Технология проектной деятельности в предпрофильной и профильной школе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА № 1243

125009, Москва, Малый Кисловский пер. 12/8 тел. (495) 690-36-03

ИНН/КПП 7703024086/770301001 тел./факс(495) 690-36-03

ОКПО 40635104, ОГРН 1037700227498 E-mail:1243sch @mail.ru

http://www.sch1243.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Заместитель директора по УВР

И.Л. Неликаева

Задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и успешному решению жизненных проблем стала особо актуальной в условиях информационного общества.

Отличительной чертой нового столетия является его «всепронизывающая проектность». Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления, а проект это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Традиционно считают, что метод проектов зародился в конце 19 века в с/х школах США усилиями педагогов-новаторов (Пархерст, Килпатрика и др.) и основывался на теоретических позициях философа Джона Дьюи.Новая социально-экономическая обстановка потребовала новой образовательной парадигмы!!!!

Ключевым положением в прагматической педагогике была мысль о том, что ребенок повторяет путь человечества в познании и освоении окружающего мира. Ребенок является активным субъектом своего обучения, а педагог должен помогать в познании.

В России в 1905 году появилась группа педагогов под руководством Станислава Теофиловича Шацкого, которая активно вводила новые образовательные методики.В 1931 году метод проектов был осужден.

Изменение социально-экономических и социокультурных условий потребовало нового подхода в образовании. Виктор Александрович Болотов : «Компетентность – это на самом деле опыт успешного проекта. И вопрос сейчас заключается в том, как школа относится к формированию у учеников компетентности».

Остроту потребности в смене приоритетов в школьном образовании убедительно продемонстрировали результаты М/н программы PISA

С введением профильного обучения метод проектов приобрел новое звучание. Цели профильного обучения могут быть реализованы при условии внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, к которым относится проектная технология. Данная технология более, чем другие, отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, побуждает учащихся проявлять способность:

к осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательными интересами;

к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;

к самообразованию и самоорганизации;

к синтезированию, интеграции и обобщению информации из различных источников;

к решению учебных и социальных проблем.





Следовательно, в ходе проектной деятельности ученик приобретает исследовательские, коммуникативные, социальные и другие умения и навыки, которые будут ему необходимы для успешной самореализации как в школе, так и в будущей жизни.

В связи с переходом на профильное обучение произошли изменения в Учебном плане 10-11 классов: на изучение русского языка, английского языка , истории, обществознания выделяется большее количество часов, введены курсы «Словесность» и «Право», а так же элективные курсы «Личность в истории», «Дискуссионые вопросы в истории», «Деловой английский». В 8- 9 классах были введены куры «Словесность», «История русской культуры». С 5 класса было введено изучение второго иностранного языка – французского. Введение предпрофильной подготовки способствует повышению мотивации учащихся 8-9 классов к изучению предметов социально-гуманитарного профиля. С большим интересом учащиеся изучают элективные курсы «Словесность» (посещают 92% учащихся 9-х классов), «История русской культуры», итогом изучения которого является защита проектов учащимися.

В проектах представлены результаты изучения  исторического аспекта проблемы, правовых источников, статистической информации, материалов СМИ, Интернет — ресурсов, проведенных среди учащихся, учителей и родителей социологических исследований. По итогам исследований написаны рефераты, осуществлен графический анализ социологических исследований, созданы презентации. На заседании методического совета школы была проведена апробация нового  подхода к оцениванию результатов учебной деятельности обучающихся. По всем курсам был проведен  итоговый контроль  в форме защиты исследовательских проектов на основе одной из самых современных форм представления продукта – мультимедийной презентации. Применение данной формы итогового контроля поставило задачу выработки критериев оценивания такого вида деятельности, которая в принципе несовместима с традиционной системой оценивания достижений обучающихся.

    Проектная деятельность в школе организуется как в рамках одного предмета, так и на межпредметной основе в 5 — 8 классах в рамках курсов по выбору, в 9 классе – в рамках предпрофильных и элективных курсов, в 10-11 классах — в рамках профильных и элективных курсов.

Ценность применения проектной технологии состоит в первую очередь состоит в том, что учащиеся в ходе работы над исследованием научились критическому осмыслению разнообразной информации,  зачастую взаимоисключающих точек зрения, системному подходе к проведению исследования, а также умению представлять результаты проведенного исследования. При этом следует отметить, что продукт исследования был представлен как рефератом по проблеме, так и мультимедийными презентациями. Считаю, что именно использование метода проектов в обучении дает возможность ее применения. Что говорит о позитивности применения проектного метода? Учащиеся выступают активными участниками процесса, они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро- и макросоциуме.

Мы считаем, что проектная технология имеет огромные перспективы в профильной школе. Стратегия модернизации образования акцентирует элементы и планируемые цели образования, востребуемые жизнью, в том числе те, которые используются в самом обучении – ключевые, базовые компетенции.

Учитель, как никто другой, способен помочь каждому ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Особенности проектной деятельности на современном этапе:

Проекты стали частью предпрофильной подготовки в 7-8 классах и профильного обучения.

Растет значение социальных проектов.

Родители становятся педагогическим ресурсом в проектной деятельности щколы.