Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления, догмы, опирающегося на собственный опыт, проецирование новых идей, не принимающего за аксиому существующие нормы и правила.

Результатами применения подобной технологии является: высокая мотивация учеников к обучению; совершенствование мыслительного процесса и гибкости мышления; оперирование самостоятельно выстроенными понятиями; подтверждение или опровержение точки зрения другого человека; анализ полученной информации.

В основе данной технологии лежат: постановка проблемы, ее осуществление и рефлексия. На уровне постановки проблемы учащиеся актуализируют свои знания, им задается некая интрига к получению новой информации. Здесь очень уместно использование схемы, в которой изученные понятия сочетаются с вопросами по теме. Например, урок обществознания в 10 классе по теме: «Инфраструктура рыночной экономики». Цель урока: актуализировать имеющиеся знания о рыночной экономике; создать условия для формирования новых знаний об инфраструктуре рыночной экономики. Учитель предлагает учащимся перечислить известные им экономические институты, обеспечивающие активную деятельность рынка (синонимы, слова – ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой, а можно использовать готовую понятийную схему. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичные, на первый взгляд, понятия выстраивается в стройную логическую схему урока.

На следующем уровне осуществления и реализации данной проблемы ученики получают новую информацию, сопоставляя ее со старой. Здесь уместно применять таблицу ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнали). Она применима и для лекционных уроков, и для работы с книгой с предварительной установочной беседой. Ученики отбирают ту информацию, которая им нужна для освоения нового материала и корректирования уже имеющихся у них знаний (графа З). Например, урок истории в 5 классе по теме «Расцвет демократии в Афинах». Цель урока: Создать условия для усвоения нового материала о расцвете демократии в правление Перикла. На этом уровне используются таблицы, схемы, карты, документы, учебник.

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Демократия

Функции народного собрания: выбирало стратега, принимало законы, объявляло войну, утверждало мирные договоры, распоряжалось казной

Права и значение народного собрания в Спарте

При работе с текстом (распечатанные документы, газетные статьи и публикации) можно использовать маркеры для пометок изучаемого материала. «v» — означает, что ученик знает данную информацию, «+» — материал ему не известен, «-» — ученик не согласен с информацией, так как имеет свою точку зрения, «?» — информация не понятна, вызывает желание узнать о ней подробнее. Применение этого, в общем-то, простого приема, не дает ученикам пассивно отсидеться на уроке, заставляет вчитываться в текст. Здесь важно, чтобы возникшие вопросы не остались без ответа.



На данном этапе можно также применять прием называемый «кластеры». Он графически, рисуночно помогает организовать освоение изучаемого материала, и может быть разных видов. Суть кластеров заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как–то с ним связанная. В центре – тема; вокруг нее –  крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности. Например, урок обществознания в 10 классе по теме: «Политическая власть». Цель: создать условия для формирования знаний о власти, источниках, типах власти. После объявления темы и цели урока учитель говорит, что на этом уроке ученики будут самостоятельно изучать новый материал с помощью составления кластера. Класс делится на группы.

1этап. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.

2 этап. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.

3 этап. Защита кластеров.

4 этап. Оценивание работы в группах и подведение итогов. Например,

Источники власти Субъекты власти Объекты власти

↘ ↓ ↙



Типы власти → Политическая власть ← Виды власти

↑ ↑ ↑

Ресурсы власти Функции власти Легитимность власти

Таким образом, при помощи графических изображений развиваются умения систематизировать учебный материал, а также собственные оценочные суждения самими учащимися. Этот прием можно применять на каждой из трех фаз, по которым строится урок.

На последнем уровне – рефлексии, закрепляем новые знания, меняем первоначальные представления об изучаемом материале, переосмысливаем представления. Лучше запоминается и дает целостное представление составление таблицы: + (позитив); — (негатив); важно, интересно. Она помогает осмыслить материал, рассортировать и усвоить его. Например, урок истории в 7 классе по теме «Власть и церковь. Церковный раскол». Цель: создать условия для формирования знаний о церковной реформе 17 в., приведшей к расколу, и о стремлении укрепить централизацию русской церкви.

Позитив

Негатив



Важно, интересно

Приведение церковных книг в соответствие с греческими оригиналами, единый порядок совершения обрядов. Возникновение церковной оппозиции как формы социального протеста

Репрессии по отношению к противникам реформ: ссылки, проклятия, сожжение старых церковных книг

Патриарх Никон ставил теократические цели – создать сильную церковную власть, независимую от государства. Однако теократизм противоречил интересам русского самодержавия

Для рефлексии важны результаты работы, а именно, достигнута ли цель, поставленная учеником. И если этих знаний недостаточно для достижения цели, то ученикам предлагается самим поискать дополнительную информацию из других источников, можно дать им это в качестве домашнего задания.

Таким образом, использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания формирует у учеников такие умения и навыки работы с информацией, как нахождение нужной информации, ее обработка и использование; анализ, составление на ее основе схем, таблиц, графиков; сравнение и сопоставление фактов, объектов, событий; выявление проблем, содержащихся в тексте и нахождение путей их решения.