять, обработать и распространить. При этом необходимо отделять ложную и паническую информацию от истинной;4. вырастает необходимость привлечения лояльных независимых экспертов и комментаторов событий;5. если в мирном состоянии ньюсмейкером является сама компания, то в кризисном PR появляется много неконтролируемых ньюсмейкеров. В состоянии кризиса доверие к самой компании, как ньюсмейкеру, падает, и пиарщик обязан искать и находить лояльных сторонних ньюсмейкеров;6. топ-менеджмент компании в условиях кризиса предпочитает не брать на себя ответственность за слова и действия, и приходиться в условиях цейтнота с боем согласовывать информацию, подлежащую распространению;7. возрастает цена ошибки, и времени на ее исправление нет.Эффективный кризисный PR возможен, если сбалансированы полномочия, ресурсы и ответственность. На практике чаще бывает ответственность без полномочий и ресурсов. Любой конфликт или кризис — результат нарушения информационных связей. Первоочередной задачей становиться их восстановление, а также налаживание процессов информационного обмена с внешней и внутренней средой. Чтобы достичь этой цели, прежде всего, необходимо проанализировать ситуацию и выделить основные источники проблем. Определить, исходят ли они из внешнего источника или основная причина — внутренние «изъяны» компании; возникли ли проблемы сами собой или появление «болезни» — результат злого умысла. После локализации причин критической ситуации во внешней среде эксперты могут действовать по следующему сценарию (в зависимости от степени тяжести положения). 1. Если ситуацию удалось определить в момент обострения отношений и спланированная агрессивная акция еще не запущена, то организуется процесс переговоров. Специалист по пиару выступает при этом в качестве посредника, с целью донести до агрессоров идею неконструктивности войны, результатом которой наверняка будет «потеря лица» обеими сторонами.2. Если ситуация такова, что найти пути сотрудничества переговорным путем не удается, или информационная атака уже началась, или незаконные действия против организации уже предприняты, специалисты по пиару оперативно мобилизуют связи со СМИ.Так, например, один крупный холдинг задолжал небольшому банку более 20 млн. долл. Для банка это была огромная сумма. Эта ситуация поставила его под угрозу гибели. Был найден простой выход. В основных деловых изданиях банк купил рекламные полосы. Там опубликовали собственно кредитный договор банка с холдингом и одну лишь фразу: «Долги надо платить». Реакция холдинга была молниеносной. Обидчики заплатили не только по договору, но и за то, чтобы банк снял все запланированные публикации такого рода. Если же критическая ситуация на глазах перерастает в крах, консультанты задействуют в связи с властными структурами, привлекая мощное влияние авторитетных фигур: политиков, чиновников, бизнесменов. Особое внимание уделяется внутренней среде организации. Независимо от того, какая стратегия будет предложена, в компании должен быть разработан «кризисный сценарий», включающий: • список руководящих работников высшего, среднего и нижнего звена с указанием возможных вариантов их взаимодействия в критической ситуации; • перечень лиц, имеющих право выступать перед общественностью и СМИ; • все необходимые материалы и средства для работы антикризисной команды вне рабочего места; • инструкции для секретарей и сотрудников, устанавливающие, как надо отвечать на входящие телефонные звонки и запросы по электронной почте.В кризисной ситуации нельзя: • перепоручать управление ситуацией доверенным лицам и отдаляться от подчиненных. Наоборот, необходимо демонстрировать то, что руководитель разделяет трудности сотрудников. Ситуация не должна представляться им безнадежной; • доводить ситуацию до такого момента, когда у оппонентов не остается «пути отступления», возможности изменить свои намерения и «сохранить лицо»; • полагаться на то, что все проблемы удастся решить кулуарно. Безусловно, попробовать встретиться с оппонентом и мирно договориться можно. Но если переговоры не дают результата, необходимо принять серьезные меры. В этом случае, чем быстрее проблема будет представлена общественности в истинном свете, тем меньше шансов у оппонентов применить недобросовестные методы; • обращаться к тем СМИ, которые опубликовали критические материалы, и выяснять отношения, почему была напечатана негативная информация; • идти по пути экономии средств. Сейчас на рынке много компаний, предлагающих услуги в области антикризисного пиара. Но если компания маленькая, то она, безусловно, может предложить отличные идеи. Последних, однако, зачастую бывает недостаточно, поскольку для разрешения сложных ситуаций необходимы связи во властных структурах, влиятельность; • останавливать PR-кампанию; • бросаться в крайности: оставлять все как есть и думать, что все само собой образуется. Или поступать противоположным образом: «всех уволить и купить новых».Цикл кризиса очень непродолжителен. Он подобен вспышке, всплеску негативной информации. После того как волна улеглась, необходимо провести оценку текущей ситуации. Вывести показатели цитируемости о деятельности фирмы в СМИ. Очень полезно периодически проводить в компании «спровоцированные кризисы». В рабочих группах, примерно раз в 6 месяцев, чтобы не отвлекать людей от основной работы, ставить перед ними вопрос: «Что вы будете делать, если кризис наступит завтра?». А результатом работы таких групп должна стать антикризисная программа всего предприятия. 





Тема 8.

Состав международной межправительственной организации

Членами международных межправительственных организаций являются государства в лице своих представителей. Входящие в состав межправительственной организации государства могут иметь разные статусы: государства-учредители и государства, присоединившиеся к учредительному договору. Права и обязанности имеющих разный статус государств обычно одинаковы [5].

После создания государствами-учредителями организации новые государства принимаются в неё по решению её членов. Решение о приёме в организацию новых членов принимается, либо большинством голосов, либо единогласно. Некоторые международные организации, в принципе, открыты для всех стран мира, признающих их устав и выполняющих обязательства по отношению к организации. К таковым относятся, например, Организация Объединенных НацийВсемирная организация здравоохранения. Однако в большинстве случаев для принятия в организацию государства-кандидаты оно должно соответствовать определённым критериям. Например, членами Организация стран-экспортеров нефти могут быть нефтедобывающие страны-экспортёры нефти. Членами Организации экономического сотрудничества и развития могут быть только страны, достигшие определённого уровня развития. Членами региональных межправительственных организаций могут быть страны только одного региона (например, Организация африканского единстваСНГ и др). Условием вступления может быть как один критерий, так и несколько.

2. Организа́ция Объединённых На́цийОО́Н — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

«ООН остается универсальным форумом, наделенным уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии»[1].

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участникамиантигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан26 июня 1945 года представителями 50 государств[2]. 15 октября 1945 года Польша также подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

ООН — лауреат Нобелевской премии мира (2001), премия «За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире» присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану. В1988 году Нобелевскую премию мира получили миротворческие силы ООН.

ГЛАВА I: ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

Статья 1

Организация Объединенных Наций преследует Цели:

1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира; 

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и 

4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Статья 2

Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими Принципами: 

1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов;

2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации; 

3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;

5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера; 

6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности; 

7. Настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII.

Государства — члены ООН

К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня1945 года, а также Польша. С 1946 года в ООН было принято около 150 государств (но при этом ряд государств, таких какЮгославия и Чехословакия, разделились на независимые государства). 14 июля 2011 года, с принятием в члены ООН Южного Судана, число государств — членов ООН составило 193[4].

Членами ООН могут быть только международно признанные государства — субъекты международного права. Согласно Уставу ООН, приём в члены ООН открыт для всех «миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». «Приём любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности». Для приёма нового члена требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств — членов Совета Безопасности (при этом 5 постоянных членов —ВеликобританияКитайРоссияСША и Франция — могут наложить на решение вето). После утверждения рекомендации Советом Безопасности вопрос передаётся в Генассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети голосов. Новое государство становится членом ООН с даты резолюции Генеральной Ассамблеи[5].



Среди первоначальных членов ООН были страны, не являвшиеся полноправными международно-признанными государствами: наряду с СССР, две его союзные республики — Белорусская ССР и Украинская ССРколония Великобритании — Британская Индия (разделённая на ныне независимые члены — ИндияПакистан,Бангладеш и Мьянма); протекторат США — Филиппины; а также фактически независимые доминионы Великобритании — Австралийский СоюзКанадаНовая ЗеландияЮжно-Африканский Союз. В сентябре 2011 года заявку на принятие в члены ООН подала Палестинская автономия (частично признанное Государство Палестина), однако удовлетворение этой заявки отложено до палестинско-израильского урегулирования и всеобщего международного признания Палестины[6].

Кроме статуса члена, существует статус наблюдателя ООН, который может предшествовать вступлению в число полноправных членов. Статус наблюдателя присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее, решение принимается простым большинством. Наблюдателями ООН, а также членамиспециализированных учреждений ООН (например, ЮНЕСКО) могут быть как признанные, так и частично признанные государства и государственные образования[7]. Так, наблюдателями в данный момент являются Святой Престол и государство Палестина[8], а также некоторое время были, например, АвстрияИталияФинляндия,ЯпонияШвейцария и другие страны, имевшие право вступления, но временно им не воспользовавшиеся по разным причинам.

Расчёт бюджета

Расчёт бюджета ООН — это процесс, в который вовлечены все члены организации. Бюджет выдвигается Генеральным секретарём ООН после согласования с подразделениями организации и на основании их требований. Впоследствии предложенный бюджет анализируется Консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам, состоящим из 16 членов, и Комитетом по программе и координации, состоящим из 34 членов. Рекомендации комитетов направляются Административно-бюджетному комитету Генеральной Ассамблеи, включающему все государства-члены, который ещё раз тщательно анализирует бюджет. Наконец, он представляется Генеральной Ассамблее для окончательного рассмотрения и утверждения.

Расчёт членских взносов

Главный критерий, используемый государствами-членами в Генеральной Ассамблее, — это платёжеспособность страны. Платёжеспособность определяется на основании величины валового национального продукта (ВНП) и ряда корректировок, в том числе корректировок на внешнюю задолженность и уровень дохода на душу населения.

Система органов ООН.



Совет Безопасности

Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская ФедерацияСШАВеликобританияФранцияКитай) обладают правом вето.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета — постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава — «непостоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (пункт 2 статьи 23).

Секретариат

Это — орган, обслуживающий другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляющий принятые ими программы и политические установки. В штате Секретариата состоит[3] 44 тысячи сотрудников — международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Подразделения Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения Центральных учреждений органов ООН (наиболее крупными из которых являются отделения ООН в ЖеневеВене и Найроби).

Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств — членов ООН.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН.

Генеральный секретарь

Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

В настоящее время действует джентльменское соглашение, по которому гражданин государства — постоянного члена Совета Безопасности ООН не может быть Генеральным секретарём ООН.

Международный Суд

Главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Экономический и Социальный Совет

Осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Состоит из 5 региональных комиссий:

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

Совет по Опеке

Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Специализированные учреждения

Согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей. Самыми известными из них являются: Всемирный банкВсемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство по атомной энергии(МАГАТЭ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), ЮНЕСКО.







Тема 8

Тема 8 «Пассивные банковские операции»

Вопросы:

Банковский вклад (депозит).

Общая характеристика института банковского счета.

Понятие и характеристика договора доверительного управления денежными средствами.

Ответы:

Вопрос № 1

Банковский вклад (депозит) – это денежные средства в белорусских рублях или иностранной валюте размещаемые физическими или юридическими лицами в банке, в целях хранения и получения дохода:

На срок;

До востребования;

До наступления (не наступления) определённого в заключенном договоре обстоятельства (события).

Стороны:

Вкладчик;

Вкладополучатель (банк).

Вкладополучатель обязан:

Возвратить вкладчику денежные средства;

Проводить безналичные расчеты по поручению вкладчика;

Выплатить начисленные по вкладу проценты на условиях определенных этим договором.

Форма договора письменная.

Существенные условия договора банковского вклада:

Сумма первоначального взноса и валюта вклада;

Размер процентов по вкладу;

Вид договора банковского вклада;

Срок возврата (для срочного вклада);

Обстоятельства (событие) при наступлении или не наступлении которого возвращается вклад (для условного вклада);

ФИО, паспортные данные физического лица, либо наименование и место нахождения юридического лица вкладчика;

Иные условия заявленные одной из сторон.

Договор банковского вклада, заключаемый с вкладчиком физическим лицом, кроме условий перечисленных выше должен содержать следующие существенные условия:

Порядок внесения вкладчиком денежных средств во вклады;

Порядок расторжения досрочно договора и возврата денежных средств;

Ответственность вкладополучателя за неисполнение обязательства.

Виды договора банковского вклада:

Договор банковского вклада до востребования, в соответствии с которым вкладополучатель обязан возвратить вклад и выплатить начисленные по нему проценты по первому требованию вкладчика;

Договор срочного банковского вклада, в соответствии с которым вкладополучатель обязан возвратить вклад и выплатить начисленные по нему проценты по истечению указанного в договоре срока;

Договор условного банковского вклада, в соответствии с которым вкладополучатель обязан возвратить вклад и выплатить начисленные по нему проценты при наступлении или не наступлении определенного в договоре обстоятельства или события.

Вкладчик физическое лицо (за исключением индивидуального предпринимателя) вправе потребовать возврата вклада до окончания действия договора.

Договор банковского вклада может быть заключен на имя другого лица, которое приобретает право вкладчика со дня предъявления им вкладаполучателю в письменной форме первого требования в отношении данного вклада.

Договор банковского вклада с вкладчиком (физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя), может быть оформлен:

Сберегательной книжкой выдаваемой вкладаполучателю;

Сберегательным сертификатом (ценная бумага удостоверяющая сумму вклада и права вкладчиков).

Вопрос № 2

Стороны:

Банк;

Владелец счета (юридические и физические лица).

По договору текущего (расчетного) счета одна сторона – банк, обязуется открыть другой стороне (владельцу счета) банковский счет для:

Хранения денежных средств;

Зачисления на этот счет денежных средств;

Выполнять поручения владельца о перечислении и выдаче денежных средств со счета;



Использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счете с уплатой процентов.

Владелец счета имеет право распоряжаться денежными средствами лично, либо через уполномоченное лицо.

Операции по текущему банковскому счету:



Зачисление на счет денежных средств;

Перечисление со счета денежных средств;

Выдача наличных денежных средств;

Иные операции предусмотренные договором, которые должны совершаться в течение одного банковского дня.

Владелец счета оплачивает услуги банка за осуществление операций ежемесячно, если иное не предусмотрено договором.



Очередность списания денежных средств, с текущего счета, при недостаточности на нем денежных средств осуществляется в порядке очередности поступления платежных инструкций в банк.

В бесспорном порядке осуществляется взыскание денежных средств на основании исполнительных надписей нотариусов или иных исполнительных документов, решений уполномоченных государственных органов и должностных лиц (налоговая инспекция, суд и так далее).

Виды договоров банковского счета:

Договор временного счета, заключается коммерческой организацией для формирования ее уставного фонда или увеличения размера уставного фонда уже созданной организации;

Договор корреспондентского счета, открывается банком корреспондентом иному банку или НКФО для хранения денежных средств, зачисления на этот счет денежных средств, перечисления денежных средств и выдачи соответствующих денежных средств;

Договор благотворительного счета, открывается физическому или юридическому лицу для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной (спонсорской) помощи или пожертвований.

Вопрос № 3

Стороны:

Вверитель (юридическое или физическое лицо);

Доверительный управляющий (банк или НКФО).

По договору доверительного управления денежными средствами вверитель передает доверительному управляющему на определенный срок денежные средства в доверительное управление, а последний обязуется за вознаграждение осуществлять управление переданными денежными средствами в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Форма договора письменная.

Предмет договора – денежные средства вверителя принадлежащие ему на праве собственности.

Денежные средства, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении не могут быть переданы в доверительное управление.

Доверительный управляющий управляет денежными средствами путем:

Размещение во вклады в целях получения дохода;

Приобретение ценных бумаг;

Предоставление межбанковских кредитов.

Формы доверительного управления:

Полное доверительное управление (управляющий самостоятельно совершает действия с денежными средствами, с обязательным уведомлением вверителя о каждом совершенном им действии);

Доверительное управление по согласованию (управляющий совершает действия при условии обязательного предварительного согласования с вверителем каждого действия);

Доверительное управление по приказу (управляющий совершает действия исключительно по указанию вверителя).

Доверительный управляющий имеет право объединить денежные средства нескольких вверителей в целях наиболее эффективного их использования при соблюдении условий каждого из договоров. При этом доверительный управляющий обязан обеспечить раздельный учет своих денежных средств и ценных бумаг, и денежных средств и ценных бумаг, переданных ему в доверительное управление.