Технология развития критического мышления школьников

Выступление на РМО по теме: «Технология развития критического мышления школьников»

Критическое мышление –это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть.

Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Критическое мышление- это отправная точка для развития творческого мышления, более того и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе.

Задача учителя развивать у учащихся функции:

-изобретательности(способность к выбору);

-рефлексии(способность оценивать свои действия);

- бытийности( поиск смысла жизни и творчества);

-ответственности;

- автономности личности;

- формирующую функцию.

Технология развития критического мышления делится на стадии и предполагает следующие методические приёмы

стадия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

Вызов

Информация выслушивается, записывается, обсуждается.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности. Мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик вспоминает , что ему известно, предполагает, систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ





- составление списка известной информации;

-рассказ-предположение по ключевым словам;

-систематизация материала: кластеры, таблицы;

-верные и неверные утверждения;

- перепутанные логические цепочки.

осмысление содержания

Учащиеся получают новую информацию.

Направлена на сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания старого к новому.

Ученик читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки по мере осмысления новой информации.

- маркировка с использованием значков «+» , «-«,

«?»( по мере чтения их ставят справа на полях);

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы;

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов

рефлексия

Осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

- заполнение таблиц, кластеров;

-установление причинно-следственных связей между блоками ;

-

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

- ответы на поставленные вопросы;

- организация устных и письменных круглых столов;

- организация различных видов дискуссий;

- написание творческих работ.