Технология развития критического мышления на уроках обществознания

Технология развития критического мышления на уроках обществознания

Учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ № «26»

Золотарева Т. А.

Современное общество находится в ситуации постоянной трансформации, меняя условия жизни и сознание людей. Многообразие мира, взаимодействие сообществ с различными, подчас противоречивыми системами ценностей, не позволяет человеку замыкаться в рамках заданного устойчивого мировоззрения. Таким образом, признание ограниченности своих взглядов и представлений об обществе и возможности их пересмотра, самостоятельность мышления в решении экономических, социальных и политических проблем становится важной частью жизнедеятельности индивида.

В то же время положение о том, что общество требует от личности рационального, критического мышления, в принципе неверно. Общество часто пытается навязать индивиду свои собственные стандарты: ценности демократии в политической жизни, каноны красоты, спрос в экономике рождается предложением, которое навязчиво пропагандирует реклама. Именно в современном обществе возникает термин — «роботизация человека». А значит, следует говорить о необходимости самостоятельного, критического мышления для самой личности, чтобы она противостоять давлению извне.

Не секрет, что увеличение свободы индивида связано не только и не столько с расширением возможностей человека в обществе, сколько с его умением эти свободы реализовывать, что и обусловливает её социальную компетентность личности. Основной проблемой для молодежи является необходимость выработки образцов поведения в условиях свободы и демократиим, которые старшеклассники не могут заимствовать у своих родителей и не могут создавать сами.

Элементы социально-критического мышления могут развиваться в процессе преподавания общественных наук в средней школе.

Задача обществоведческих дисциплин в школе — не только изложение теоретических основ и развитие интереса к общественной проблематике, но формирование механизма критического восприятия социальных явлений, где главным является не отвержение, а анализ и избирательность восприятия.

Приведу некоторые из способов, помогающих мне в достижении этой цели.

Данное обучение ориентировано прежде всего на активную учебную деятельность детей, развитию у учащихся всех «само» — самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д. Для развития этих качеств на этапе проверки домашнего задания я предлагаю завершить устный ответ предположением, какую отметку он получит.

Логические цепочки. Обозначив проблемную ситуацию, учитель раскрывает логику движения к решению, показывает противоречия и источники их возникновения, аргументирует каждый шаг к решению проблемы. Сила такого изложения в прогностических качествах. По мере стройного изложения материала ученики нередко предвосхищают очередной шаг в рассуждениях учителя или строят его иначе, по-своему, проявляя тем самым критическое, творческое мышление на том или ином уровне.

«Погружение в ситуацию»: задаётся ситуация и выясняется её социальный подтекст. Тема: Мораль и нравственность. В ряде классов я начинаю урок с объяснения, что такое мораль, привожу высказывания о морали, затем делаю вывод о том, почему это понятие устарело. Практика показывает , что уже через 5 минут класс не только начинает слушать, но и включается либо в бурную дискуссию, либо вместе со мной доводит логические построения до полного абсурда. В конце урока ученики самостоятельно делают вывод не только о необходимости морали в нашем обществе, но и о том, каковы ее функции.

Такой подход позволяет преодолеть наиболее значимую проблему — кажущуюся понятность общественного устройства.





«История наших представлений» подразумевает обоснование представлений молодых людей об обществе или общественных явлениях ими же самими в ходе урока. Тема: Добро и зло.

Изучение темы начинается с вызова. Все вы знакомы с таким понятием, как «добро». Поднимите руку, кто знает, что это такое. А теперь попробуйте дать определение. Вызов можно усугубить, внеся долю азарта – пообещать поощрить учащегося за верное определение, либо за опровержение определения, которое уже дано. При осознании трудности теоретического осмысления этого явления, ученикам предлагается перейти на практический уровень: привести примеры, которые объясняли бы суть этого понятия.

/Тема: Свобода в деятельности человека. /

Все мнения, высказанные учениками, фиксируются, и затем их происхождение анализируется самими учениками.

Это очень сложная работа, которая проходит под руководством учителя. Основная трудность — избежать навязывания «правильной» точки зрения. Ученики часто «хитрят»: вместо собственного мнения по какой – либо проблеме высказывают подсмотренные из учебника готовые варианты. С одной стороны, цель, казалось бы, достигнута: ученик активен, самостоятельно ищет информацию. С другой, он выступает скорее, такая активность схожа с биологическим рефлексом: она не дает осознанного результата, а, значит, сверхцель не достигнута. Чтобы избежать подобных сценариев, я предпочитаю на таких уроках не использовать предложенный авторами учебных пособий порядок изложения материала.

Развитие мышления логического, критического, а тем более творческого – это сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решения, поэтому многие считают, что он доступен лишь учащимся старших классов, но это далеко не так. Нужно уже в младших классах перед учащимися ставить логические задачи, которые приводят к выполнению сложных мыслительных операций, формируя у детей критическое мышление приводящее к высокому уровню – уровню принятия решения. Ученик критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.

4 класс. 6 урок. Тема: Деньги. Функции денег. Программа «Школа 2100». Урок начинается с выражения сочувствия, что они устали. Почему бы им не пойти домой? Родители будут ругать! Это же не справедливо! Наверное, они сейчас телевизор смотрят, а вас заставляют учиться! А зачем они ходят на работу? Их, наверное, тоже родитель заставляют? Деньги? Это же просто бумага! Зачем они нужны. Наверное, у вас дома горы этой бумаги скопились! Так в результате беседы учащиеся меняются ролями с учителем, осознавая имеющийся у них социальный опыт на более высоком, теоретическом уровне.

Условия развития критического мышления:

 

1.      Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.

2.      Давать возможность учащимся размышлять.

3.      Принимать различные идеи и мнения.

4.      Способствовать активности учащихся в учебном процессе.

5.      Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.

6.      Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.

7.      Ценить проявления критического мышления.

При этом учащиеся должны:

 

1.      Развивать уверенность в себе и понимание ценности своих мнений и идей.

2.      Активно участвовать в учебном процессе.

3.      Умение делиться своими мыслями.

4.      Быть готовыми как формулировать свои суждения, так и воздерживаться от оных. 

Важнейшие требования к уроку: 1. Постоянная деятельность учащихся во время урока.2. Контроль за работой учащихся на протяжении всего урока (включая самоконтроль, взаимоконтроль)3. Возможность учащихся общаться друг с другом и учителем.4. Усвоение учащихся нового материала на уроке.5. Дифференцированное домашнее задание.