Технология проектирования учебного занятия Деятельностная модель ФГОС от теории к прак

Деятельностная модель ФГОС:

от теории к практике.

В.А.Основина, профессор кафедры Управления ИПКПРО

г. Ульяновска.

Проектирование и организация учебного процесса

на компетентностной (деятельностной) основе

Состояние освоения и реализации действующего государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области

В процессе изучения состояния деятельности школ по освоению и реализации действующего государственного стандарта общего образования было проведено исследование с охватом 283 педагогических работников. В ходе исследования было выявлено следующее:

1) 92,1 % респондентов при проектировании и организации учебного процесса используют старые целевые установки: «дать представление о…», « ввести …», «показать….» и т.п. и под них отбирают учебный материал, без предоставления ученику права выбора уровня сложности программного материала;

2) 78,3 % не владеют современными педагогическими технологиями; не умеют использовать оптимальное сочетание методов обучения и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся для организации продуктивной деятельности учителя и учащихся;

3) 98,7 % респондентов не реализуют требования Федерального компонента государственного стандарта о формировании общих учебных умений, навыков и способов деятельности, хотя они являются необходимым условием развития и социализации учащихся;

4) у 79,7 % педагогов преобладающими формами организации учебно-познавательной деятельности являются фронтальные;

5) 87, 3 % педагогов используют устаревшие контрольно-измерительные материалы (КИМ), которые не обеспечивают: выявление уровня сформированности системы знаний, уровня овладения учащимися умениями и навыками, способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности; предоставление ученику права выбора уровня сложности КИМа в соответствии с его учебными возможностями и способностями; объективность оценки уровня подготовки учащихся;

В совокупности выявленные проблемы приводят к несоответствию школьной оценки результатам ЕГЭ и другим формам внешнего независимого контроля знаний.

Цели и задачи образования, стоящие перед современной школой, определены Концепцией модернизации российского образования, получили своё дальнейшее развитие в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков (УУД), т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»

Целями основного общего образования являются:

Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

Приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования определяет основные задачи:

усиление личностной ориентации содержания образования;

деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на приобретение учащимися опыта этой деятельности;

формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач

Сравните:

Требования к результатам

Стандарт 2004 года

Стандарт второго поколения

понятие пространственных фигур (куб, многогранник) — по изображению, модели

нахождение фигур в окружающем пространстве, работа с моделями (раскрашивание граней, получение отпечатков вершин, граней, ребер, выполнение сечений и развертки) и др.

Результат - узнавание и называние пространственных фигур

Результат — умение работать с пространственными фигурами, простейшие представления планиметрии, основы для формирования пространственного мышления.

2. Впервые в содержании школьного образования на каждой ступени выделены

Универсальные учебные действия (УУД):

-личностные (желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности)

- регулятивные (планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления)

- познавательные (читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;)

- знаково- предметные (понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме)

- коммуникативные (участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения)

планируемые результаты:

- личностные

- предметные

- метапредметные (использование усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач, достигаются за счет формирования УУД)

Например, вот так может выглядеть самостоятельная работа по физике ( деятельностный подход)

1.Опишите явление диффузии по плану изучения явления.

2. Приведите примеры данного явления в природе, быту.

3. Объясните процесс засолки огурцов.

4. Предложите способ быстрой засолки огурцов. Обоснуйте его.

5.Почему сельдь, плавая в соленой океанской воде, не просаливается.

Таблица №1

Ожидаемые результаты

(метапредметные)

Познавательная деятельность

(познавательные УУД)

Информационно – коммуникативная деятельность

(коммуникативные УУД)

Рефлексивная деятельность

( регулятивные УУД)

Выпускник основной школы

- использует для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование);

- умеет определять структуру объекта познания, находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого;

- умеет разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи;

- определяет адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

-комбинирует известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

-умеет сравнивать, сопоставлять, квалифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-умеет различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;

- исследует несложные практические ситуации, выдвижения предположения, понимает необходимость их проверки на практике;

- использует практические и лабораторные работы, несложные эксперименты для доказательства выдвигаемых предложений;

- описывает результаты этих работ;

- умеет творчески решать учебные и практические задачи: умеет мотивированно отказаться от образца, искать оригинальные решения и самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- участвует в проектной деятельности.

- адекватно воспринимает устную речь и способен передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания;

-владеет осознанным беглым чтением текстов различных стилей и жанров;

- проводит информационно-смысловой анализ текста, используя при этом различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое).

- владеет монологической и диалогической речью, умеет вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

- умеет создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и

прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно);

-умеет составлять план, тезисы, конспект, приводит примеры, подбирает аргументы, формулирует выводы, отражает в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

- умеет перефразировать мысль (объяснить «иными словами»), выбирает и использует выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- использует для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

- умеет самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств);

-владеет навыками контроля и оценки своей деятельности, умеет предвидеть возможные последствия своих действий, искать и устранять причины возникших трудностей;

-умеет оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности, свое физическое и эмоциональное состояние;

-осознанно определяет сферу своих интересов и возможностей;

- соблюдает нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни;

- владеет умениями совместной деятельности;

-объективно оценивает свой вклад в решение общих задач коллектива;

-учитывает особенности различного ролевого поведения (лидер, подчинённый);





-оценивает свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;

-умеет использовать свои права и выполнять свои обязанности как гражданина, члена общества и коллектива ОУ.

Выпускник средней (полной) школы

-умеет самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- использует элементы причинно-следственного и структурно функционального анализа;

-умеет исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять характеристики изучаемого объекта;

-самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- участвует в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвигает гипотезы, осуществляет их проверку, владеет приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умеет отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»;

-самостоятельно создает алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирует полученные результаты;

-умеет создавать собственные произведения с использованием мультимедийных технологий, спользует разнообразные

средства, умеет импровизировать.

-умеет искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд), отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации адекватно поставленной цели;

— умеет переводить информацию из одной знаковой системы в другую, выбирает знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- умеет, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

-умеет выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью, свободно работает с текстами разных стилей, понимает их специфику;

-адекватно воспринимает язык средств массовой информации, владеет навыками редактирования, создания собственного текста;

-использует мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации, информации;

-умеет создавать базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владеет основными видами публичных выступлений, следует этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

-понимает ценности образования как средства развития культуры личности;

- объективно оценивает свои учебные достижения, поведение, черты своей личности; учитывает мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки;

- умеет соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

- владеет навыками организации и участия в коллективной деятельности: в постановке общей цели и определении средств ее достижения, конструктивном восприятии иных мнений и идей, учете индивидуальности партнеров по деятельности, объективном определении

своего вклада в общий результат;

-умеет оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования;

- осознает свою национальность, социальную, конфессиональную принадлежность, толерантен;

-определяет собственное отношение к явлениям современной жизни;

-умеет отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;

- осуществляет осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Таблица № 2

Последовательность действий учителя и учащихся

в технологии деятельностного обучения

п/п

Действия

Содержание действий

1.

Самоопределение к деятельности.

Организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке:

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- выделяется содержательная область деятельности («могу»).

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Учащиеся подготавливаются к проектировочной деятельности, учителем организуется:

- актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

- тренировка соответствующих мыслительных операций;

- создается проблемная ситуация, фиксируются затруднения учащихся в индивидуальной деятельности.

3.

Постановка учебной задачи.

Учащиеся:

-соотносят свои действия с имеющимся алгоритмом, способом деятельности по изучению теоретического материала, его структурирования, выполнения практического задания;

- выявляют и фиксируют причину затруднения.

Учитель:

-организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации.

Определяется цель деятельности и формируется тема урока.

4.

Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения.

- Выдвигаются и проверяются гипотезы;

— организуется коллективная деятельность учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий;

- новый способ действий фиксируется в устной и письменной форме.

5.

Первичное закрепление учебного материала.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют типовые задания на новый способ действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов.

6.

Самостоятельная работа.

Используется индивидуальная форма работы.

Учащиеся:

- самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действия;

- осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом;

- оценивают свою самостоятельную работу.

7.

Включение новых знаний в систему и повторение.

Новое знание включается в систему знаний.

Возможна отработка ранее изученных алгоритмов и подготовка к введению новых знаний на последующих уроках.

8.

Рефлексия деятельности (итог урока).

Организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности.

1. Умения в познавательной деятельности:

1.1. Использование различных методов познания: наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование;

1.2. Определение структуры объекта познания, выделение функциональных связей между частями целого;

1.3. Выделение причинно-следственных связей;

1.4. Умения различать структурные элементы знаний: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

1.5. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

1.6. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений.

2. Умения в информационно-коммуникативной деятельности:

2.1. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов;

2.2. Перевод информации из одной знаковой формы в другую (из таблицы, схемы, аудиовизуального ряда в текст).

3. Умения в рефлексивной деятельности:

3.1. Организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств);

3.2. Умение прогнозировать результат;

3.3. Поиск и устранение причин, описанных в заданиях трудностей, проблемных ситуаций;

3.4. Оценочные умения.

Технология проектирования учебного занятия

на деятельностной основе.

1 этап.

Составление Рабочей программы.

В пояснительной записке определяются предметные, метапредметные, личностные результаты.

В календарно- тематическом планировании прописываются указанные выше предметные, метапредметные, личностные результаты.

В календарно- тематическом планировании обосновывается тип учебного занятия:

- по изучению и первичному закреплению способов деятельности.

— по комплексному применению знаний и способов деятельности.

- по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

— по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст