Технологии модернизации обучения на основе активизации деятельности учащихся

Муниципальное

общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» Управление образования Администрация городского округа Электросталь Московской области144007, Московская область, г.о.Электросталь, ул.Мира 24 в, тел.:3-56-27

2010

«Технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся»

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы:

Зиннатова Елена Сергеевна

«Технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся»

В объяснительной записке к программам по русскому языку, а также в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегии модернизации содержания общего образования» (М., 2001) указано, что целью обучения русскому языку является формирование у учащихся следующих компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенций, что заложено в обновленных программах и учебниках для основной и средней школы.

Название темы ШМО обращено к формированию коммуникативной компетенции, т.к. она является одной из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.

Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимися и учителем основаны на сотрудничестве.

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

Специфика компетентностного подхода состоит в том, что усваивается не «готовое знание», предложенное к усвоению, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Ребенок открывает мир.

Исследования психологов и социологов показывают, что школьники испытывают сильнейшую потребность в общении, больше половины учащихся предвыпускных и выпускных классов сориентированы в школе на коммуникативную деятельность. Следовательно, нужно объединить общение и учение в единое целое. При таком подходе стать активным участником познания ученику помогает диалоговая форма урока.

Диалоги на уроках литературы особенно продуктивны. Участие в них развивает дар слова, оттачивает мысль, учит импровизации, формирует умение отстаивать свои позиции.

Текстоцентрический подход в формировании речевых и коммуникативных компетенций обучающихся

Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, — это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Текст — основная дидактическая единица. Поэтому один из ведущих принципов — насыщенность урока текстами, художественными, научно-популярными, учебными.

Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображённое в них. Учащиеся должны запоминать непроизвольно образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы из них в своей речи как образцы. Организованная работа с текстом должна вести к непроизвольному запоминанию образцовых текстов.

Использование текста как речеведческого понятия в качестве опорного, ключевого не только на уроках развития связной речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса позволяет создавать условия для интеграции курса русского языка и литературы.

При этом грамматический материал на каждом этапе изучается, обобщается и используется в речевом аспекте. Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства связи, проводят наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций. Анализируют смысловую и стилистическую роль порядка слов, текстообразующую и стилистическую функцию разных типов простых предложений, синонимию синтаксических конструкций. Работают над лексическими и синтаксическими средствами выражения в речи различных смысловых отношений, литературной нормой языка и разного рода отклонениями от неё.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом: — комплексная работа с текстом; — лингвистический анализ текста — тематические (речевые) уроки; — «самодиктанты»; Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). — лексические разминки; — сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение; — редактирование текста; — различные виды диктантов; — интеллектуально-лингвистические упражнения; — работа с текстами-миниатюрами; — сравнение 2-х текстов; — письмо- коммуникативные и игровые ситуации. Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например: — лингвистическая лаборатория — урок-практикум; — урок-исследование; — урок — творческая мастерская; — урок-тест; — урок-конкурс; — урок-игра. Об этом мы поговорим на след. ШМО.

Уже в 5 классе начинается работа по формированию речевых компетенций. Даются основные понятия лингвистической речи: стили, типы речи, их композицию, способы связи предложений в тексте, владеть умениями и навыками анализа текста.

Проверяется уровень сформированности речевых компетенций на ЕГЭ.

При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ особое внимание стоит обращать на задания, связанные с речеведческими умениями школьников, особенно части С, где требуется дать развернутый ответ текста. Анализ сочинений выпускников показал следующие серьезные недостатки:

1) пересказ вместо четко сформулированной темы и идеи текста;

2) компоненты знаний, понятийной системы, выраженные в сочинении, опираются на общественные стереотипы (религиозные, социальные, бытовые), которые используются в неразвернутом виде, часто ложно понятом;

3) неумение верно оформлять собственное письменное высказывание:

отсутствие логики в следовании микротем, бедность лексико-грамматического строя речи выпускника; отсутствие умения аргументированно выражать личностную позицию;

4) личностная позиция проявляется слабо: заметных общеязыковые штампы, недостаток собственного взгляда на поднимаемую в тексте проблему,

5) коммуникативные свойства текстов отличаются повышенной эмоциональностью там, где этого не требуется, недостаточной логической организацией там, где это необходимо, и излишним демагогическим пафосом там, где отсутствуют конкретные знания;

6) большое количество речевых ошибок.

Таким образом , коммуникативные технологии обучения русскому языку помогают сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.

Педагогические технологии (Понятие не является общепринятым в педагогике)

. Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъект-объектной педагогике (Я.А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение (учителя) передает опыт. Подготовить ребенка к жизни — это конечная цель системы. Принципиально важно — что и как формировать у него для ее достижения.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ребенок как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать?

Педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторон никое, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.

Способы умственных действий (СУД)

Знания, умения, навыки (ЗУН)

Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)

Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

• Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

• Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

• Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

Технологии присущи:

целевая направленность

научные идеи, на которые она опирается

процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, система действий учителя и ученика, цикл управления

совокупность приемов и методов

проектирование и организация процесса

системность (алгоритмичностьелай раз,делай два,делай три),

воспроизводимость (тиражируемость),

-прогнозируемый, гарантированный результат,

-исчерпывающая оптимальность (как характеристика необходимого и достаточного),

-природосообразность, (присущая всем антропологическим технологиям),наличие комфортных условий

Ограничения в использовании

Классификация педагогических технологий (более 130)

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип — педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлек торные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам — ЗУН); операц онные (формирование способов умственных действий — СУД); эмоциональнохудожественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности — СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы —

сдп).

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных -комбинируется из элементов различных монотехнологий.

• По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.

Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько -дидактических систем):

1) классическое лекционное обучение (управление — разомкнутое, рассеянное, ручное);

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;

5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) — групповые, дифференцированные способы обучения;

6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) — индивидуальное обучение;

8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

- Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий. а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «вин тик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением ини циативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидакто-центрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные от ношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми глав ными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством дос тижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со трудничества, сотворчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании — Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс — это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Способу методу средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллю тративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

- массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

- технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

- технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

• И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и Др.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных — «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.).

Споры о понятиях «методика» и «технология»

Методика- своеобразная для каждого педагога последовательность учебных ситуаций, необходимых для достижения той или иной учебной цели

Методика- свод правил ,приемов, средств ,с помощью которых происходит передача опыта, складывается в рамках и на основе 6 парадигм: опытно-практической ,догматической , объяснительно- иллюстративной, адаптированной, развивающей и культурологической

Технология-это универсальная, легко воспроизводимая последовательность учебных ситуаций, необходимая для гарантированного природосообразного достижения той или иной учебной целиЭто конкретная система использования тех правил (целей, прнципов, методов, форм, которые выработала методика с учетом времени, места, условий педагогического процесса

Современные технологии обучения:

обучение укрупнёнными дидактическими единицами (обобщённые характеристики, правила, опорные сигналы, единицей организации может быть урок, учебный день, неделя.)

организационно – деятельностные, имитационные игры (имитируют реальную действительность, помогают вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности учащихся, моделируют ее)

технология коллективного способа обучения (групповая деятельность, пары постоянного и сменного состава)

технология полного усвоения знаний (блоки, модули, материал распечатан как миниучебник или компьютерный вариант, каждый блок имеет разноуровневые задания и сопровождается дидактическими и контрольными текстами, переход к новому блоку происходит после усвоения предыдущего,

кейс-технология,

компьютерные технологии,

технология проблемного обучения

развития критического мышления учащихся

технология проектного обучения

технологии личностно-ориентированного обучения

программированное обучение

интегрированное обучение

вальдорфская педагогика

технология развивающего обучения

технология коллективного взаимодействия

технология поэтапного формирования умственных действий

технология адаптивного обучения

технология концентрированного обучения

технология проектного обучения

технология дистанционного обучения

технология разноуровнего обучения

авторские технологии обучения

развития критического мышления учащихся

Технология обучения В. Ф. Шаталова:

изложение теоретического материала крупными блоками в быстром темпе,

использование при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов)

подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебных задач

письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам,

быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала

общее фронтальное решение совместное с учащимися типичных задач

проверка цепочкой (у первого проверяет учитель…….

активная взаимопомощь, парный взаимоконтроль

уроки открытых мыслей

Блочно-модульная система обучения

Студент самостоятельно обучается по индивидуальной программе, это самоуправляемый рефлексивный процесс, самооценка, индивидуальный темп

Учитель- тьютор (цели, советы, уровни усвоения, дифференциация содержания и дозы помощи, организация учебной деятельности в разной форме

Модульное обучение- оформление учебного материала в виде законченных единиц (обобщение, укрупнение, систематизация материала).

Блоки состоят из модулей. (Лекция — практикум – лабораторная работа — экскурсия – семинар – учебная конференция — коллоквиум – консультация – зачёт-экзамен ,)

Ряд ученых указывают на необходимость единства содержания и используемых технологий. Материал распечатан как мини учебник или компьютерный вариант, каждый блок имеет разноуровневые задания и сопровождается дидактическими и контрольными текстами, переход к новому блоку происходит после усвоения предыдущего,

Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение- приобщение к жизни, конструирование новых объектов, имитационная игра, общение, творчество, элементы исследования, межпредметный характер

Проектное обучение – создание материального или интеллектуального продукта – от замысла до результата (работа в группе, формирование ключевых компетенций)