Технология проективной деятельности на основе Интернет-ресурсов

Технология проективной деятельности на основе Интернет-ресурсов

Травина О.Н., учитель музыки, МХК, краеведения,

ГОУ школа № 325, Санкт-Петербург

В традиционном понимании домашнее задание – это закрепление, изученного в классе материала. Для школьников выполнение обычного домашнего задания часто бывает непривлекательным и неинтересным. Использование инновационных технологий (к примеру: проектной технологии) не только на уроке, и при выполнении домашней работы, может способствовать повышение интереса и мотивации к выполнению задания и к предмету в целом.

Совсем недавно учитель выполнял функцию транслятора знаний, сейчас же педагог должен помочь ученику выбрать правильное направление для поиска, уметь анализировать, фильтровать и сравнивать информацию. Некоторые учителя запрещают пользоваться ресурсами Интернет. Разумно ли это? Необходимо не запретить, а научить грамотно, использовать достижение научно-технического прогресса для расширения собственного диапазона знаний.

Технология проективной деятельности – это система обучения, обеспечивающая гибкую организацию учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося и развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей. Существуют разные типы проектов, но самые распространенные – это исследовательские и творческие, хотя и они могут различаться по объему, целям и задачам [3].

Такие предметы как: музыка, искусство, МХК, история и культура Санкт-Петербурга (краеведение) – это творческие предметы гуманитарного цикла. Именно в этих школьных дисциплинах раскрывается красота мира, сотворенного человеком. Ученики, выполняя задания, становятся обладателями частиц этой красоты, историками и искусствоведами, музыковедами и экскурсоводами, археологами и архивариусами, которые добывают знания «раскапывая» несметные богатства накопленные веками.

В связи с тем, что по данным предметам не сдается ЕГЭ и оценка по ним не учитывается при поступление в ВУЗ, очень часто данные дисциплины воспринимаются школьниками как необязательные. Для повышения мотивации и интереса к этим гуманитарным предметам нужно искать новые современные формы преподавания и домашние задания, выполненные в форме проектов с использованием Интернет-ресурсов, может стать решением этой проблемы.

Приобщение к проектной деятельности, с использованием Интернет-ресурсов целесообразно начиная с 5-ых классов. С методикой работы выполнения проектов необходимо познакомить учащихся на уроке. Первое занятие должно быть организовано в компьютерном классе («Виртуальное путешествие по улицам города»). На этом занятии ученики учатся ориентироваться с помощью Интернет в городском пространстве, они прокладывают маршруты по улицам города, начиная со своего микрорайона, на картах yandex, google и т.п. Вторая половина урока посвящается практическому прохождению маршрута непосредственно по улице, ученики находят заданные объекты, и фиксирую информацию в маршрутном листе. Результатом этого урока является рассказ о значимых «открытиях», который ученик, в виде отчета представляет на следующем занятии. Постепенно задания усложняются, и поэтапно переходят на основу самостоятельного индивидуального выполнения домашних проектов с использованием Интернет-ресурсов.





В 6-8 классах школьники выполняют различные домашние проекты, предварительным этапом работы для которых является самостоятельное (групповое), к примеру – мини-путешествие «станция метро Невский проспект – Михайловская улица – площадь Искусств – Большой зал филармонии – Этнографический музей – Михайловский дворец – Михайловский театр – памятник А.С.Пушкину – станция метро Невский проспект». Данное путешествие может послужить основой для разработки самостоятельных домашних проектов, которые можно выполнить с использованием Интернет-ресурсов. Далее представлены возможные темы проектных домашних заданий для предметов гуманитарного цикла: краеведческие – «Что говорят нам названия улиц и площадей», «Великое имя – Росси», «Хранители искусств»; музыкальные: «Здесь музыка звучит»; МХК – «Хранилище русских сокровищ», «Прикладное искусство Евразии» и т.д. Мини экскурсии должны проводиться на определенные темы и решать перспективные задачи. Обязательными условиями являются: прописанный маршрут и установочные вопросы («акценты внимания»)

В старших классах (10 – 11 классах) учащиеся выполняют домашние проекты объемные и долгосрочные, например: «Влияние барочной эпохи на творчество И.С.Баха» в проекте могут рассматриваться исторический, религиозный, философский аспект эпохи, тенденции культуры и искусства, страны, в которой жил Бах, искусство Германии (архитектура, живопись). Тему проекта (окончательный вариант) выбирает сам ученик, работа ведется под руководством учителя, для чего используются дистанционные консультации.

Итогами проектных домашних заданий является урок-семинар, который может звучать финальным аккордом в конце четверти или года. Лучшие детские работы могут быть представлены на ученических научных конференциях, таких как ежегодные Купчинские чтения во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга.

Основным преимущество Интернет — ресурсов является информационность, мобильность и иллюстративность. Ученику необходимо подчеркивать тот факт, что книга является первоисточником знаний, а при работе с используемыми текстами плагиат недопустим.

Привлекая учеников к самостоятельной проективной деятельности с использованием компьютерных технологий, мы выполняем следующие задачи:

развиваем творческую личность;

расширяем навыки и умения творческого постижения и осмысления нового знания;

повышаем качество культуры речи: учим аргументировано говорить и писать;

расширяем кругозор не только в области одного данного предмета, но и в смежных областях науки (интеграция предметов)

формируем образовательную мотивацию: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

выстраивать логические цепочки для интерпретации материала, предоставляем возможность индивидуального видения,

развиваем навык самостоятельного подбора аргументов,

учим оперативно и экономично добывать информацию [3].

Исходя из вышеизложенного, становиться, очевидно, что проектная деятельность с использованием Интернет-ресурсов формирует умения и навыки в работе над проектом. Дает возможность, знакомясь с культурным наследием разных цивилизаций осваивать духовно-нравственные основы разных народов и эпох, школьники учатся более критично оценивать ценности нашего времени. [3].

Список использованной литературы:

1.Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

2.Современный учитель и ИКТ: проблемы и перспективы внедрения.// Сборник научных статей молодых ученых и аспирантов. Под ред. Е.В.Лебедевой, Е.В.Сидоровой. – СПб.: Учреждение РАО ИПО,2010. – 148с.

3.http://www.bankreferatov.ru/

.