Технология развития критического мышления

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Шкляева Д.А. учитель истории и

обществознания МБОУ «Луковниковская СОШ»

Технология критического мышления разработана американскими учёными (разработчики проекта «Критическое мышление»: Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер, 1997).Она развивает у учащихся индивидуальные способности, позволяет раскрыть их возможности, научить применять полученные знания, уметь работать в коллективе, высказывать свою точку зрения, не боясь ошибиться.

Что такое критическое мышление? Дать определение этого термина весьма непросто: слишком много параметров оно в себя включает.

В практике учителей встречается много видов умственной деятельности, которые нельзя назвать критическим мышлением: например, запоминание, понимание материала со слов учителя, творческое мышление. Как же определить критическое мышление? Американский профессор Дэвид Клустер предлагает определение из пяти пунктов:

«Во-первых: критическое мышление есть мышление самостоятельное, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения. Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом мышления. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. В-четвёртых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Ученики стараются доказать выбранное решение. Наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими».

«Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим, по мнению учёных, является письменная работа. Пишущий всегда активен. Разработчики технологии учат вовсе не чтению и письму как таковому. Цель – научить умению работать с текстом научным и художественным, а также создавать собственные творческие письменные работы. Но и это не главное. Главное научить общению и сотрудничеству с людьми, т.е. готовить граждан открытого общества. В основу системы положены идеи о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о воспитании учащихся не потребителями информации, а активными творческими людьми. Можно сказать, что психолого – педагогические основы американской технологии родственны основам нашей системы развивающего обучения.

Структуру данной педагогической технологии можно представить в виде схемы:

Фаза вызова – обычно преподаватель определяет цели урока заранее, это позволяет ему более чётко проектировать этапы учебного процесса. Но необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения. Для активизации познавательной деятельности учеников необходимо, чтобы каждый смог высказать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причём делая это свободно, не боясь ошибиться. Необходимо фиксировать все высказывания: правильные и неправильные. Если при изучении темы у учащихся недостаточно опыта и знаний для выработки суждений, можно прогнозировать или высказать предположения.

Фаза осмысления – необходимо поддержать активность и интерес учащихся, возникшие на стадии вызова. Учащиеся осуществляют контакт с новой информацией. Она может быть представлена в виде рассказа, лекции, чтения. Учащиеся пытаются сопоставить информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, акцентрируют своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее затруднения, обращают внимание на неясности, готовятся к анализу услышанного или прочитанного.

Фаза рефлексии — новая информация, полученная на фазе осмысления, превращается в собственное знание. Происходит систематизация новой информации по отношению к уже имеющимся знаниям».

Почему я применяю эту технологию?

Проблема: неумение обучающихся работать с текстом научным и художественным, трудность в создании собственных творческих письменных работ, нежелание самостоятельно получать знания.

Сущность технологии: выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями, терпимости, умению слушать других, ответственности за свою точку зрения.

Прогнозируемый результат: готовность к планированию, гибкость , настойчивость, готовность исправлять свои ошибки.

Мне кажется, что данная технология может применяться и при формировании УУД (универсальных учебных действий), т.к. именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Происходит переход к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Сейчас много методической литературы по критическому мышлению, как русских, так и зарубежных авторов. Не составляет труда эту литературу найти. А я хочу предложить вашему вниманию работы прежних лет, может быть не всем известные:

Дмитрий Иванов Компетенции учителя — Библиотечка «Первого сентября» серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Выпуск 16. 2008 г.

Шарко П.П. Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы. – Приложение к журналу «Методист», Мастер-класс, №7,2008.

Е. Макарова Строим пирамиды. Библиотечное занятие по рассказу А. Сазаева «Тутар». – Библиотека в школе, №3,2008.