Тема 24 Личность в сист управления

Тема 24. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

План

1. Психологический портрет личности

2. Индивидуальность человека: условия формирования, формы поведения, внешние факторы влияния

3 Взаимодействие .личности и коллектива

1. Психологический портрет личности

На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является одним из самых сложных и важных вопросов, овладение которым повышает эффективность управления персоналом.

Ниже приведем некоторые положения, определяющие психологический портрет личности. Мы исходим из основной идеи психологии управления: «плохо относиться к человеку — невыгодно».

Каждому менеджеру важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно научиться познать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях.

В развитии психологии можно выделить 3 направления:

поведенческую психологию;

фрейдизм;

гуманистическую психологию.

Рассмотрим эти направления.

Поведенческая психология или теория бихевиоризма была сформулирована в прошлом столетии. Её влияние на мировую психологию остается значительным и в настоящее время. Кредо бихевиоризма выражает формула «стимул — реакция», согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание человека. Для представителей этого направления бихевиоризм является практической теорией, а поэтому анализ поведения человека должен носить строго объективный характер и ограничиваться, как во всех естественных науках, внешне наблюдаемым опытом.

Сам З. Фрейд (1856 — 1939) обозначил своё направление термином «психоанализ». Открытием Фрейда было подсознание, как источник первичных стимулов человеческого поведения. Психоанализом называется, с одной стороны ,общая теория механизмов человеческого подсознания, которая служит основой для целостного понимания человека. С другой стороны, называется система специальных методов, с помощью которых можно исследовать подсознание человека с целью изучения нервных и психических болезней.

В созданной Фрейдом системе анализа душевной жизни человека было раскрыто влияние неосознаваемых самой личностью влечений, интересов на ее поведение, на представление о себе и о других людях. На материале психиатрической практики были исследованы сложность и многоплановость структуры личности, значение внутренних конфликтов и кризисов в ее развитии, последствия неудовлетворенных желаний.

Третьим направлением психологии ХХ века является гуманистическая психология. В центре гуманистической концепции находится личность «Я» каждого человека, его право быть самим собой, сохранять свою целостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность. Для гуманистического подхода характерна ориентация на саморазвитие личности, глубокое уважение к ее индивидуальной позиции, поэтому психотерапевтический метод Роджерса, одного из основателей гуманистической психологии (1902 — 1987), так и называется «клиент — центрированная терапия», т.е. терапия, ориентированная на клиента, предусматривающая не директивный стиль общения. Этот метод подразумевает возникновение глубокого личностного контакта, признание безусловной ценности каждого человека, полное его принятие. В этих условиях личность становится открытой по отношению ко всему реальному жизненному опыту, реализуя, таким образом, свою гибкость и свободу.

Основные принципы гуманистической психологии:

Человек является целью, а не средством, как в бихевиоризме.

Основополагающими человеческими свойствами и отношениями являются любовь, свобода, ответственность, вера.

Гуманистическая психология отказывается быть биологической наукой, а становится гуманитарной.

Истинная сущность человека заключается в его добром начале.

Гуманистическая психология отказывается от принципа гомеостаза (стабильности) и исходит из принципа саморазвития личности.

Академик Борис Герасимович Ананьев, создатель ленинградской школы психологов, продолжил со своими коллегам развивать направление гуманистической психологии. В своих работах он очень много внимания уделяли диалектике индивидуального развития человека. Он обосновывал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, которая объединяет его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера профессиональной деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства.

К базовым свойствам относятся темперамент, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики, такие как эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность и формируется определенный стиль поведения. Базовые свойства — это сплав врожденных и приобретенных свойств в процессе как воспитания, так и социализации личности.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и само регуляцией поведения, которые складываются и действуют как организаторы поведения «Я».

Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь таких свойств человека:

индивида;

субъекта деятельности;

личности.

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, который состоит из таких компонентов:

Темперамент.

Характер.

Способности.

Направленность.

Интеллектуальность.

Эмоциональность.

Волевые качества.

Общительность.

Самооценка.

Уровень самоконтроля.

Способность к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности человека продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспитания в семье, школе, ВУЗе он превращается в субъект воспитания и далее должен заниматься самовоспитанием.

Совершенствование и изменение программирующих свойств личности обеспечивает ей полноценную, плодотворную длительную творческую деятельность и оказывает влияние на изменение некоторых базовых качеств, в частности характера. Усиление интересов к профессии ведет к интенсификации интеллектуальной деятельности, повышению мотивации, а развитие интеллекта — к поиску новых целей этой деятельности, к формированию настойчивости и целеустремленности.

Личность — это устойчивая система социально-развитых черт индивида, которая проявляет себя в социальных отношениях посредством активной предметной деятельности и общения. Черты личности формируются, с одной стороны, под воздействием природных, наследственных свойств человека, с другой — социальных моментов: роли, статуса, опыта, привычек, внутреннего и внешнего окружения (об этом см. подробнее в начале 2-го вопроса этой темы).

В менеджменте личность человека рассматривается прежде всего с точки зрения поведения работника, способов общения с коллегами, начальниками и подчиненными. Менеджеров интересуют отношение человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на деятельность всей организации.

Рассмотрим вкратце некоторые из 11-ти компонентов, характеризующих психологический портрет личности.

1.Темперамент.

Наблюдая за другими людьми, как они трудятся, общаются, переживают радость и горе мы замечаем различия в их поведении. Одни люди быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы с незаметно выраженными реакциями. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Родоначальником учения о темпераменте является древнеримский врач Гиппократ (V век до н.э.). В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т.е. только темп, ритм, интенсивность протекания психологических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. он основан на свойствах нервной системы человека и связан со строением тела человека и обменом веществ в организме. Черты темперамента являются врожденными и поэтому плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменение, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

Типы темперамента.

Сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы (нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенный и подвижный (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот).

Холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением), сильный и подвижный.

Флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным типом нервной системы.

Меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы, но подвижный.

К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход исходя из определенных психологических принципов:

«Доверяй, но проверяй». Это афоризм подходит к сангвинику. Он имеет такие психологические «плюсы», как жизнерадостность, отзывчивость, общительность и такие «минусы», как склонность к зазнайству, легкомыслие, поверхностность, сверх общительность, ненадежность. Сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого человека, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать выполнил ли он обещание.

«Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику, который опирается на использование его плюсов: энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность, и нейтрализацию минусов: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпимость, конфликтность. Холерик должен быть все время занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.

«Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: стабильность, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность, и минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть» и сухость. Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает хорошо дело. Стабильность в поведении играет большую роль в установлении взаимоотношений индивида с окружением. Если человек стабилен, ответствен, в целом предсказуем, окружение воспринимает его положительно. Если же он неуравновешен, капризен, склонен делать непредсказуемые шаги, возникает негативная реакция.

«Не навреди» — это девиз меланхолика, который имеет плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, потому что он очень чувствителен к интонациям и очень раним. Чувствительность к другим людям проявляется в способности сочувствовать, принимать близко к сердцу чужие проблемы, в умении поставить себя на место другого. Людей, обладающих такими чертами, хорошо воспринимают в коллективе, они общительны.

В жизни нельзя встретить человека, который бы полностью отвечал одному типу темперамента. Наблюдается доминанта одного из четырех типов при присутствии остальных трех.

Свойства разных темпераментов представляют практический интерес (см. таблицу 2).

Таблица 2: «Свойства темпераментов».

Свойства

Темперамент

Сангвинический

Холерический

Флегматический

Меланхолический

1. Уравновешенность

Хорошая

Плохая

Очень

хорошая

Очень плохая

2. Настроение

Устойчивое

Неустойчивое

Устойчивое

Неустойчивое

3. Эмоции

Слабые и кратковременные

Сильные и кратковременные

Слабые и

длительные

Сильные и длительные

4. Речь

Громкая, плавная

Громкая,

неровная

Тихая,

плавная

Тихая,

неровная

5. Терпение

Умеренное

Низкое

Высокое

Низкое

6. Адаптация

Отличная

Хорошая

Медленная

Трудная

7. Контактность

Умеренная

Высокая

Невысокая

Низкая

8. Отношение к критике

Спокойное

Агрессивное

Безразличное

Обидчивое

9. Отношение к новому

Безразличное

Положительное

Отрицательное

Неопределенное

10. Поведение в сложных ситуациях

Расчетливое

Не расчетливое

Хладнокровное

Растерянное

11. Самооценка

Несколько

завышена

Значительно

повышена

Реальная

Заниженная

12. Подверженность влиянию

Слабая

Умеренная

Слабая

Высокая

Чисто формально без учета специфики каждой индивидуальности при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику с меланхоликом, а меланхолику с флегматиком.

Если вы чувствительный меланхолик, значит вы прекрасный друг, если вы флегматик, то за вами, как за «каменной стеной» могут спрятаться ваши близкие, друзья, подчиненные, ведь вы очень надежны. Если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути. А если вы сангвиник, то тогда о вас исходит теплый солнечный свет, что тоже нужно людям в жизни.

2.Характер.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются в деятельности и общении и которые обуславливают типичные для человека способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, которые выражают отношения личности к определенной стороне деятельности:

К труду. Например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность.

К другим людям, коллективу, обществу. Например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм, и замкнутость, черствость, бездушие, грубость, индивидуализм.

К самому себе. Например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей — самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм.

К вещам. Например, аккуратность, бережливость, щедрость, скупость.

Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей. Французский философ Ларошфуко писал в своих знаменитых максимумах: «Нет ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека».

Леонгард выделил 4 типа характера. Рассмотрим их содержание.

Демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих — более сильно, чем они переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления. Она может лгать, не осознавая, что лжет, и при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Человек не притворяется, а действительно в данный момент сам верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т.д. Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность — невинные жертвы; человек, которого не оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие интеллектуальные качества и прочее; либо благодетель человечества; уникальный специалист, нежное тонкое существо, нуждающееся в неустанной опеке.

При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актером, социальным работником, благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

Противоположностью демонстративному типу является педантичный характер. Если демонстративная личность принимает решение стремительно, импульсивно, то педантичная личность долго колеблется и после тщательного обдумывания. Отрицательными чертами такого характера являются нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия: выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, если, конечно, это не единственные случаи, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как: пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, забота о собственном здоровье — словом весь комплекс, которого явно не хватает демонстративной личности.

Застревающий. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов): ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы и даже годы. Свои успехи застревающий человек переживает тоже достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными темами застревания являются ревность, преследование, месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не могу забыть ее».

Возбудимый характер. У них, также как у демонстративных и застревающих типов, часто констатируется весьма неровное течение жизни. Однако не потому что они постоянно избегают трудностей, а потому что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

3.Способности.

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, склонности к какому-либо виду деятельности, которые выражаются в определенном уровне ее продуктивности, производительности.

Количественные параметры продуктивности системы: точность, надежность, скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, решение ситуаций и т.д.

Способности подразделяются на общие и специальные.

Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности. Они связаны с развитием интеллекта и такими особенностями личности, к которым относятся:

готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;

черты характера — внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;

наличие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Общие способности отражают тип мышления человека, который может быть художественным, логическим или смешанным. Художественному мышлению свойственны образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непосредственность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, имеющие склонность к искусству и литературе. Логическое мышление характеризуется критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретизированием, уходом в абстракции. Наконец, смешанному типу присущи черты обоих типов, хотя и не столь ярко выраженные, но это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и возможность быстро принимать решения, что способствует успешной управленческой деятельности.

Специальные способности связаны с определенной сферой или видом деятельности, выполнением конкретной работы. По своему характеру они могут быть двух типов: интерсоциальными и конструктивными. Интерсоциальные способности ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Они необходимы руководителям и работникам, связанным с рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широко контактирующим с людьми. Конструктивные способности реализуются прежде всего в тех сферах деятельности, где такие контакты имеют ограниченное значение, —в естественно-научной, технической, художественной, через создание новой техники, методов лечения, компьютерных программ, произведений литературы, искусства, музыки. В большей мере они присущи исполнителям.

Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности. Это позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать конфликты. Разрыв в способностях руководителей и непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.

4.Направленность личности.

В совокупности элементов, присущих личности, одним из первых можно считать ее направленность, которая создает устойчивую ориентацию человека, обусловливает цели и мотивы его поведения независимо от ситуации. Направленность определяется интересами, стремлениями, идеалами.

Выделяют три типа направленности: на взаимодействие, на задачу и на себя, присутствующие одновременно в той или иной степени у большинства людей. Направленность на взаимодействие или общение означает, что человек стремится сотрудничать с коллегами, поддерживать с ними хорошие отношения, совместно решать проблемы независимо от цели деятельности и собственной роли, то есть работать в компании. Направленность на задачу, или деловая направленность, предполагает, что делается упор успешное решение проблемы, получение реальных результатов, овладение новыми знаниями и навыками. Человеку важно удовлетворение потребностей в самовыражении, реализации своих творческих способностей В данном случае более важным оказывается то, что делает человек, а не как он это делает. Направленность на себя, или личная направленность, состоит в стремлении человека в первую очередь решать собственные проблемы, добиваться личного благополучия, удовлетворять физиологические потребности (пища, сон) и обеспечивать безопасность существования, повышать престиж.

Знание направленности личности помогает найти правильный подход к ней и значительно облегчает процесс управления. Задача менеджера заключаются в выявлении потребностей, интересов, идеалов, целей каждой личности и определении конкретных методов управления (экономических, административно-распорядительных, социально-психологических), которые более или менее успешно могут применяться к определенной личности.

5.Интеллектуальность.

Известный советский психолог Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — умное поведение.

Ядром является способность человека выделить в ситуации существующие свойства и привести свое поведение в соответствие с этими существующими свойствами. В этом понимании выделяются два элемента:

интеллект, как способность познать окружающий мир;

как способ регуляции своего поведения на основе этого познания.

Интеллект — это система психологических процессов, которые обеспечивают реализацию способностей человека оценивать ситуацию, принимать решения и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях — как способ обучения человека всему новому.

Французский психолог Жак Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта — взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и строить свое поведение. Адаптация может быть двух видов:

ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности;

аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.

Интеллект можно определить так же как общую способность человека действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (по Векслеру).

В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его подструктур: вербального и невербального. Под общим интеллектом понимаются сложные интегральные качества, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности.

Вербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словестно-логической форме с опорой преимущественно на знания.

Невербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных способностей.

Кроме познавательного интеллекта, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений и т.д.). Следует помнить, что интеллект — это познание плюс действие, поэтому необходимо не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывая свой интеллект не только на словах, но и в деле, поскольку только результат, только конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.

6.Эмоциональность.

Со времен Платона психическая деятельность делится на три относительно самостоятельных сущности: ум, воля и чувства (эмоции).

Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично, больно, но это скрывается, обидно, но внешне только слабое раздражение. Мы можем не показывать свои эмоции, но от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее и принимают защитную форму агрессии.

Управлять эмоциями просто необходимо. Во-первых, для здоровья, во-вторых, из-за честолюбия.

Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стрессовые состояния. Рассмотрим их.

Аффект — наиболее мощная эмоциональная реакция, захватывает целиком мысли и действия человека. Аффект всегда ситуациативен, интенсивен и относительно непродолжителен. Он наступает в результате какого-то сильного объективного или субъективного потрясения.

Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства — это устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношение к конкретным людям или событиям.

Настроение — наиболее длительное эмоциональное состояние. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирование у данного человека того или иного настроения возможно связано с его темпераментом.

Стресс — неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, т.к. она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие — холод, усталость, боль, унижение.

7.Общительность.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст