Технологии критического мышления

Формирование критического мышления на уроках

английского языка через творческие задания.

« Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет, с её пустословием, прописными истинами, безнадёжно устаревшими учебниками, письменными работами, зубрёжками». Американский педагог С Френе.

Сегодня задачи перед педагогами – обеспечить обязательный уровень знаний, умений, навыков учащихся, подготовить к ЕГЭ и всесторонне развить личность учащегося, её интеллектуальные, творческие способности, интерес к познанию.

На уроках зачастую не используются проблемные ситуации, диалоговые, игровые, задачные, проблемные технологии, а материал преподносится как сумма фактов, не подвергающаяся критической оценке.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Для выполнения этой задачи учитель должен отлично владеть технологией критического мышления, которая включает учащихся в образовательный процесс.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать атмосферу учения при помощи учащихся активно работающих, сознательно размышляющих, отслеживающих, подтверждающих, опровергающих или расширяющих знания.

Происходит не присвоение « готовых» знаний, а конструирование своих.

Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов, осмысление, рефлексию.

Первая стадия – вызов – она позволяет обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме и побудить их к активной работе.

Вторая стадия – осмысление – даёт новую информацию, позволяет её осмыслить и соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия – позволяет учащимся целостно осмыслить и обобщить полученную информацию, получить новые знания, сформировать собственное отношение к изучаемому, то есть закрепить материал, проверить усвоение.

Науке известно много приёмов технологий формирования критического мышления: инсерт ( система записи для эффективного чтения и размышления – маркировка текста – у — +?) мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками и вопросы Блума, кластеры, синквейн, продвитнутая лекция, эссе, перепутанные логические цепочки, таблица З-Х-У, взаимоопрос и др.

Мы остановимся на некоторых из них, которые вошли в практику нашей работы.

« Мозговая атака» используется с целью активизации имеющихся знаний при работе с фактическим материалом. Когда ученики уже знают названия многих стран мира, мы даём задание на дом – выбрать страну, где говорят на изучаемом нами языке, и составить презентацию, подобрав и адаптировав материал из интернета по следующим вопросам: географическое положение страны, столица страны, главные достопримечательности страны и столицы, наиболее известные города, реки, горы, известные люди и т.д. ( набор вопросов зависит от класса). Весь материал подтверждать фотографиями. Получается тематический альбом.

Такую же работу мы провели по теме « Спорт». Дети с большим удовольствием выполняли эту работу и отвечали не только на уроках, но выступили и для других классов.

Каждый урок учебника мы заканчиваем « Групповой дискуссией». Для этого накануне на уроке мы вместе с классом составляем вопросник по пройденной теме – это первая стадия – вызов – обобщение имеющихся знаний. На дом задаётся вторая стадия – осмысление – подбор новой информации и соотнесение её с уже имеющейся. В классе, на следующем уроке – третья стадия – рефлексия – формирование собственного отношения к изучаемому материалу и проверка усвоения. Отлично проходят темы: « Охрана окружающей среды», « Проблемы отцов и детей» и др.

Очень полезно вводить новый текст технологией «Чтение с остановками и вопросы Блума». Текст заранее делится на смысловые части, раздается задание парам учащихся: понять содержание, оценить интерес, проанализировать данный фрагмент, использовать информацию ( задания варьируются в зависимости от класса).

При обсуждении текста учащиеся задают вопросы отвечающим для лучшего понимания содержания.

Очень интересная технология « Знаю – Хочу знать – Узнал».

По этой технологии мы сделали с учениками старших классов две презентации о жизни и деятельности Британских поэтов Роберта Бёрнса и Эдгара Аллана По. А также составили сценарий для гидов по школьной картинной галерее художников Солнцева и Переделкино.

Технология « Взаимоопрос» может употребляться с самого начала изучения языка. Пары учащихся читают текст, останавливаются после каждого абзаца и задают вопросы друг другу.

Использование технологий критического мышления приучает учащихся к самостоятельной работе. Примеры простые:

- проверка домашних заданий путём составления вопросников;

- создание тестов;

- перепутанные логические цепочки;

- планы сочинений;

- цитаты для эпиграфов;

- составление кластеров и т.д.