тема 3.9.

Назначение, выплата, перерасчет

размеров трудовой пенсии

2.7.1. Обращение за пенсией

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией (таким органом является соответствующее отделение Пенсионного фонда РФ). При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

К заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы:

- удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

- о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

- о среднемесячном заработке за 2000 — 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности.

Примечание 1.

Среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 — 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы:

- о нетрудоспособных членах семьи;

- подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;

- о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации;

- подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

- об изменении фамилии, имени, отчества;

- об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

В том случае, если документы имеются в пенсионном деле, представление дополнительных документов не требуется.

К заявлению гражданина о переводе с одной пенсии на другую прилагаются документы о праве на новую пенсию, не учтенные в его пенсионном деле. В необходимых случаях представляются документы о дополнительных обстоятельствах, влияющих на размер другой пенсии.

В подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (утв. Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па), содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.

В качестве документа, подтверждающего сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, принимается подлинник выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования. Форма указанной выписки утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации (Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»).

Данные о сумме уплаченных страховых взносов за застрахованное лицо подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В качестве документов, подтверждающих брачные отношения, предъявляются: свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств.

В качестве документов, подтверждающих изменение фамилии, имени, отчества, предъявляются: свидетельство о браке, свидетельство о перемене имени, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств.

Факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справкой жилищных органов или органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения, а в необходимых случаях — решением суда об установлении данного факта.

Период, в течение которого пенсионер отказался от установления или получения страховой части пенсии по старости, подтверждается заявлением пенсионера, соответствующим распоряжением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, — за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Примечание 2 (восстановление утраченных документов).

В случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации (письмо Минтруда N 8389-ЮЛ и ПФР N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года) рекомендовали следующим образом организовать работу по реализации указанным гражданам права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения каждого случая утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций указанное рассмотрение рекомендуется осуществлять в комиссионном порядке с привлечением к нему представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Результаты указанного рассмотрения рекомендуется оформлять соответствующим актом, отражающим факт произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке работников данного предприятия, а также факт отсутствия сведений о заработке конкретных работников в данных индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.

В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

В пенсионное дело следует приобщать копии всех указанных документов, заверенных органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, или в нотариальном порядке.

Учет пенсионных дел граждан, пенсии которым установлены с применением настоящего письма, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в специальном порядке, который будет доведен дополнительно.

. Назначение, перерасчет и индексация пенсий

по государственному пенсионному обеспечению

Назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина. При этом обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком.

Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением степени ограничения способности к трудовой деятельности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии. В других случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Срок, на который назначается пенсия (в том числе при изменении ее размера), зависит от вида пенсии. Пенсия за выслугу лет и пенсия по старости назначаются пожизненно. Пенсия по инвалидности назначается на срок, на который определена инвалидность. Пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению индексируются в следующем порядке:

- пенсии федеральных государственных служащих — при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих;

- пенсии военнослужащих и членов их семей (за исключением пенсий военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей) — в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

- пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, пенсии членов семей перечисленных категорий граждан, пенсии нетрудоспособных граждан — в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Выплата пенсии

Выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера.

По желанию пенсионера трудовая пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата указанной пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту получения трудовой пенсии.

Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Начисленные суммы базовой части и страховой части трудовой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Выплата пенсии производится в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2004 года N 15п/18.

Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации открывает лицевой счет. В лицевом счете производится начисление сумм пенсии, причитающихся пенсионеру, в том числе за прошедшее время, на основании следующих документов пенсионного дела и иных документов, влияющих на расчет этих сумм:

- решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии или переводе на другой вид пенсии;

- распоряжения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о перерасчете, индексации и корректировке размера пенсии;

- решения и распоряжения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о приостановлении, прекращении, продлении, возобновлении и восстановлении выплаты пенсии;

- документов об обстоятельствах, влияющих на приостановление, продление и прекращение выплаты пенсии;

- документов об удержаниях из пенсии;

- заявления и всех необходимых документов пенсионера, выезжающего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации;

- заявления пенсионера о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии;

- заявления пенсионера о перечислении пенсии в полном объеме или определенной им части этой пенсии в счет обеспечения установленных законодательством платежей.

В лицевом счете пенсионера может производиться начисление сумм дополнительного материального обеспечения и сумм иных выплат, установленных этому пенсионеру, на основании документов его выплатного дела.

Доставка пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, организациями федеральной почтовой связи, кредитными и иными организациями, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры.

Оплата доставки пенсии осуществляется Пенсионным фондом в пределах средств, предусмотренных его бюджетом на очередной финансовый год.

Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Для доставки пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации оформляет ведомость (поручение, список) о начисленных к доставке суммах пенсии.

Доставочный документ оформляется на лицо, которому начислена пенсия согласно лицевому счету.

Лицу, выезжающему на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, перед отъездом по его желанию выплачивается сумма назначенной ему в соответствии с настоящим Федеральным законом трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в рублях за шесть месяцев вперед.

На основании письменного заявления лица, выехавшего на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, сумма назначенной ему трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может выплачиваться на территории Российской Федерации в рублях по доверенности или путем зачисления на его счет в банке или иной кредитной организации либо может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения этой операции. При этом перевод производится начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда этого лица за пределы территории Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена пенсия в рублях.

Порядок выплаты трудовых пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

При возвращении лиц на постоянное жительство в Российскую Федерацию суммы назначенной им трудовой пенсии (части трудовой пенсии), не полученные ими за время их проживания за пределами территории Российской Федерации, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за получением указанной пенсии (части трудовой пенсии).

2.7.4. Приостановление и прекращение выплаты пенсии.

Удержания из пенсии

Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) приостанавливается при неполучении гражданином установленной ему трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в течение шести месяцев подряд — на весь период неполучения указанной пенсии (указанной части трудовой пенсии) начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.

При устранении указанного обстоятельства выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) возобновляется в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты. После возобновления выплаты указанной пенсии (части указанной пенсии) ее размер подлежит перерасчету на общих основаниях, установленных федеральным законом.

Возобновление выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии) и документы. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы указанной пенсии (указанной части трудовой пенсии) за все время, в течение которого выплата указанной пенсии (указанной части трудовой пенсии) была приостановлена.

Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) прекращается:

- в случае смерти пенсионера, а также в случае признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в силу решение об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим;

- по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты трудовой пенсии — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

- в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) восстанавливается:

- в случае отмены решения о признании пенсионера умершим или решения о признании пенсионера безвестно отсутствующим — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в силу соответствующее решение;





- по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой пенсии), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (указанной части трудовой пенсии) прошло не более 10 лет, — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части этой пенсии) и все необходимые документы.

Прекращение или восстановление выплаты страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены соответствующее заявление пенсионера и все необходимые документы.

При восстановлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии) право на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) не пересматривается. При этом размер указанной пенсии (указанной части трудовой пенсии) определяется заново.

Удержания из трудовой пенсии производятся на основании:

- исполнительных документов;

- решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру;

- решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера установленной трудовой пенсии. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — не более 70 процентов трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии.

В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

В случае если лицу установлены не все части трудовой пенсии, предусмотренные Федеральным законом удержания производятся из установленных частей этой пенсии.

ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ СПОРОВ

ПО ВОПРОСАМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Классификация споров по вопросам социального обеспечения имеет важное значение, так как связана с процедурой их разрешения . Вместе с тем вопрос о классификации споров по вопросам социального обеспечения исследовался в целом недостаточно.

———————————

Алиева В.А. Понятие и причины трудовых споров // Актуальные проблемы государственного и правового строительства в Азербайджанской Республике в переходный период. Сборник научных статей. 11-й выпуск. Баку. Адиль-оглы, 2005. С. 180 (на азербайджанском языке).

В.Ш. Шайхатдинов классифицирует споры по вопросам социального обеспечения по следующим основаниям :

———————————

Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Альбом схем. Екатеринбург: Мысль, 1998. 275 с.

1) по субъектному составу;

2) по существу заявленных требований при разрешении спора по вопросам социального обеспечения в судебном порядке.

Последнее основание классификации может иметь значение для обобщения судебной практики, хотя сама такая классификация по этому основанию является по сути частью классификации в зависимости от юрисдикционного порядка разрешения спора.

Мы считаем, что споры по вопросам социального обеспечения можно классифицировать по следующим основаниям:

1) по субъектному составу;

2) по субъекту, инициирующему спор;

3) по виду спорного правоотношения;

4) по характеру требований, содержащихся в обращении в юрисдикционный орган;

5) по юрисдикционному порядку разрешения.

Классификация споров призвана обеспечить точное установление юрисдикционного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение конкретного спора, а с точки зрения правовой науки — выделить наиболее существенные группы спорных правоотношений и в дальнейшем на основании данного выделения подвергнуть их наиболее детальному изучению, на основании чего разработать практические рекомендации для законодательных и правоприменительных органов. Классификация споров по последнему из названных оснований облегчит обобщение практики по разрешению споров, выявит эффективность процедур разрешения споров и поможет в выработке научных рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства. По указанному основанию можно выделить споры по вопросам социального обеспечения, рассматриваемые в административном, судебном порядке, а также споры, прошедшие рассмотрение и в административном, и в судебном порядке.

Споры по вопросам социального обеспечения в зависимости от субъектного состава их участников делятся на споры между:

- гражданином и медико-социальной экспертной комиссией (спор о признании гражданина инвалидом; о группе инвалидности; о причине инвалидности; о времени установления инвалидности);

- гражданином и организацией, с которой у гражданина заключен трудовой договор (споры о задержке в оформлении документов для назначения пенсии по вине руководителя организации; об отказе в назначении пособий и компенсационных выплат; о страховом стаже; о заработке для назначения пенсии или пособия; о назначении пособий и компенсаций, сроках их выплаты и размерах; о задержке выплаты пособий и компенсаций; о предоставлении льгот; о предоставлении социальной помощи, о задержке выплат, их сроках, размерах);

- гражданином и органом социального обеспечения (спор об отказе в назначении пенсии или пособия; о размерах пенсий, пособий, сроках их выплаты; о задержке назначения и выплаты пенсий или пособий; об удержаниях из пенсий; о взыскании в результате изменения выплаченных сумм пенсий и пособий; об устройстве в дом-интернат; об обеспечении инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и специальными средствами передвижения; о предоставлении льгот и т.д.). Необходимо отметить, что в данном случае понятие «орган социального обеспечения» должно рассматриваться в широком смысле и включать в себя не только Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики и местные органы социальной защиты, а также иные органы социального обеспечения и Государственный фонд социальной защиты Азербайджанской Республики, но и иные учреждения, предоставляющие различные виды социального обеспечения: дома-интернаты, МСЕК, организации социального обслуживания и прочие.

В каждом конкретном конфликте стороне, которая считает нарушенными свои интересы и права, охраняемые законом, принадлежит инициатива обращения за разрешением данного конфликта в соответствующий юрисдикционный орган, что преобразует конфликт в спор и свидетельствует о крайней степени обострения противоречий конфликтующих сторон и о невозможности прийти к соглашению, удовлетворяющему интересы обеих сторон.

В зависимости от того, кому принадлежит инициатива возбуждения спора, определяется, например, подведомственность данного спора. Так, в случае, если инициатором спора выступает государственный орган, то спор подведомствен суду. В случае же, когда спор инициируется противоположной стороной конфликта, применяется правило альтернативной подведомственности спора.

По рассматриваемому основанию споры по вопросам социального обеспечения подразделяются на:

1) споры, инициируемые лицом, претендующим на социальное обеспечение;

2) споры, инициируемые органом, обязанным осуществлять социальное обеспечение.

Классификация споров по вопросам социального обеспечения по виду спорного правоотношения представляет большой интерес и может эффективно использоваться для выявления особо конфликтных групп отношений, определения причин споров и совершенствования в дальнейшем действующего законодательства.

Споры по вопросам социального обеспечения могут возникать:

а) из пенсионных правоотношений;

б) по поводу пособий и компенсационных выплат. В 1999 г. наибольшее количество споров было связано с определением 3-летнего срока для пенсионеров, своевременно не получивших назначенные им пенсии. Длительное время такие пенсии выплачивались только с назначением трехлетнего срока, такая практика была прекращена в январе 2003 г. после принятия Конституционным Судом Азербайджанской Республики решения о признании ст. 106 Закона «О пенсионном обеспечении граждан» не соответствующей ст. 38 Конституции Азербайджанской Республики ;

———————————

Постановление Конституционного Суда Азербайджанской Республики от 22 мая 2001 г. «О толковании части первой статьи 106 Закона Азербайджанской Республики «О пенсионном обеспечении граждан».

в) по поводу льгот;

г) по поводу социального обслуживания.

Внутри указанных видов споров могут быть выделены их подвиды.

В зависимости от стадии пенсионного правоотношения, на которой возник спор, можно выделить следующие виды споров из данных правоотношений:

1. Споры, связанные с назначением пенсий.

1.1. Споры, связанные с установлением юридических фактов, имеющих значение для назначения пенсии. К числу таких юридических фактов можно отнести наличие общего и специального страхового стажа, выслуги лет, достаточных для назначения соответствующего вида пенсии; наличие инвалидности, ее группа и причина; факт нахождения на иждивении; факт смерти лица и другие. На этот вид споров следует обратить особое внимание. Хотя предмет таких споров непосредственно не относится к виду социального обеспечения, данные споры возникают в связи с социальным обеспечением. Юридический факт сам по себе не представляет интереса, однако установление такого факта будет основанием для возникновения отношений по социальному обеспечению. Юридические факты могут устанавливаться как самостоятельно, так и в процессе рассмотрения спора о назначении пенсии.

1.2. Споры, связанные с назначением пенсии. Зачастую органы социального обеспечения отказывают в назначении пенсии. Отказ может быть обжалован лицом, претендующим на пенсию. Например, житель г. Баку С.А. Каримов, основываясь на ст. 33 Закона «О занятости населения» (который с принятием Закона от 02.06.2001 «О занятости» потерял свою силу), обратился в орган социальной защиты Сабаильского района (в тот период пенсии назначались органами социальной защиты районов (городов)). В этой статье указывалось, что безработным, у которых общий трудовой стаж достиг 52 календарных недель, пенсии могут назначаться преждевременно, то есть за 2 года до наступления времени, установленного законом. Но орган социальной защиты Сабаильского района, основываясь на Законе «О пенсионном обеспечении граждан» (с 1 января 2007 г. в связи с принятием Закона «О трудовых пенсиях» этот Закон потерял свою силу), отказался назначить пенсию. С.А. Каримов обратился с иском в Сабаильский районный суд, который после нескольких судебных заседаний не удовлетворил иск. Но Апелляционный суд Азербайджанской Республики отменил решение Сабаильского районного суда об отказе в удовлетворении иска С.А. Каримова .

———————————

Архив Апелляционного суда Азербайджанской Республики. Дело N МК-399/2001.

1.3. Споры, связанные с установлением размера пенсий.

1.4. Споры, связанные с применением надбавок и повышением основного размера пенсии.

1.5. Иные споры, возникающие на стадии назначения пенсии.

2. Споры, возникающие в процессе выплаты пенсий.

2.1. Споры, связанные с взысканием излишне выплаченных сумм пенсии.

2.2. Споры, связанные с удержаниями из пенсий.

2.3. Споры, связанные с задержкой выплаты пенсий и взысканием компенсации ущерба, причиненного такой невыплатой. Х.М. Наджафов, проживающий в Наримановском районе г. Баку, обратился в суд с иском к районному отделению ГФСЗ Азербайджанской Республики о взыскании задолженности по выплате пенсии. В исковом заявлении истец указал, что исчисление его пенсии проведено неправильно и ему без каких-либо оснований выплачивают только 50% пенсии. Данный факт нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела в суде. Наримановское районное отделение Государственного фонда социальной защиты Азербайджанской Республики не согласилось с иском, сославшись на предъявленную истцом справку о заработной плате. Суд иск Х.М. Наджафова удовлетворил. Апелляционная инстанция оставила решение без изменений . Следует отметить, что, несмотря на то что задержка выплаты пенсии может нанести ущерб пенсионеру, суды не удовлетворяют требования о возмещении такого ущерба, указывая на отсутствие соответствующей нормы в законодательстве и необходимых средств в бюджете. В ст. 172 Трудового кодекса Азербайджанской Республики отмечается, что если задержка заработка по вине работодателя не предшествует индивидуальному трудовому спору, то работник должен получать в виде надбавок 1% заработка за каждый день задержки. Но если этот случай предшествует трудовому спору, то этот спор должен решаться по правилам, предусмотренным в разделе «Трудовые споры» Кодекса.

———————————

Архив Наримановского районного суда. Дело N 2358/2004.

2.4. Иные споры, возникающие в процессе выплаты пенсий.

3. Споры, связанные с перерасчетом пенсии.

Рост таких споров вызвал перерасчет пенсий, осуществленный в соответствии с Законом от 7 февраля 2006 г. Суды оказались буквально завалены жалобами пенсионеров. Так, 16 мая 2006 г. Ясамальский районный суд г. Баку рассмотрел дела по жалобам ряда заявителей-пенсионеров, требовавших перерасчета пенсий с применением добавки по служебному стажу к заработной плате во время его исчисления. Суд Ясамальского района г. Баку удовлетворил требования пенсионеров . Вместе с тем следует отметить, что в то время не была выработана практика по спорам, связанным с применением среднемесячной выплаты для исчисления пенсий. Решения судов вступали в силу, некоторые из них даже были исполнены. В дальнейшем, когда высшая судебная инстанция страны продемонстрировала свою позицию, все решения, ранее вступившие в силу, были отменены в порядке надзора, а пенсионеров, получивших выплаты, обязали все вернуть обратно. Таким образом, законодатель ограничил возможность взыскания с пенсионеров выплаченных сумм, что обусловлено социальной сущностью государства, и поворот исполнения принятых в пользу граждан решений не может быть признан законным.

———————————

Закон Азербайджанской Республики от 5 декабря 2007 г. «О прожиточном минимуме» // Газета «Азербайджан». Баку, 2004, 5 декабря.

4. Следующим видом являются споры, возникающие в связи с прекращением и приостановлением выплаты пенсий.

В Конституционный Суд Азербайджанской Республики обратился бывший военнослужащий Т.Н. Рафиев с иском к финансовому управлению Министерства национальной безопасности Азербайджанской Республики о выплате пенсии по выслуге лет. 12 декабря 1991 г. ему была назначена такая пенсия, а с 28 апреля 2001 г. выплата пенсии была прекращена. В обоснование своих доводов ответчик ссылался на то, что истец после назначения пенсии в 2001 г. был принят на государственную службу в таможенных органах. Суд оценил этот факт как возвращение Т.Н. Рафиева на военную службу. Кроме того, было установлено, что в соответствии со ст. 2 Закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих» (который также регулирует пенсионное обеспечение лиц, служивших в таможенных органах) и ст. 133 Распоряжения «О назначении пенсий и пособий военнослужащим Министерства национальной безопасности Азербайджанской Республики и их семьям» требование истца является незаконным. Судом установлено, что служба в таможенных органах не является военной службой, так как в п. 1 ст. 7 Таможенного кодекса Азербайджанской Республики указано, что в Азербайджанской Республике таможенное дело выполняется таможенными органами, которые являются правоохранительными органами. Пленум Конституционного Суда, основываясь на вышеуказанном обстоятельстве, признал, что должность начальника дежурного отделения Т.Н. Рафиева в таможенных органах должна оцениваться не как военная служба, а как гражданская должность. С учетом этого Пленум Конституционного Суда принял решение об отмене решения Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Азербайджанской Республики по делу Т.Н. Рафиева и определил рассмотрение дела заново .

———————————

Сборник Постановлений Конституционного Суда Азербайджанской Республики по индивидуальным жалобам. Баку: Юридическая литература, 2005. С. 112 — 115.

5. Споры, связанные с выплатой недополученных сумм пенсии умершего пенсионера.

Споры, вытекающие из пенсионных правоотношений, могут быть разделены также по видам пенсионного обеспечения, с которыми они связаны:

а) споры, связанные с обеспечением пенсиями по возрасту;

б) споры, связанные с обеспечением пенсиями по инвалидности;

в) споры, связанные с обеспечением пенсиями по случаю потери кормильца;

г) споры, связанные с обеспечением социальными пенсиями.

Споры, возникающие по поводу социальных пособий и компенсационных выплат, можно разделить соответственно на споры по поводу пособий и споры по поводу компенсационных выплат. При этом как первая, так и вторая группы могут быть подразделены на подгруппы по виду соответствующего материального обеспечения.

Так, споры, связанные с обеспечением лиц пособиями, составляют:

1) споры, связанные с обеспечением пособиями по временной нетрудоспособности;

2) споры, связанные с обеспечением пособиями по беременности и родам;

3) споры, связанные с обеспечением пособиями по безработице;

4) споры, связанные с обеспечением пособиями по возрасту, по инвалидности и в связи с потерей кормильца;

5) споры, связанные с пособиями по случаю рождения ребенка;

6) споры, связанные с обеспечением пособиями по уходу за ребенком до одного года;

7) споры, связанные с обеспечением пособиями на детей до шестнадцати лет (учащихся общеобразовательных учреждений — до окончания обучения, но не более чем до достижения ребенком возраста 23 лет);

8) споры, связанные с обеспечением пособиями по погребению;

9) другие споры, связанные с вопросами социального обеспечения.

Необходимо отметить, что в судебной практике иногда встречаются необоснованные иски в связи с выплатой социальных пособий. Например, А.А. Гасанов обратился в Насиминский районный суд г. Баку с иском к Насиминскому районному отделению ГФСЗ о неуплате ему одновременно двух пособий. В своем иске он требовал платить ему эти пособия одновременно, что является незаконным и необоснованным .

———————————

Архив Насиминского районного суда. Дело N 2-1082/2007.

Споры, связанные с предоставлением и реализацией льгот, отличаются от других видов споров по вопросам социального обеспечения тем, что при рассмотрении и разрешении их следует руководствоваться не только нормами административного, гражданского процессуального права и права социального обеспечения, но и нормами, регулирующими сферы общественных отношений, на которые указанные льготы распространяются.

Из споров по поводу социального обслуживания можно выделить следующие:

а) споры по поводу приобретения права на социальное обслуживание;

б) споры, возникающие в процессе социального обслуживания, например споры по качеству социального обслуживания;

в) споры, связанные со снятием лица с социального обеспечения.

Порядок рассмотрения юрисдикционным органом спора зависит от формы изложения требований, которые могут быть выражены в виде искового заявления и жалобы на действия должностного лица или органа.

При подаче искового заявления рассмотрение спора осуществляется всегда в судебном порядке в ходе искового производства в соответствии с требованиями действующего гражданского процессуального законодательства Азербайджанской Республики.

В случае обращения в юрисдикционный орган с жалобой порядок рассмотрения жалобы определяется либо нормами административного права — тогда, когда жалоба подана в соответствующий орган социального обеспечения, либо нормами гражданского процессуального права, регулирующими производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, — при обращении за защитой в суд.

Классификация споров по вопросам социального обеспечения имеет большое теоретическое и практическое значение. Она призвана:

- установить систему споров по вопросам социального обеспечения, тем самым способствовать выявлению закономерностей возникновения и развития этих споров, характера взаимоотношений между сторонами этих споров и юрисдикционными органами;

- распределить массив споров по вопросам социального обеспечения, способствуя выявлению тех видов отношений, которые являются наиболее конфликтными;

- способствовать созданию системы доказательств, характерных для конкретного вида споров;

- выявить эффективность действия законодательства о социальном обеспечении и разработать наиболее действенные механизмы правового регулирования отношений в этой сфере;

- выявить причины и условия возникновения споров по вопросам социального обеспечения;

- создать методологическую основу для анализа судебной и административной практики рассмотрения споров по вопросам социального обеспечения.

Трудовая пенсия назначается со дня обращения, за исключением случаев:

трудовая пенсия по случаю потери кормильца – со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока – на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за ней

трудовая пенсия по инвалидности – со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 дней с этого дня



Страницы: 1 | 2 | Весь текст