тема 1.3.б.у

Тема 1.3. Содержание и составление форм налоговой, статистической отчетности и форм отчетов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет, формы отчетов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Формы статистической отчетности. Сроки предоставления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики.

Содержание новых форм налоговых деклараций.

Порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах.

Формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет, формы отчетов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Налоговая отчетность: формы, порядок сдачи.

Налоговая отчетность — это совокупность документов, в соответствии с законом в обязательном порядке периодически представляемых в налоговый орган, содержащих информацию о налоговой базе и состоянии обязательств юридического лица или индивидуального предпринимателя перед государством по исчислению и уплате налогов.

Для каждого налога существуют свои формы отчетности и свой срок их подачи (представления) в налоговую инспекцию, установленный Налоговым кодексом или иным законодательством.

К налоговой отчетности относятся:- налоговые декларации, представляемые по окончании налогового периода;- расчеты авансовых платежей по налогам, представляемые по окончании отчетного периода;- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, представляемые не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована);- другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов (пояснения, справки и т.п.), представляемые по требованиям и запросам налогового органа или по инициативе самого налогоплательщика.

Любые формы налоговой отчетности составляются как минимум в двух экземплярах — один представляется в налоговую испекцию, второй хранится в делах налогоплательщика. Налоговую отчетность, в отличие от бухгалтерской, обязаны представлять все субъекты предпринимательской деятельности — и юридические лица и индивидуальные предприниматели, вне зависимости от «масштаба» бизнеса и используемой системы налогообложения.

Понятие налоговой декларации определено в ст. 80 НК РФ. Она представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Виды налоговых деклараций, которые организациям и ИП приходится сдавать чаще всего, следующие:

декларация по УСН;

декларация по ЕНВД;

сведения по НДФЛ;

декларация по НДС;

декларация по налогу на прибыль;

декларация по налогу на имущество;

декларация по транспортному, земельному налогу и т. д.

Декларация по УСН

ООО и ИП, применяющие упрощённую систему налогообложения, подают декларацию по единому налогу один раз в год. Организации должны подать декларацию до 31 марта, года, следующего за отчётным, одновременно сдаётся бухгалтерская отчётность.

Срок подачи декларации в ИФНС для предпринимателя на УСН – 30 апреля. Ранее вместе с декларацией предоставлялась книга учёта доходов и расходов, но КУДИР за 2013 год уже не нужно заверять в налоговой инспекции. Подать декларацию за 2013 год нужно будет соответственно до 31 марта и до 30 апреля 2014 года.

Декларация по налогу на прибыль

Декларация сдаётся на общей системе налогообложения. Представляется в налоговую инспекцию: за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев — не позднее 28 числа месяца, следующего за отчётным периодом. Годовая декларация представляется не позднее 28 марта, года, следующего за отчетным. Надо помнить, что в 2012 году приказом ФНС от 22.03.2012 № ММВ-7-3/[email protected] по налогу на прибыль утверждена новая декларация, и для сдачи отчёта в 2013 году заполнять следует именно эту форму.

Декларации по другим налогам

Отчётность и декларации во многом зависят от применяемого режима налогообложения. Например, на общем режиме в ИФНС России организации также должны представить годовые отчёты по налогу на имущество за предыдущий год (в течение года представляются квартальные расчёты по налогу). Организации на УСН такую декларацию не сдают. Предприниматели на общем режиме за год сдают декларацию 3-НДФЛ по своим доходам. Также ООО и ИП с работниками сдают декларации по НДФЛ за сотрудников. Сведения по сотрудникам подаются в налоговую инспекцию до 1 апреля. Соответственно сведения за 2012 год должны быть поданы не позже 1 апреля 2013 года.

Расчет авансового платежа — это письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.

Бланк декларации достаточно формализован и не допускает «вольностей» при заполнении, поскольку предназначен для сканирования в налоговой инспекции. В левом верхнем углу налоговых деклараций (по всем налогам, не только по налогу УСН) размещен штрих-код, служащий для идентификации декларации сканером. В каждую «клеточку» в декларации записывается только один символ — буква или цифра.

Формы налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей по налогам вместе с инструкциями по их заполнению утверждает Министерство финансов РФ.

По общему правилу, налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за данный налоговый период (аналогично, авансовые платежи по налогам уплачиваются не позднее срока подачи расчетов по ним). Сроки представления налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей по налогам указаны в части второй Налогового кодекса РФ для каждого налога.

Налогоплательщикам предоставлена возможность подачи декларации по упрощенной форме в случаях предусмотренных НК РФ, в том числе при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в случае отсутствия объектов налогообложения. Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

До внесения этого изменения налогоплательщик, независимо от факта ведения хозяйственной деятельности обязан был представлять налоговые декларации в полном объеме, поскольку такая обязанность не зависела от наличия объекта налогообложения и была обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога (пункт 7 Информационного письма ВАС Российской Федерации от 17 марта 2003 года №71) (Приложение №123).

Порядок представления налоговой отчетности.

Налоговые декларации и расчеты авансовых платежей могут представляться в электронном виде и на бумажных носителях. В каком виде должен представлять отчетность конкретный налогоплательщик, зависит от среднесписочной численности его работников. В соответствии с п.3 статьи 80 НК РФ:»Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

П. 4 статьи 80 НК РФ установлен порядок предоставления налоговой декларации в налоговый орган:

- путем непосредственной передачи налогоплательщиком лично или через своего представителя;

- путем направления в виде почтового отправления с описью вложения;

- путем передачи по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в приеме декларации, обязан сделать отметку о приеме декларации либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде.

В связи с этим, в случае представления налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, по его запросу специалист, в должностные обязанности которого входит получение налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, распечатывает запрашиваемые налоговые декларации (расчеты), проставляет отметку, подтверждающую факт и дату представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган и выдает налогоплательщику (Письмо ФНС от 12 марта 2007 года №05-3-07/46) (Приложение №107).

Представление декларации по каналам связи.

Порядок представления деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи регламентирован Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2002 года №БГ-3-32/169 (Приложение №52).

Налогоплательщик скрепляет документ своей электронной цифровой подписью (ЭЦП), зашифровывает его и отправляет в инспекцию через оператора. После этого оператор направляет налогоплательщику подтверждение факта отправки отчетности в виде электронного документа. В таком ответе указаны дата и время отправки файла налоговой декларации. Ответ заверяется ЭЦП оператора связи. Подтверждение оператора служит доказательством исполнения налогоплательщиком обязанности представить декларацию. В свою очередь инспекция в течение суток (на практике — в течение нескольких часов) высылает налогоплательщику документ о приеме отчетности — квитанцию, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа.

Законодателями предусмотрено, что налоговый орган при получении декларации (расчета) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи обязан предоставить налогоплательщику подтверждение (квитанцию) о приеме декларации (расчета).

Положительные стороны сдачи электронной отчетности очевидны: декларации можно отправлять, не выходя из офиса в любое время суток, осуществляются входной контроль данных и их автоматическое разнесение по счетам. Кроме того, в перспективе возможно проведение сверок расчетов с бюджетом через Интернет, просмотр лицевых счетов налогоплательщиков и так далее. Фактически это означает, что налогоплательщики смогут отслеживать свои лицевые счета в режиме онлайн.

Но на сегодняшний день существует немало проблем, возникающих при сдаче отчетности в электронном виде:

1)   Отсутствие операторов связи взаимодействия с Пенсионным фондом РФ;

2)   Относительная дороговизна услуг (подключение к системе, включая абонентскую плату за первый год обслуживания, оценивается в 10 тыс.-12 тыс. рублей). Для мелких компаний даже такие суммы существенны.

3)   Частые сбои в программах, связанные с недоработками специалистов, отвечающих за техническое оснащение налоговых инспекций.

4)   Загруженность сервера в последний день сдачи отчетности и, соответственно, низкая скорость передачи отчетности.

Для электронной отчетности датой сдачи является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении оператора. Это означает, что налогоплательщик может отправить отчет до 24 часов последнего дня отчетного периода. Подобный подход до внесения изменений поддерживали суды (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 мая 2006 года №Ф04-2935/2006 (22573-А27-40)).

В практической деятельности у налогоплательщиков нередко возникает вопрос: Может ли относится к отчетности в электронном виде предоставление отчетности на дискете или на компакт-диске?

Ответ: Несмотря на то, что в налоговом законодательстве нет определения понятия «электронный вид», в статье 80 НК РФ речь идет именно о передаче налоговых деклараций по электронным каналам связи. Следовательно сдача отчетности на магнитных носителях не имеет никакой юридической силы без подписанной декларации на бумажном носителе. В случае же подачи декларации через Интернет, по защищенным каналам присылают заверенный электронно-цифровой подписью (ЭЦП) документ, имеющий юридическую силу без вывода на бумажный носитель.

Представление декларации почтовым отправлением с описью вложения.

Налоговая декларация, составленная на бумажном носителе направляется заказным письмом с уведомлением, а также с обязательной описью вложения.

Одной из наиболее частых ошибок налогоплательщика является направление налоговых деклараций письмом без описи вложения, а также обычным заказным письмом. В такой ситуации квитанция отделения почтовой связи в случае, если налоговый орган не получит письмо, не освободит налогоплательщика от ответственности, поскольку из нее не следует, что содержимым отправления является та или иная форма отчетности.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте, днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Если в соответствии с п. 5 ст. 80 НК РФ достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Налоговую отчетность — Сведения о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ), представляемая налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц нельзя выслать по почте, а необходимо представлять только по ТКС или путем посещения налогового органа лично руководителем организации или индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным доверенностью иным лицом. В случае сдачи указанных сведений непосредственно в налоговый орган, они представляются по месту постановки на учет налогового агентам на магнитных носителях в электронном виде (в виде файлов определенной, установленной структуры) — на дискетах , компакт-дисках или флэш-дисках . Какие именно виды магнитных носителей принимаются, зависит от технических возможностей конкретной налоговой инспекции. Сведения по форме 2-НДФЛ необходимо представлять ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Налоговая отчетность 2-НДФЛ – это справка о доходах физического лица. Данную форму обязаны сдавать ИП и ООО, использующие труд наёмных сотрудников. Форма подаётся на каждого сотрудника, которому выплачивалась заработная плата (с уплатой налогов) в отчётном периоде.

Основой заполнения формы являются данные учета доходов и удержания налогов. Чтобы правильно заполнить форму, нужно использовать различные справочники: коды доходов, коды вычетов, регионов и т.д. При заполнении нужно будет указать реквизиты, личные данные сотрудника, ставку налога, а также налоговые вычеты, общие суммы дохода и налога за отчётный период. Согласно законодательству декларация 2-НДФЛ в 2013 году может быть подана в электронном виде.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Отчетность во внебюджетные фонды: формы, порядок сдачи.

Отчетность во внебюджетные фонды аналогична налоговой отчетности, отличается лишь тем, что представляется не в налоговую инспекцию, а в отделения Пенсионного фонда РФ и филиалы Фонда социального страхования. В государственные внебюджетные фонды представляется отчетность не за налоговый и отчетные периоды, а за расчетный и отчетные периоды. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

В ФСС РФ представляется отчетность по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Срок сдачи до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетность представляет собой расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.

Т.о. отчёт в ФСС сдаётся ежеквартально по форме 4-ФСС, утвержденной в 2012 г. Срок сдачи отчётности за последний квартал 2012 года – 15 января 2013 года. Соответственно за первый квартал 2013 года отчёт нужно будет представить до 15 апреля, за полугодие – до 15 июля, за 9 месяцев – до 15 октября, а за четвёртый квартал – уже до 15 января 2014 года.

Кроме ежеквартальной отчётности иногда приходится сдавать промежуточный отчёт в ФСС. Возникает такая необходимость, если в каком-то месяце выплаты по обязательному социальному страхованию превысили начисленную сумму, а значит, появилось право на возмещение. Чтобы его получить, как раз и нужно подать заявление и промежуточный отчёт в ФСС за соответствующий период.

Платежи в ФСС должны перечисляться ежемесячно – до 15 числа месяца, следующего за месяцем зарплаты.

В ПФ РФ предоставляется отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, т.к. по закону Пенсионный фонд является органом, на который возложен контроль за уплатой данных взносов. Срок сдачи не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетность представляет собой расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в ФОМС по форме № РСВ-1 ПФР. Данный расчёт составляется по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев года и по итогу календарного года (то есть фактически ежеквартально) и направляется в фонд не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября и 15 февраля. Помимо этого отчёта в фонд направляется персонифицированная отчётность по взносам, уплаченным за сотрудников (формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-3, АДВ-6-2, АДВ-6-3, АДВ-6-4).

Перечисленные формы отчетности могут быть поданы как в электронном виде по телекоммуникационым каналам связи — ТКС (через специализированных операторов связи), так и на бумажных носителях.

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты в соответствующие внебюджетные фонды по установленным форматам только в электронной форме с электронной цифровой подписью (в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года No 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»), если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Расчеты, выполненные на бумажных носителях, могут быть представлены лично, через представителя или путем отправки по почте — в том же порядке, что и «бумажная» налоговая отчетность.

Аналогично отчету по форме 2-НДФЛ, представляемому в налоговые органы налоговыми агентами, существует вид отчетности в Пенсионный фонд, которую недопустимо высылать по почте — это индивидуальные сведения о застрахованных лицах. Индивидуальные сведения могут быть представлены:- в бумажном виде при сопровождении магнитного носителя, содержащего электронные формы документов персонифицированного учета;- в электронном виде по ТКС, заверенные электронной цифровой подписью и зашифрованные средством криптографической защиты информации.

Индивидуальные сведения представляются страхователями (организациями и индивидуальными предпринимателями) ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом.

Помимо вышеперечисленной отчетности, плательщики страховых взносов «от несчастных случаев» в Фонд социального страхования, ежегодно обязаны подтверждать свой основной вид деятельности с целью отнесения их к определенному классу профессионального риска, для каждого из которых установлен свой тариф данных страховых взносов. Исполнительный орган Фонда социального страхования в двухнедельный срок с даты представления документов уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида его экономической деятельности.

Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил вышеперечисленные документы, исполнительный орган ФСС относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.

Основной вид экономической деятельности вновь созданных страхователей, которые не осуществляли свою деятельность в предыдущем году, не требует подтверждения в первый год их деятельности.

Индивидуальным предпринимателям подавать документы на подтверждение основного вида деятельности не нужно. Для предпринимателей основным считается тот вид деятельности, который указан в качестве основного при регистрации и внесён в ЕГРИП. Основной вид деятельности предпринимателя определяется по коду ОКВЭД, указанному в реестре основным.

Согласно закону, плательщики страховых взносов делятся на две категории:

Категория 1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.Плательщиков взносов, относящихся к данной категории условно можно назвать «работодателями», т.к. большая часть осуществляемых ими выплат физическим лицам является заработной платой работников. Категория 2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Страховые взносы, уплачиваемые плательщиками категории 1.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков 1-й категории являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. При этом объектом обложения страховыми взносами для юридических лиц, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). В качестве примера таких договоров можно привести договоры купли-продажи или аренды.

Тарифы страховых взносов, установленные для плательщиков категории 1:- Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ) — 22%;- Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) — 2,9%;- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 5,1%;итого — 30%.

Страховые взносы по тарифу 30 процентов в 2014 году надо платить с заработка в пределах 624 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. Данная предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается. В случае превышения облагаемого страховыми взносами дохода физического лица сверх данной суммы, тарифы страховых взносов установлены в пониженном размере:- ПФ — 10%;- ФСС — 0%;- ФФОМС — 0%.

Законом установлен перечень выплат физическим лицам, на которые страховые взносы не начисляются. Например, взносами не облагаются государственные пособия и компенсационные выплаты (связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников; а также ряд других). Полный перечень не облагаемых страховыми взносами выплат указан в статье 9 закона. Также законом установлены льготные категории плательщиков, которые уплачивают страховые взносы по значительно более низким тарифам. К ним, в частности, относятся сельскохозяйственные товаропроизводители, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и ряд других.

Кроме страховых взносов в Фонд социального страхования уплачиваются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Порядок их уплаты установлен федеральным законом от 24.07.1998 No 125-ФЗ (с последующими изменениями) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Базой для начисления является фонд заработной платы и приравненные к ней выплаты. Тариф страховых взносов ежегодно устанавливается федеральным законом, исходя из класса профессионального риска, соответствующего уровню производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившемуся по основному виду экономической деятельности страхователя (с учетом ряда скидок и надбавок).

Узнать, какой тариф страховых взносов «от несчастных случаев» установлен конкретному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю можно из Уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдаваемого при постановке на учет в Фонде социального страхования. Если в Вашем регионе регистрация юридических лиц осуществляется по системе «одного окна», данное уведомление будет выдано регистрирующим органом сразу после регистрации, в составе пакета регистрационных документов (соответственно, в этом случае специально обращаться в ФСС для постановки на учет нет необходимости).

В качестве примера приводим расчет страховых взносов, связанных с выплатой работнику заработной платы в размере 20.000 рублей в 2013 году:страховые взносы в ПФ РФ: 20.000 х 0,22 = 4.400 рублей;страховые взносы в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: 20.000 х 0,029 = 580 рублей;страховые взносы в ФФОМС: 20.000 х 0,051 = 1020 рублей;Итого: 6.000 рублей.

Таким образом, образом, в связи с выплатой работнику заработной платы в размере 20.000 рублей в месяц, предприятие в общей сложности должно уплатить из собственных средств страховые взносы в сумме 6.000 рублей.

Страховые взносы во внебюджетные фонды не вычитаются из заработной платы работника (многие ошибочно считают, что это именно так, но это не верно), а начисляются на нее «сверху». Плательщиком страховых взносов является работодатель — предприятие, выплачивающее заработную плату, а не сам работник. Работник же является плательщиком только НДФЛ, который работодатель высчитывает из его заработной платы и перечисляет в бюджет, выступая в качестве налогового агента.

Страховые взносы, уплачиваемые плательщиками категории 2.

К данной категории относятся только ИП, а также физические лица, занимающиеся частной практикой — адвокаты и нотариусы.

Для ИП начисление страховых взносов в ТФОМС с 2012 года не производится. Исчисление и уплата страховых взносов ИП регулируются ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Ставки страховых взносов для ИП также установлены этим законом.

С момента регистрации ИП обязан платить страховые взносы за себя (в ПФР и ФФОМС), а при наличии сотрудников – и за них (в ПФР, ФСС, ФФОМС). Страховые взносы «за себя» индивидуальные предприниматели уплачивают независимо от получения дохода. Взносы необходимо уплачивать, даже если деятельность не ведётся. Взносы, которые должен уплатить предприниматель «за себя», часто называют фиксированными. Дело в том, что сумма устанавливается на год и одинакова для всех ИП, работающих полный календарный год. Уплата фиксированного платежа в Фонд социального страхования законом не предусмотрена.

Фиксированные платежи уплачиваются отдельно в каждый из внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) ежегодно, до 31 декабря отчетного года (т.е. года, за который производится оплата). Фиксированные страховые взносы для ИП в 2013 году установлены в размере 35 664,66 руб. Они рассчитываются из стоимости страхового года, которая определяется исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ). В 2013 году отчисления в ПФР рассчитываются по следующей формуле: 2 х МРОТ х ставка страхового взноса (тариф ПФР) х 12 мес. С 2012 года ставка взносов в ПФР распределяется следующим образом: за работников 1966 года рождения и старше вся сумма (22%) перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении лиц 1967 года рождения и младше перечисляют на финансирование страховой части 16%, накопительной части – 6%.

Поясним сказанное на примере, рассчитав размеры фиксированных платежей (стоимость страхового года) в каждый из внебюджетных фондов за 2013 год. На 1 января 2013 года МРОТ составляет 5205 рублей, следовательно стоимость страхового года равна:- для Пенсионного фонда: 2 х 5205 х 0,26 х 12 = 32479 руб. 20 коп.;- для Федерального фонда ОМС: 5205 х 0,051 х 12 = 3185 руб. 46 коп.Общая сумма страховых взносов: 35664 руб. 66 коп.

Таким образом, общий размер страховых взносов в 2013 году равен 35 664, 66 руб. Распределение платежей в 2013 году следующее:

для граждан 1966 года рождения и старше взнос в ПФР на страховую часть пенсии составляет 32 479,20 руб. + взнос в ФФОМС 3185,46 руб.;

для граждан моложе 1967 года рождения (включительно) уплачивается взнос в ПФР на страховую часть 24 984 руб., на накопительную часть – 7495,20 руб. + платёж в ФФОМС 3185,46 руб.

Оплата ИП страховых взносов должна быть произведена не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Фиксированные страховые взносы в 2014 году рассчитываются и уплачиваются в два этапа:

- В течение 2014 года все ИП независимо от режима налогообложения, факта осуществления и доходности деятельности обязаны уплатить сумму взносов в размере 20 727,53 руб.

Распределяется  обязательный платеж следующим образом:

для граждан 1966 года рождения и старше взнос в ПФР на страховую часть пенсии составляет 17 328,48 руб. + взнос в ФФОМС 3399,05 руб.;

для граждан моложе 1967 года рождения (включительно) уплачивается взнос в ПФР на страховую часть 13 329,60 руб., на накопительную часть – 3398,88 руб. + платёж в ФФОМС 3399,05 руб.

- Если доходы ИП превышают за календарный год 300 000 руб., то до 1 апреля 2015 года предприниматель обязан дополнительно уплатить 1% от суммы дохода, превышающего указанную сумму.

Юридические лица, в отличие от ИП, уплачивать фиксированные платежи не обязаны. Возникает закономерный вопрос: как поступить, если плательщик страховых взносов относится одновременно к обеим категориям — например, какие взносы обязан платить индивидуальный предприниматель, имеющий работников и, соответственно, выплачивающий им заработную плату? В этом случае плательщик должен платить взносы по правилам, установленным для каждой категории — т.е. отдельно уплачивать и фиксированные платежи «за себя», и страховые взносы от фонда заработной платы своих сотрудников.

Формы статистической отчетности. Сроки предоставления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики.

Отчетность в Росстат (Федеральную службу государственной статистики).

Организации сдают в территориальные органы Росстата бухгалтерскую и статистическую отчётность. Составление статистической отчётности – обязанность, установленная Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в РФ». Бухгалтерская отчётность в статистику – требование Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Сдача статистической отчётности предусмотрена для всех организаций. При этом наравне с бумажным отчётом может сдаваться и электронная статистическая отчётность (Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Перечень статистической отчётности включает порядка 300 форм. Унифицированная статистическая отчётность делится на несколько групп. В том числе общеэкономические показатели деятельности организаций; финансы; рынок труда; индивидуальные предприниматели; платные услуги; торговля; алкогольная продукция; гостиницы, туризм; автомобильный транспорт и др

Формы статистической отчетности утверждает Росстат, и они периодически меняются. Некоторые выпускаемые им формы необходимо сдавать периодически (аналогично декларациям и расчетам по налогам), некоторые же являются разовыми.

Статистическая отчётность малых предприятий законодательно упрощена. К примеру, ежемесячно и ежеквартально отчитываются только малые предприятия, попавшие в выборку (об этом Росстат извещает письменно). Сплошное обследование, куда попадают все без исключения малые предприятия, происходит каждые пять лет.

Годовая статистическая отчётность предпринимателей за 2012 год предполагает подачу в срок не позднее 4 марта 2013 года формы №1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя». Надо отметить, что за 2013 год статистическая отчётность для УСН должна будет включать годовой бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и приложения к ним. Порядок сдачи статистической отчётности устанавливает срок не позднее трёх месяцев после окончания отчётного периода, то есть до 31 марта 2014 года включительно.

Кроме статистической отчётности в Росстат нужно представить отчётность бухгалтерскую – бухгалтерский баланс, отчёт о прибыли и убытках, приложения к ним (отчёты о движении денежных средств, о целевом использовании полученных средств, об изменениях капитала) и пояснительную записку. Если организация относится к субъектам малого предпринимательства, то сдавать нужно только бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках. Срок подачи бухгалтерской отчётности – не позднее 90 дней со дня окончания отчётного года, то есть до 31 марта.

Срок сдачи отчётности в статистику зависит от того, за какой период представляется та или иная декларация. Это может быть месячная, квартальная, полугодовая или годовая отчётность. Также бывают случаи, когда сдать отчёт в органы статистики необходимо в срочном порядке. Росстат разработал календарь, где обозначены сроки предоставления статистической отчётности.

Формы статистической отчётности

Формы статистического наблюдения разрабатываются и утверждаются Министерством финансов и Госкомстатом РФ. К каждой форме разрабатывается также порядок её заполнения. Представление отчётности возможно как на бумажных бланках, так и в электронном виде. Рассмотрим основные формы статистической отчётности, которые юридические лица представляют в территориальные органы статистики.

Статистическая отчётность малых предприятий

Малые предприятия (кроме микропредприятий) ежеквартально представляют в органы статистики форму № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Форма заполняется нарастающим итогом за период с начала года и сдаётся не позднее 29 числа месяца, следующего за отчётным кварталом. За период с января по декабрь 2012 года отчёт нужно сдать не позднее 29 января 2013 года на бланке, утверждённом Приказом Росстата от 15 августа 2011 года № 355. Обратите внимание, что начиная с отчёта за январь – март 2013 года форму № ПМ Росстат изменил Приказом № 470 от 29 августа 2012 года.

Отчётность предприятий, не являющихся субъектами малого предпринимательства

Большинство статистических исследований проводится выборочно. Это означает, что не все предприниматели и организации должны сдавать статистическую отчётность, а только те, которые по решению Росстата включены в выборку. Перечень организаций и предпринимателей, подлежащих выборочному наблюдению, определяется ежегодно. Если в прошлом году вы не должны были сдавать статистическую отчётность, не исключено, что в этом году вы окажетесь включены в выборку.

Форму статистической отчётности № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» (утверждена Приказом Росстата от 14 октября 2009 года № 226) сдают все юридические лица, производящие товары и оказывающие услуги организациям и гражданам. Средняя численность работников таких предприятий за предыдущий год должна превышать 15 человек, включая совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера. В форме отражаются данные только за месяц. Срок представления отчёта по форме № П-1 – не позднее 4 числа месяца, следующего за отчётным, значит, с учётом новогодних каникул сведения за декабрь 2012 года должны быть поданы в первый рабочий день 2013 года – 9 января.

Форма № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» (утверждена Приказом Росстата от 3 августа 2011 года № 344) также представляется ежемесячно, но нарастающим итогом на конец отчётного периода. Причём если по истечении месяца отчёт сдаётся не позднее 28 числа месяца, следующего за отчётным, то по истечении квартала – не позднее 30 числа после отчётного периода. То есть форму № П-3 за январь – ноябрь 2012 года нужно сдать не позднее 28 декабря 2012 года, а за январь – декабрь 2012 года – в срок до 30 января 2013 года включительно.

Форму № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» организации, средняя численность работников которых более 15 человек, в органы статистики сдают ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным. Если средняя численность работников не превышает 15 человек, указанные сведения сдаются ежеквартально нарастающим итогом с начала года, а разделы 2 и 3 формы заполняются только за год. Срок представления отчёта в этом случае – не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.

Начиная с отчётности за январь 2013 года следует применять новые формы статистической отчётности № П-3 и № П-4, утверждённые Приказами Росстата от 27 июля 2012 года № 423 и от 24 июля 2012 года № 407 соответственно.

Сроки предоставления налоговых деклараций в государственные налоговые органы.

Декларация по транспортному и земельному налогам.

Налоговые декларации по транспортному налогу и земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.Если срок подачи налоговой декларации приходится на нерабочий (праздничный) день, то он переносится на 1-й рабочий день, следующий за ним, т.о. срок представления в налоговую инспекцию налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам за 2013 год 3 февраля 2014 года.

 

Плательщиками земельного налога являются организации и граждане, владеющие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налог считают с кадастровой стоимости земли. Действующие ставки устанавливают местные власти. Они же могут утверждать льготы по земельному налогу (н-р, для пенсионеров и инвалидов).

Налоговые декларации заполняются:

По транспортному налогу – организациями, являющимися плательщиками транспортного налога. Декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств или по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика. Форма и порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/[email protected] (в ред. от 14.11.2013);

По земельному налогу – организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности. Представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/[email protected] (в ред. от 14.11.2013).

При оформлении деклараций за 2013 год следует учесть изменения, внесенные Приказом ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-3/[email protected] В частности, в поля деклараций, в которых ранее указывался код ОКАТО, необходимо вносить код ОКТМО в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований ОК 033-2013, принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.06.2013 N 159-ст.

 

При заполнении соответствующих ячеек необходимо иметь в виду следующее. Для внесения кода предусмотрено 11 знако-мест. Если код имеет восемь знаков, в свободных ячейках, оставшихся справа, ставятся прочерки.

Пример: Строительной организацией приобретен и зарегистрирован в марте легковой

автомобиль с мощностью двигателя 75 л.с.

Определить транспортный налог за год.

Решение: Налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с.-

6р.

Коэффициент, корректирующий налоговую базу, равен 0,83 (10мес.: 12мес.)

Сумма налога за год 373,5р. (6р.* 75 * 0,83).

Пример 1 Право собственности на земельный участок установлено 10 февраля текущего года. Его кадастровая стоимость составляет 1 200 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,5% (прочие земельные участки)

Рассчитаем коэффициент (К2), который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев.

К2 = 11 (мес.): 12 (мес.) = 0,92

Сумма налога за год составит: 1 200 000 руб. x 1,5% x 0,92 = 16 560 руб.

Расчет авансового платежа. Если земельный участок использовался в течение всего отчетного периода (3 мес., 6 мес., 9 мес.), то сумма аванса за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы и налоговой ставки. Если не весь отчетный период, то сумма исчисленного авансового платежа равняется 1/4 от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента К2.

Пример 2. Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за I квартал, 6 мес. и 9 мес., коэффициент (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:

за I квартал: К2 = 2 мес.: 3 мес. = 0,67;

за I полугодие: К2 = 5 мес.: 6 мес. = 0,83;

за 9 мес.: К2 = 8 мес.: 9 мес. = 0,89.

Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят:

за I квартал – (1 200 000 руб. x 1,5% x 0,67): 4 = 3015 руб.;

за I полугодие – (1 200 000 руб. x 1,5% x 0,83): 4 = 3735 руб.;

за 9 мес. – (1 200 000 руб. x 1,5% x 0,89): 4 = 4005 руб.

Всего в течение года организация должна уплатить сумму авансовых платежей в размере: 3015 руб. + 3735 руб. + 4005 руб. = 10755 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит: 16560 руб. –10755 руб. = 5805 руб.

 

Декларация по налогу на имущество

Статьей 386 НК РФ установлены обязанности для налогоплательщиков по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам и налоговой декларации по налогу на имущество в налоговые органы по своему местонахождению. Для организаций, имеющих имущество в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, налоговая декларация и расчеты по авансовым платежам предоставляются в налоговые органы по местонахождению российской организации. В соответствии с данной статьей установлены сроки предоставления для налоговых деклараций дан срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а для налоговых расчетов — не позднее 30 календарных дней с даты окончания налогового периода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 372 НК РФ, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе определять в своих законах о налоге на имущество организаций форму отчетности по налогу.

Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу) и Инструкция по ее заполнению применяются в субъектах РФ, законодательными (представительными) органами которых не закреплено представление иной (отличной от формы по КНД 1152001) формы отчетности по налогу на имущество организаций.

Налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу на имущество по истечении каждого отчетного и налогового периодов предприятия представляют в следующие налоговые органы, (совокупная декларация не предоставляется):

- по своему местонахождению;

- по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

- по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога).

В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море России, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Согласно п. 2 ст. 386 НК РФ сказано, что налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество должны быть представлены не позднее 30 календарных дней, с даты окончания соответствующего отчетного периода.

То есть, последним днем представления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество будут:

- за I квартал — 30 апреля;

- за полугодие — 30 июля;

- за 9 месяцев — 30 октября.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма декларации должна подаваться организацией в эти сроки, если власти региона, на территории которого находится имущество вашей организации, не установили другие сроки.

Подавать эту декларацию нужно, если ваше имущество расположено в том регионе, где используется именно эта форма.

Вводить свои бланки отчетности по налогу на имущество организаций региональным властям позволяет статья 372 НК РФ.

Как рассчитать сумму налога на имущество

 Для расчета суммы налога на имущество, уплачиваемой в бюджет за отчетный период (I квартал, полугодие, 9 месяцев, год), сначала определяется среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества юридического лица за этот период в следующем порядке.

Пример. Стоимость налогооблагаемого имущества юридического лица равна:

- на 1 января отчетного года — 200 000 руб.;

- на 1 февраля отчетного года — 210 000 руб.;

- на 1 марта отчетного года — 220 000 руб.;

- на 1 апреля отчетного года — 230 000 руб.;

- на 1 мая отчетного года — 240 000 руб.;

- на 1 июня отчетного года — 230 000 руб.;

- на 1 июля отчетного года — 180 000 руб.;

- на 1 августа отчетного года — 175 000 руб.;

- на 1 сентября отчетного года — 170 000 руб.;

- на 1 октября отчетного года — 200 000 руб.;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст