Технология равзвития критического мышления

Мастер-класс

Технология развития критического мышления

Вступление

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

в сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

Я не случайно начала своё выступление со слов Б.Л.Пастернака. Свой мастер-класс я проведу на материале биографии и творчества поэта. Эти строки станут эпиграфом к моему выступлению.

Что такое Технология развития критического мышления?

Это освоение обучающимися активных способов мышления и активных способов работы с информацией

Разработчиками данной технологии являются:

американцы

Чарльз Темпл

Джинни Стилл

Курт Мередит

Дона Огл

И красноярские учёные практики

А.Бутенко

Е.Ходос

Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие

Аристарх

Я бы добавила к этому высказыванию ещё и умственное бездействие. Так вот для развития мыслительной деятельности обучающихся технология развития критического мышления подходит более всего, так как

Делать критически — это

Проявлять любознательность

Использовать исследовательские методы

Ставить перед собой вопросы

Осуществлять планомерный поиск ответов

Вскрывать причины и последствия фактов

Сомнение в общепринятых истинах

Выработка точки зрения и способность отстоять её логическими доводами

Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Структура урока по данной технологии включает три этапа: вызов, осмысление и рефлексию.

Глоссарий (словарь):

Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями.

Инсерт – приём маркировки текста

рефлексия, синквейн, диаманта.

Мастер-класс

Итак, Б.Л.Пастернак (1890-1960). Сохранились воспоминания поэта Вадима Андреева, присутствующего на одном из литературных вечеров, где Борис Пастернак читал свои стихи из книги «Сестра моя – жизнь»: «Он произносил слова стихов ритмично и глухо. Почти без жестов, в крайнем напряжении и абсолютной уверенности в музыкальной точности произносимого слова… По мере того, как я слушал Пастернака, всё становилось стихами. Как Орфей, он превращал в поэзию окружающий мир… Глуховатый голос зажигал произносимые слова, и строка вспыхивала, как цепочка уличных фонарей. Лицо Пастернака было сосредоточено, замкнуто в самом себе. Я подумал, что таким было лицо Бетховена, сквозь глухоту вслушивающегося в свою музыку…»

Что же за человек был Б.Л.Пастернак? Почему он сумел оставить такое неизгладимое впечатление на молодого поэта?

Что вам известно о нём?

Составление кластера (работают сначала в парах, записывая опорные слова, что известно о Пастернаке; затем по очереди называют то, что записали, а учитель записывает на доске)

- У вас появились вопросы (то, что есть на доске, но чего нет у вас)?

Во время работы с текстом звучит песня в исполнении Аллы Пугачёвой на слова Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Даётся текст о Б.Л.Пастернаке. Работают с текстом, используя маркировку:

V – то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете

+ — то, что вы читаете, является для вас новым

- — то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали

? – то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве 29 января 1890 года. Отец, академик живописи, преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества. Мать поэта, известная пианистка, привила сыну любовь к музыке. Окончив в 1908 году гимназию, будущий поэт поступает на юридический факультет Московского университета, а в 1909 году переходит на исторический, который заканчивает по философскому отделению в 1913 году. Первая книга его стихов «Близнец в тучах» вышла в свет в 1914г., затем последовали «Поверх барьеров», «Сестра моя – жизнь», «Темы и вариации», «Второе рождение», «На ранних поездах», «Когда разгуляется» и др.



Начиная с 1936 года, Пастернак живёт в подмосковном посёлке Переделкино. Здесь он пишет стихи и прозу. В начале Великой Отечественной войны он добивался разрешения уйти на фронт, но был с семьёй эвакуирован в город Чистополь на Каме, где жили в ту пору и другие писатели. В 1946 году начал работу над романом «Доктор Живаго», который считал первой своей настоящей работой. «Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое,»- писал Б.Л.Пастернак. Работа растянулась на целое десятилетие. Осенью 1952г. он перенёс инфаркт миокарда. Выйдя из больницы, продолжил работу над романом. Но его детище не увидело свет при жизни писателя. На родине роман был запрещён, зато издан за рубежом и переведён на многие языки мира.

С 1946 года Б.Л.Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 году она была ему присуждена «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы». Но разразился скандал на политической основе. Ответивший первоначально благодарностью за заслуженную им награду, Пастернак через неделю травли и угроз был вынужден отказаться от премии.

Нелёгкая действительность не сломила поэта. Он продолжал плодотворно трудиться. Новые стихи, которые он продолжает писать, составили его последнюю книгу «Когда разгуляется», На пороге своего семидесятилетия он пишет драму «Слепая красавица» о жизни крепостного актёра., в какой-то мере и о себе самом. 30 мая 1960 года Пастернак скончался. Последними его словами были: «Что-то я глохну. И туман какой-то перед глазами. Но ведь это пройдёт? Не забудьте завтра открыть окно…»

По окончании работы выясняют, что было новым, какие появились вопросы, о чём хотелось бы узнать побольше. Учитель предлагает найти ответы на данные вопросы дома.

Составление синквейна о Пастернаке. ( на экране – правила написания синквейна)



Заключение

Впервые о технологии развития критического мышления я узнала в 2009 году на курсах переподготовки по менеджменту от доцента кафедры образовательных технологий Малых Татьяны Александровны. В то время у меня были 10 и 11 классы. Опробовала на старшеклассниках, а также при проведении методических совещаний в школе. Понравилось всем. Педагоги школы стали применять данную технологию на своих уроках. Что положительного внесла эта технология? Повысилась активность обучающихся. На каждом уроке все дети получали оценки. Научились правильно формулировать вопросы. Проявился элемент соревновательности при домашней подготовке, так как обучающиеся старались как можно больше найти информации из разных источников. Это помогает развивать творческие способности, логическое мышление, умение правильно выразить своё отношение к прочитанному. Эти общеучебные навыки пригодились и при изучении других предметов.

В настоящее время я веду преподавание русского языка и литературы в 6 классе. Строю уроки в соответствии с вышеназванной технологией. Концентрическая система предполагает опору на ранее изученное, так как нет, пожалуй ни одной темы, которая бы являлась для обучающихся совершенно новой. При этом используется кластер. Ведь это просто ассоциативное поле слов, которое формируется при первом взгляде на тему. Стадию вызова напоминают нам проблемные уроки: сначала формулируется проблема, исследование которой предлагается учащимся для самостоятельной работы. Далее идет обычная учебная работа – чтение текста и его обсуждение. Новым для нас явилось только графическое оформление мыслительной работы – маркировка текста. Для обозначения этого действия в технологии развития критического мышления используется термин инсерт. Поскольку в 5-6 классах скорость письма у обучающихся ещё невысока, то чаще всего использую форму устного обсуждения. В старших классах можно делать подробные записи, используя таблицу, которую вы видите на экране.

«V» – знаю

«+» – новое

«–» – вызывает сомнения

«?» – толстые и тонкие вопросы по ходу чтения

Формы обработки полученной информации могут быть различны: дискуссия, урок-исследование, мозговой штурм и др.

Что такое толстые и тонкие вопросы? «Тонкими» вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

На более ранней стадии применения технологии дети используют тонкие вопросы: кто? Что? Где? Когда? как звали? Было ли? и др. По мере взросления у детей появляются и толстые вопросы: В чём разница… Предположите, что будет, если… Почему вы считаете… Почему вы думаете… и др.

Поскольку проведение мастер-класса предполагает этап моделирования, то я предлагаю составить в парах по 2 вопроса: 1 тонкий и 1 толстый.

И, наконец, на стадии рефлексии (или размышления) дети намечают способы применения полученной информации на практике.

В процессе применения технологии развития критического мышления:



вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

появляется возможность объединить отдельные дисциплины;

создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь. Плутарх