технологии_29668

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.

Прекрасное и красивое в человеке

Немыслимо без представления

О гармоническом развитии

организма и здоровья.

Н. Чернышевский

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников сегодня вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Исследования позволяют определить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

Стрессовая педагогическая тактика;

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

Провалы в существующей системе физического воспитания;

Интенсификация учебного процесса;

Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Одним из моих девизов при обучении с учениками является девиз « Не навреди!».

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

Частую смену позы

Потягивание

Встряхивание руками

Зевота

Закрывание глаз

Подпирание головы

Остановившийся взгляд

Ненужное перекладывание предметов

Разговор с соседом

Увеличение количества ошибок в ответе

Невосприятие вопроса

Задержка с ответом

Частые поглядывания на часы во время урока

Как сделать так, чтобы школьник начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий на уроках биологии.

Я строю свои уроки так, чтобы мои ученики осознали, что природа создала человека уникальным видом, видом, наделенным разумом, мы изучаем организм здорового человека, чтобы узнать свой организм и сохранить его здоровым на многие годы.

Преподавание биологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания, в проводимые внеклассные мероприятия.

Некоторые приемы работы в этом направлении я сейчас вам и раскрою.

Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока и психологический климат на урок.

Организация и сохранение в течение всей продолжительности урока психологического комфорта учителя и учеников- главное, что позволяет сохранить психическое здоровье. Психологический комфорт, атмосфера дружелюбия, уважения, душевности- все это формирует учитель. Для того чтобы сохранить психическое здоровье детей, использую на уроках принципы педагогики сотрудничества: полноценное межличностное общение, построенное на уважении к чужому мнению, на доверии.Своеобразным девизом, настроем на урок для меня является стихотворение Э. Асадова:

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем,

Запомни от светлых улыбок твоих

Зависит не только твое настроенье,

Но тысячу раз настроенье других.

Ежеурочные разминки в начале урока 10-15 сек:

Для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи

Для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах

Для зрения – поисковые движения глаз, различение цвета, размера

НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» используем прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА»

Посмотрите на свое лицо со стороны

Теперь на ту его часть, на которую села муха, а точнее на подбородок.

Сгоните муху мышцами лица

Она улетела на другое место – на щеку.

Снова сгоните муху

Муха перелетела на лоб

Сгоните муху со лба

-Почувствовали, как расслабилось ваше лицо?

Физкультминутки на 15-20 минутах урока на снятие:

Мышечного утомления с плечевого пояса

Мышц спины, кистей рук

Зрительного утомления

Минуты релаксации

Массаж активных точек

Чередование поз

Дыхательная гимнастика

Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

Уменьшает утомление и снижает отрицательное влияние однообразной рабочей позы

Активизирует внимание учащихся и повышает способность к восприятию учебного материала

Осуществляет «эмоциональную» встряску учащихся, дает возможность «сбросить» накопившийся груз переживаний и эмоций.

3.Подготовка учениками сообщений по различным темам.

Например: « Бактерии полезные и опасные»; « Грибы наших лесов»; « Пищевые добавки6 польза и вред» и др.

4.Разработка памяток.

Работа может быть как индивидуальной, так и групповой.

Например: « Опасные грибы», « Гигиена одежды и обуви», « Правила помощи при ожогах, обморожениях» и др.

5. Правильная организация урока.

Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Поэтому рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей;

6. Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок.

Особое внимание необходимо уделять на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты дом. Задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.

Внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование

Стимуляция внутренней мотивации – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

7. Проведение лабораторных и практических работ на уроках биологии.

Работы выполняются по инструкции, что облегчает их выполнение учениками. Выполняя работы ребята проводят исследование окружающей их среды, своего организма, собственного здоровья.

8. Материал учебника по биологии содержит достаточное количество информации о вреде алкоголя, курения, наркомании. Мы с ребятами находим различные виды представления информации об этом вреде. Ученики делают презентации, рисуют плакаты, находят стихи о вреде. Проводя такую работу дети готовят себя к тому, чтобы при встрече со здоровьеразрушающими веществами сказать им «Нет!».

Исходя из вышеизложенных компонентов организации учебного процесса, становится очевидным, что все это позволяет параллельно решать задачи школьников как в психологическом, так и в физических аспектах.. Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и снизить до минимума негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.

Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Здоровьесберегающие

технологии на уроках биологии