Технология самосовершенствования личности ГК Селевко как средство реализующее идеи кон

Технология самосовершенствования личности Г.К. Селевко

как средство, реализующее идеи концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС второго поколения

Петухова Ю.В., учитель химии и биологии

МБОУ СОШ с. Георгиевка

Вот уже второй год в районе проходит внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения в образовательный процесс начальной ступени. Одним из фундаментальных документом по внедрению ФГОС является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Период реформации российского образования характеризуется новыми, повышенными требованиями к ученикам средней школы, которые должны: быть подготовленными к новым общественным рыночным отношениям; быть нравственно стойкими, социально закалёнными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам, отклонениями в окружающей жизни; подготовлены к встрече с трудностями конкурентной деятельности; иметь знания на уровне современной науки и техники; быть здоровыми физически и психически.

С сентября 2015 года средняя школа будет продолжать эстафету, переданную ей начальной школой по введению ФГОС. И уже сейчас МБОУ СОШ с. Георгиевка активно готовится к данному процессу. Вот уже два года в учебный план введен курс Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» с 5 по 11 классы.

Селевко Герман Константинович – кандидат педагогических наук, автор Энциклопедии образовательных технологий и Школы саморазвития личности в Ярославской области.

В программе «Самосовершенствование личности» реализованы три условия:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие личности в самостоятельной творческой деятельности, представляющей определённый опыт успеха и достижений.

3. Создание адекватного уклада, стиля и методов внешних воздействий: условий обучения, воспитания и жизнедеятельности.

Эти условия соотносятся с основными тенденциями Закона РФ «Об образовании», особенностями теории и практики метатехнологий, согласно которым образовательный процесс рассматривается на уровне образовательной политики, через выдвижение и внедрение в практику ряда концепций. Однако любая концепция ориентирует нас, практиков, на решение главного вопроса: какими средствами её реализовать?

Программа «Самосовершенствование личности», по существу, следует рассматривать как средство, реализующее идеи, выдвинутые концепциями: ФГОС второго поколения, духовно-нравственного воспитания, профильного обучения в общеобразовательной школе. В ней основной акцент сделан на формирование умений целостного оптимального самоопределения личности во всех сферах жизнедеятельности.

Посвятив себя для работы в сфере образования более 20 лет, убеждена, что главное для учителя – подготовить ученика к вступлению во взрослую жизнь посредством изучения философии предмета, а так же воспитательными и развивающими задачами, которые мы ставим ежедневно в работе перед учениками.

В интернете на личном сайте Г.К. Селевко была найдена программа данного курса, целевые и системные ориентации, концепция и логика курса.

Издательством «Народное образование» выпущены методические пособия по реализации курса ССЛ, которые были мною приобретены.

5 класс. Познай себя (самопознание).

6 класс. Сделай себя сам (самовоспитание).

7 класс. Научи себя учиться (самообучение).





8 класс. Утверждай себя (самоутверждение).

9 класс. Найди себя (самоопределение).

10 класс. Управляй собой (саморегуляция).

11 класс. Реализуй себя (самоактуализация).

Кроме того, данная программа предусматривает введение в начальной школе с 1 по 4 классы «Начала этики (саморегуляция поведения)».

На занятиях используются формы обучения: объяснение, выполнение упражнений и тестов, изучение рекомендаций, оценивание Я-концепции, мысли мудрых, ситуации-пробы, социально-приемлемые позиции, советы: почитать (книги), послушать (музыкальные произведения, песни), посмотреть (фильмы, картины).

Учебные пособия Селевко Г.К. помогают ученикам ответить на самые жгучие вопросы, волнующие растущего человека, ответы на которые нет ни в одном школьном курсе: какой я, почему моему товарищу всё даётся легко, а мне с трудом, почему родители часто меня не понимают? Книги Г.К. Селевко учат подростков жить в гармонии с собой, с людьми, с природой, наполнять жизнь трудом, разнообразными интересами, содержательным общением.

Деятельность учеников на занятиях организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей саморазвития личности:

– в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

– в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

– в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

– в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Главными аспектами технологии саморазвития являются:

– индивидуальный подход;

– создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;

– обеспечение социальной защищенности ребенка — демократизм воспитательного процесса: равенство взрослого и ученика;

– признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное участие, собственное мнение;

– сотрудничество.

Особенности методики заключаются в основной мотивации: нравственно-волевая плюс познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.

Занятия по курсу самосовершенствование личности проводятся в 5-8 классах на факультативах, 9-11 классах на элективных часах. При изучении востребованности предмета, рейтинг составил от 45% до 100% по классам. К каждому занятию готовится презентация, дополнительный материал.

По итогам работы по введению курса в апреле 2012 года на педагогическом совете школы было принято решение об использовании в деятельности классных руководителей данной программы, предмет ССЛ ведут ещё 2 педагога школы. Предлагаем наш опыт работы по внедрению курса Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» для ознакомления и использования в работе образовательным учреждениям района как актуальную технологию на этапе введения ФГОС в основной и средней школе:

– общепедагогическая технология, гармонично включается в систему личностно ориентированного образования;

– применима ко всем категориям и группам детей;

– ведущая роль отводится формированию положительной Я-концепции, отслеживанию изменений и коррекции недостатков;

– полноценный инструментарий в интересной и доступной форме для детей и взрослых.

И закончить своё выступление хочу словами «Если что-то не получается, ищите причину неудач, самосовершенствуйтесь».