Технология проведения воспитательных тематических месячников

Технология проведения воспитательных тематических месячников.

Формирование личности ребенка, развитие его умений и навыков, обеспечивающих вхождение ребенка в социум и занятие в нем определенной позиции – одна из важнейших задач детского дома, интерната. Как ребятам проявить свое “Я”, если у воспитанников не хватает опыта, знаний, навыков? Исчезает состояние душевного равновесия, рождается ощущение озлобленности, агрессивности или, наоборот, апатии и пассивности, неверия в себя и свои силы. Вместе с тем, особенности нашего детского коллектива не позволяют всем желающим стать активными участниками мероприятий (например, выступать в качестве артиста), и им приходится выполнять роль пассивного зрителя. Возможность раскрыть спрятанные потенциальные способности детей путем развития коллективных отношений, в процессе совместной, активной, конкретной деятельности позволит приблизиться к решению задачи социализации детей-сирот. Кроме этого, общее дело на радость и пользу другим людям, создаст и укрепит единый коллектив педагогов и воспитанников, в котором есть возможность каждому раскрыть и показать лучшее в себе. Но как это реализовать? Реализовать можно с помощью проведения воспитательных тематических месячников. Цель использования тематического месячника: содействие развитию личности ребенка, укреплению механизма сотрудничества взрослого и детского коллективов через коллективное творческое дело. Возможный спектр задач, которые можно решить в рамках данной формы:

Развивать позитивную, деятельную активность воспитанников, чувство коллективного и индивидуального авторства.

Формировать коммуникативные навыки воспитанников.

Способствовать раскрытию интересов и возможностей каждого воспитанника, предоставить им возможность самореализации.

Для выполнения поставленных задач необходимо опираться на следующие принципы:

I. Принцип мотивации:

Тематический месячник должен быть построен в такой форме, чтобы дети сами захотели в нем участвовать.

Не навязывать готовые формы и правила месячника, а планировать, заинтересовывать ребят и педагогов.

II. Принцип динамичности восприятия:

Включать ребят в дискуссии, обсуждения, беседы, которые побуждают к освоению новых знаний, умений, навыков.

III. Принцип индивидуальности:

Он предполагает, чтобы через участие в месячнике у воспитанников появилось осознание своей индивидуальности.Стараться педагогам поддержать любую положительную эмоциональную реакцию воспитанников и признавать право ребенка на данную реакцию. Задача воспитателей косвенно, ненавязчиво скорректировать негативные эмоциональные реакции.

При создании воспитательных тематических месячников используются методы, направленных на создание атмосферы сотрудничества и сотворчества:

метода свободного выбора;

метода коллективного анализа и оценки;

метода самоанализа и самооценки;

метода импровизации.

Предполагаемый результат:

позитивная активность детей, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождается в той или иной мере чувством коллективного авторства Месячник – это общая работа, в организации которой участвует каждый член коллектива. Оно коллективное, так как планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно с педагогами и воспитанниками. Оно – творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, воспитанники вместе с взрослыми ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач, создают свой вариант сценария и т.д. Но это происходит не автоматически, а благодаря специально организованной заботе педагогов о создании и развитии воспитательных коллективных отношений. Для проведения тематического месячника мы выбрали тему – «Протест против курения»

I ЭТАП. Информационный «Мир без никотина» (знакомство педагогов и воспитанников с данной тематикой месячника)

II ЭТАП. Творческий (создание условий для творческого самовыражения) — конкурс рисунков, плакатов, листовок «Нет – КУРЕНИЮ!»

Цель: пропаганда здорового образа жизни воспитанников через детское творчество. Задачи: предоставить возможность воспитанникам реализовать свой творческий потенциал в рамках социально значимой темы через конкурс-выставку рисунков; способствовать выбору детьми и подростками здорового образа жизни.

III ЭТАП. Воспитательное мероприятие «Курить – здоровью вредить»:

Вводная беседа.

Просмотр слайдов о профилактике курения.

Инсценировки о вреде курения: «Муха-цокотуха», «Продавец табака».

Конкуры на развитие познавательных функций воспитанников: «Составь пословицу из предложенных слов», «Раскрась курильщика», игра-загадка «Это я, это я, это все мои друзья», игра «Кричалка».

Музыкальный номер «Частушки»

Подведение итогов занятия.

Голосование ребятами: «за» или «против» курения – форма самоанализа.

IV ЭТАП. Акция «Каждой группе памятка в подарок — «Сигаретка – ВРАГ!» (развитие потребности противостоять вредным привычкам)

V ЭТАП. Заключительный этап – акция «Меняем сигаретки на конфетки» (развитие навыков самооценки и самоконтроля, развитие эмоциональной отзывчивости)

Идеи реализации месячника корректировались по ходу проведения. Использовались различные формы работы с детьми. Большое значение уделялось взаимодействию педагогов и воспитанников. Происходило совместное проживание месячника, при котором для детского коллектива важно проявление поддержки воспитателей, сопереживание и личный пример.

Коллективное подведение итогов провели награждением грамотами на общем сборе.

Учитывалось:

Качество выполнения задания.

Активность членов группы.

Удовлетворенность участников.

Анализировалось:

Что было хорошо?

Что не получилось? Почему?

На что обратить внимание в дальнейшем?

Перспективы на будущее.

По результатам месячника выпустили мультимедийную презентацию.

VI ЭТАП. Последствие

Задачи:

Внесение корректив в дальнейшие планы работы над проблемой курения воспитанников.

Закрепление положительного опыта, индивидуальная коррекционная работа с воспитанниками по профилактике курения.

VII ЭТАП. Социальный проект — пропаганда здорового образа жизни с населением поселка.

ВЫВОД. Работая в микрогруппах над разными этапами месячника, ребята научились вместе принимать решения в общих делах, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Получили возможность реализовывать свои творческие способности. Наметилась позитивная динамика в сплочении старших и младших воспитанников, взрослого и детского коллективов. Каждый из воспитанников попробовал свои силы в разных направлениях и формах деятельности. Окрепли связи межличностного общения. Возросла потребность: в выполнении общественной роли, в получении признания и оценки своим действиям. Такая форма организации и досуговой деятельности коллектива, как тематический месячник, имеет большие возможности для развития и удовлетворения этих потребностей. Все члены групп получают поручения и вносят свой посильный вклад в реализацию общего замысла.

.