Технология развития критическогомышления через чтение и письмо

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.

Признаки КМ:

-КМ самостоятельное;

-КМ начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно разъяснить;

-КМ стремится к убедительным аргументам;

-КМ – это мышление социальное;

-информация является отправной точкой, а не конечным пунктом КМ.

Технология КМ состоит из 3 стадий:

Стадия вызова (задача –пробудить интерес к теме, структурировать процесс обучения, актуализировать имеющиеся знания);

Стадия осмысления (задача – получение новой информации, соотнесение новой информации с собственными знаниями);

Стадия рефлексии (задача – целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация).

Каждая из стадий предполагает различные методические приёмы: инсерт, кластер, ключевые слова, продвинутая лекция, эссе и пр. Я расскажу о том, как на конкретных уроках использую приёмы технологии КМ.

Урок русского языка в 6 классе по теме «Глагол как часть речи».

На стадии вызова оформляем кластер «Глагол», происходит актуализация имеющихся знаний. Далее (стадия осмысления) работаем с текстом параграфа учебника. Предлагаю провести разметку текста (инсерт):

v-знаю

+-новое

— -противоречит моему знанию

?-требует дополнительной информации.

Затем учащиеся обмениваются в парах результатами своей работы и формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Например: «Что такое наклонение глагола?», «Как отличить переходные глаголы от непереходных?» и т.д. Вопросы озвучиваются и записываются на доске. Таким образом, ребята сами ставят цели последующих уроков по теме «Глагол».

На уроке повторения и обобщения изученного мы возвращаемся к этим вопросам: достигли ли мы поставленной цели, получили все ответы или что-то осталось за рамками школьного материала (а это значит, что необходимо обратиться к дополнительной литературе)?

Урок литературы в 6 классе по теме «А. Грин. Страницы жизни».

В начале урока (на стадии вызова) прошу ребят заполнить таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации

Сначала заполняем первую и последнюю колонки. Шестиклассники знают, что А.Грин – писатель, автор «Алых парусов», наш земляк, родился в Слободском. В качестве источников информации ученики называют книги писателя, учебник, рассказы родителей.

После обсуждения получившихся записей прошу заполнить вторую колонку, предложения учеников выношу на доску.

На стадии осмысления учащиеся работают с текстом статьи учебника: читают, отвечают на собственные вопросы, заполняют третью колонку таблицы.

Затем обсуждаем результаты работы: что узнали, нашли ли ответы на свои вопросы.

На стадии рефлексии ученики анализируют результаты своей деятельности на уроке, определяют вопросы, на которые не получили ответа, либо те, на которые хотели бы получить более подробный ответ. Найти ответ на такие вопросы – это будет домашним заданием.

Часто использую на уроках литературы приём двухчастного или трёхчастного дневника. Например, в 10 классе на уроке по теме « Драма А.Н.Островского “Гроза”в оценке русских критиков» прошу выписать из статьи Писарева «Мотивы русской драмы» и статьи Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» цитаты, в которых даётся оценка образа Катерины. Затем (и это главная часть работы) высказать своё мнение – с чьей точкой зрения вы согласны? – и аргументировать его.

В 9 классе при работе над образом Евгения Онегина даю следующее задание: в первую колонку двухчастного дневника записать события жизни героя, во вторую – свой комментарий (каким вы увидели героя, или почему герой так поступил).

В 7 классе на первом уроке по повести М.Горького «Детство» после комментированного чтения 1 главы прошу выписать из неё 3 запомнившиеся, удивившие, поразившие цитаты и во второй части дневника объяснить свой выбор.

На стадиях осмысления и рефлексии использую приём «тонких» и «толстых» вопросов. Например, после чтения статьи учебника составить вопросы, задать соседу по парте, выбрать в своей паре лучший вопрос, задать его классу. Либо после прочтения художественного произведения, работая в группах, составить «тонкие» и «толстые» вопросы по тексту и задать их другим группам. Задаю и аналогичное домашнее задание: по самостоятельно прочитанному тексту составить вопросы, наличие «толстых» вопросов обязательно.

На уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения или изложения использую приём ключевых слов. В 6 классе на уроке по теме «Описание природы» на доску выписываю слова: морозный, солнечный, слепящий глаза, ясный, сверкающий, свежий. Даю задание: используя данные слова, составить и записать текст из 3-5 предложений. При подготовке к сочинению-описанию природы по личным впечатлениям даю задания по группам: описать берёзу, растущую перед школой, в разное время года; или описать небо в разную погоду; затем выделить в своих работах ключевые слова. Такая работа позволяет избежать «штампов» в ученических работах (типа «снег белый», «небо голубое» и т.п.).

Готовясь к изложению, выполняем следующее упражнение: в тексте (до 5 предложений) выделить ключевые слова, по ним написать изложение. Благодаря небольшому объёму работы, такое задание можно давать достаточно часто и оно не будет утомительным для учащихся.

В заключение хочу показать пример урока в технологии КМ.

Урок литературы в 9 классе по теме «Марина Цветаева. Очерк жизни и творчества».

Поскольку девятиклассники, в большинстве своём, о М.Цветаевой не знают и ассоциаций к её имени подобрать не могут, то на стадии вызова я дала прослушать романс из кинофильма «Ирония судьбы…» на слова Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». Затем учащиеся определяют те источники, которые могут дать знания о биографии поэта: стихи, автобиография, переписка, воспоминания современников, литературоведческие исследования. Далее мы определяем круг вопросов биографического плана, на которые хотим получить ответы. Получились следующие вопросы:

В какой семье воспитывалась Цветаева?

Кто были её родители?

Где училась?

Кто был первой любовью?

Когда начала писать стихи?

Каким темам посвящала стихи?

Какой была по характеру?

Какой была её семья – муж, дети?

Каков итог её жизни?

На стадии осмысления ученики в разных источниках ищут ответы на сформулированные вопросы. В качестве источников информации группам были даны тексты стихов Цветаевой «Красною кистью…», «Моим стихам, написанным так рано», «Я с вызовом ношу его кольцо», «Две руки, легко опущенные…», «Знаю, умру на заре! На которой из двух…», отрывки из автобиографии М.Цветаевой, воспоминаний А.Эфрон, А.Цветаевой, книги И.Кудровой. Затем учащиеся афишировали полученные знания и обобщали материал, создавая кластер «Марина Цветаева».

На стадии рефлексии прошу ответить на вопросы: «Какой факт биографии Цветаевой вам запомнился?», «какую строчку из стихов Цветаевой вы хотите запомнить?»

И в конце урока даю прослушать ещё один романс на стихи Цветаевой – «Монолог».

Домашнее задание: найти ответы на оставшиеся вопросы, определить настроение и темы стихов, данных в учебнике, подготовить выразительное чтение понравившегося стихотворения.