Технология продуктивного чтения Выступление на семинаре

Технология

продуктивного

чтения.

Выступление на семинаре.

Актуальность: Мы живём в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Цель: Формирование читательской компетенции школьника.

Задачи: 1.Формировать технику чтения и приёмов понимания и анализа текста.

2.Развивать устную и письменную речи, овладевать речевой и

коммуникативной культурой.

Средство:Приёмы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.

Виды работ:

Чтение произведения и определения его жанра.

Чтение и пометка непонятных слов.

Чтение, нахождение отрывка по рисунку.

Чтение и рисование рисунка к прочитанному.

Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

Выразительное чтение отрывка рассказа(стихотворения) по собственному выбору.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).

Чтение, деление текста на части.

Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

Чтение текста и сбор пословицы из слов.

Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

Чтение по ролям.

Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.

Чтение предложений с использованием заменителей. (Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик).

Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, возмущением, насмешкой и т.д.

Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однокоренными членами предложения.

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Установление путём чтения причинно-следственных связей.

Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.

Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».

Чтение текста голосом героя.

Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.

Чтение стихотворения и пересказ его прозой.

Чтение и подбор из текста слов – признаков.

Чтение и объяснение одним предложением значение слова.

Чтение и дописывание предложений словами из текста.

Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.

Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

Чтение и разгадывание (составление) кроссвордов.

Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.

Чтение и заполнения таблиц словами из текста.

Чтение и выполнение (составление) тестовой работы.

Чтение и раскрашивание картины, используя Краски художника – Осени.

Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.

Чтение. Перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.

Чтение и пересказ от лица героя произведения.

Чтение, представление и описание героя произведения.

Чтение сказки и изменение хода событий.

Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

Чтение, придумывание продолжения рассказа.

Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.

Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».

Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?

Чтение, расшифровка обряда.

Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту6 описание места действия.

Рассмотрим один из видов работ: Составление рассказа по одному предложению. Предложение же возьмём из рассказа «Медведко» Д.Н.Мамина-Сибиряка. «Мы все вздохнули свободно, когда наконец, избавились от этого милого зверя. И когда весь дом пришёл в прежний порядок».

Задания: 1.Вычитать из этого предложения всю информацию фактуальную и подтекстовую.

2.Составить рассказ с опорой на эту информацию.

Фактуальная информация: речь идёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад жизни.

Подтекстовая информация: зверь сначала людям нравился, но теперь «милым» его называют с иронией чевидно, он плохо вёл себя, очень осложнял всем жизнь; возможно, он был дикий, не приспособленный к жизни в доме, или плохо воспитанный.

Вариант рассказа: У людей в доме жил зверь. Сначала, когда зверь только появился, он всем понравился, потому что был очень милый. Но потом всё изменилось: зверь нарушил весь уклад жизни в доме, всё пошло не так, и людям было нелегко. С трудом удалось от зверя избавиться, тогда все почувствовали себя свободно и жизнь снова наладилась.

При чтении целого произведения мы вычитываем подтекстовую, концептуальную информацию, задаём вопросы автору и иногда находим ответы в тексте, прогнозируем возможное развитие событий. (Для примера возьмём три отрывка из рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Медведко»)

МЕДВЕДКО

-Барин, хотите вы взять медвежонка? – предложил мне мой кучер Андрей.

(действие происходит где-то в конце 19-начале20века)

-А где он?

-Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом.

-Зачем же соседи отдают, если он славный? (Действительно, зачем? Что-то здесь не так)

-Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливается. (Кучеру понравился медвежонок)

Я жил на Урале, в уездном городе. Квартира была большая. Отчего же и



не взять медвежонка? В самом деле, зверь забавный. Пусть поживёт, а там увидим, что с ним делать. (слово «забавный» повторяется – от слова «забава»развлечение. Т.Е., медвежонка берут для забавыя, а там видно будет)

Сказано – сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принёс крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырёх ногах и ещё забавнее таращила такие милые синие глазёнки…

(действительно, симпатичный)

…Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка, и очень был рад, когда нашёлся знакомый, который его взял.( признал свою ошибку)

-Помилуйте, какой милый зверь! – восхищался он. – Дети будут рады. Для них – это настоящий праздник. Право, какой милый.(Мы знаем. Что ждёт новых хозяев. Знакомый рассказчика совершает туже ошибку. Какую?)

— Да, милый.. – соглашался я.

Мы все вздохнули свободно, когда наконец, избавились от этого милого зверя, и когда весь дом пришёл в прежний порядок.

Но наше счастье продолжалось недолго, потому что мой знакомый возвратил медвежонка на другой же день. Милый зверь накуролесил на новом месте ещё больше, чем у меня… (Возникает вопрос, что же он натворил?

…Что же мы будем делать с ним?- взмолился я, обращаясь к кучеру. – Я готов даже заплатить, только бы избавиться. На наше счастье, нашёлся какой-то охотник, который взял его с удовольствием. (В-с: Будет ли ему там хорошо?)

В-с: Какую концептуальную информацию мы можем вытащить из текста?

Варианты ответов: У каждого - своё место в природе.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»(А.де-Сент Экзюпери)

Казалось бы , решение задач технологии продуктивного чтения, является приоритетом уроков чтения, однако это не так. Попробуем в этом убедиться. Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что уч-ся не умеют решать текстовые задачи. И мы говорим детям: «Читайте внимательно задачу». А что значит читать внимательно? Это значит, при чтении необходимо вытащить всю скрытую (подтекстовую) информацию. Приведу пример.

Задача. У фермера на одной пасеке 85 ульев, а на другой 55 ульев. С первой пасеки сняли

на 1620 кг мёда больше, чем со второй. Сколько килограммов мёда сняли с

каждой пасеки, если с каждого улья получали мёда поровну?(сначала медленно

читаем текст задачи)

Повторное чтение первого предложения: Какая подтекстовая информация содержится в нём?

(На пасеках разное количество ульев. На первой пасеке ульев больше, на второй меньше)

Повторное чтение второго предложения:

Возник вопрос: Почему с первой пасеки собрали больше мёда? (Там больше ульев)

Теперь самое время вытащить концептуальную информацию.(В каких ульях находятся 1620 кг мёда?) Эти 1620кг содержатся в ульях, которые являются разностью.

Почему ученик не может решить задачу? Потому что не вычитал главную мысль.

Вычитывать фактуальную информацию уч-ся учатся уже в первом классе. Постепенно учатся вести диалог с автором, вычитывать подтекстовую информацию. В 3-4 классах уч-ся способны вытащить уже концептуальную информацию. Конечно, это происходит при анализе доступных для понимания произведений: сказках, небольших рассказах, фрагментах произведений классиков.

А теперь вернёмся к цели продуктивного чтения.

Какие УУД формируются при использовании предлагаемой технологии?

Познавательные УУД.

Формируем умения:

1.Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2.Представлять информацию в виде схемы;

3.Выявлять сущность, особенности объектов;

4.На основе анализа объектов делать выводы;

5.Обобщать и классифицировать по признакам;

6.Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД.

Формируем умение:

1.Слушать и понимать других;

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3.Офомлять свои мысли в устной форме;

4.Работать в паре.

Регулятивные УУД.

Формируем умение:

1.Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД.

Формируем:

1.Умение выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции;

2.Мотивации к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности;

3.Умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Заключение: сравним традиционный урок чтения и урок продуктивного чтения.

Традиционный урок Продуктивное чтение

До чтения. Учитель готовит До чтения. Ученики прогнозируют

к восприятию текста, например: содержание текстаПредложите, о чём

«Сейчас я расскажу вам о писателе» этот текст по его названию.. А иллюст-

или «Сегодня узнаем о». рация подтверждает это?» Возникает

мотивация к чтению.

Во время чтения. Во время чтения. «Читаем и ведём

Учитель сам читает вслух диалог с автором: задаём вопросы,

новый текст, дети слушают. прогнозируем ответы, проверяя себя

по тексту». Возникает читательская



интепретация.

После чтения. После чтения.

Ученики отвечают на вопросы Беседуем и уточняем позицию автора.

учителя и перечитывают текст

по заданиям учителя.