Технология создания комфортных условий обучения

Основная задача современной школы — обеспечить такую систему образования, которая максимально удовлетворяла бы потребности каждого ребенка с учетом его возможностей, склонностей, способностей. Школа должна быть адаптивна к каждому ребенку и создавать наиболее благоприятные условия для его саморазвития и самореализации с учетом его субъективного опыта, и индивидуального стиля познавательной учебной деятельности.

Психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы. Ее целью является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а так же психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

Особое внимание в работе уделяется развитию ресурсов личности школьника и социальной среды.

Основными ресурсами определяются:

 способность и возможность осуществлять оценку проблемной ситуации,

 сформированность позитивной «Я-концепции» (самооценки, самоуважения, самоэффективности),

 способность самостоятельно контролировать своё поведение, умение сопереживать, понимать окружающих и прогнозировать их поведение,

 повышение социальной компетентности,

восприятие и оказание социальной поддержки.

Серьёзное внимание в психолого-педагогическом сопровождении уделяется проблемам адаптации учащихся:

на 1 ступени обучения (1 класс — приход в школу),

на 2 ступени (5 класс — переход в среднее звено),

на 3 ступени (10 класс-переход в старшее звено).

Особое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению в рамках предпрофильной подготовки, целью которого является оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 9-ых классов в выборе направлений  дальнейшего обучения.

С целью профилактики и пропаганды здорового образа жизни реализуется губернаторская программа «Антинарко», для сохранения и укрепления психофизического здоровья как залога успешности учащегося

Бесспорно, большая роль в реализации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса отводится работе с родителями.





Цель этой работы — создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения, воспитания и развития ребёнка.

Основополагающим звеном в решении всех вопросов психолого-педагогического сопровождения является работа с педагогами, цель которого- повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся.

Результативность психолого-педагогического сопровождения для создания комфортных условий обучения отслеживается в системе диагностических технологий для учащихся, родителей и учителей.

Учащиеся - тест «Мотивация учебной деятельности», «Интеллектуальная лабильность», «тест Беннета» (уровень технического мышления), «Самооценка психических состояний по Айзенку», социометрические методики, диагностика характерологических свойств личности «Несуществующее животное», «Дом, Дерево, Человек».

Родители – «Семейная дисгармония».

Учителя – «Мотивация педагогической деятельности», методика В.В.Бойко «Эмоциональное выгорание», методика В.И.Андреева (оценка резервных возможностей качества образования, здоровьясберегающего обучения и воспитания).

Сами по себе диагностики не дают никакой продуктивности учебно-воспитательного процесса. Поэтому следующий этап в структуре нашей работы — это ознакомление администрации, педагогов, учащихся, родителей с результатами; коррекционно-развивающая работа по результатам диагностики, направленная на развитие интеллектуальных способностей школьников; снижение внутриличностных противоречий; развитие мотивационной и эмоциональной сферы подростков.

Эти и другие вопросы помогли составить представление о проблемах, нуждах учителей, классных руководителей, о том каким теориям обучения отдается предпочтение. Получилось что тема, над которой работает коллектив МБОУ лицей — «Конструирование учебно-воспитательного процесса при условии выбора оптимальных технологий и создание комфортных условий обучения».

Поэтому, на сегодняшний день мы имеем высокий рейтинг в зональных и краевых олимпиадах, учителя и учащиеся нашего лицея имеют значительные результаты в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровнях, выступления и победы на конференциях, а также ежегодно 78-98% наших выпускников поступают в высшие учебные заведения.