Технологии инклюзивного образования включение детей с особыми потребностями в образоват

Брагина С.Б.,

учитель русского языка

и литературы,

высшая к.к.,

МАОУ «Средняя школа № 17»

Каменск-Уральский

Технологии инклюзивного образования: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду учреждения через внеурочную деятельность

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году. На сегодня актуальным является принятие нового документа — Национальной стратегии действий в интересах детей до 2020 года. Данная стратегия включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование».

На мой взгляд, единой концепцией, способной объединить инновационные устремления педагогического сообщества, сегодня должна стать идеология инклюзии.

Инклюзия означает полное включение детей с различными образовательными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети.

В классе, где являюсь классным руководителем, я выделила для себя условно две категории детей: обычные дети и дети с особыми образовательными возможностями. В свою очередь, и та и другая группа детей подразделяются еще на много составляющих. Однако, тема моей работы связана с дифференцированным подходом в воспитательной деятельности к детям второй группы. На этой составляющей я остановлюсь подробнее.

Опять же, исходя из своей педагогической практики, я выделила среди категории детей с особыми потребностями в образовании три подгруппы:

Дети с повышенной мотивацией к учебной деятельности.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

Мы часто на педагогических совещаниях обсуждаем вопросы взаимодействия, воспитания и образования детей с повышенной мотивацией к учебной деятельности. Мой класс в этом плане не исключение. В классе, где я являюсь классным руководителем, есть такие дети. Моя работа с ними строится через организацию воспитательной работы, через систему дополнительного образования. Помимо того, что являюсь классным руководителем, преподаю в классе учебные предметы (русский язык, литература, риторика), я руковожу тремя детскими объединениями («Литературный клуб», клуб «Музейное дело», клуб «Журналистское дело»). Таким образом, организую работу с талантливыми детьми, предоставляя им не только возможность выбора направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

А как же быть в это время с остальными детьми, с теми, кто не имеет повышенного интереса к учебной деятельности? Я нашла такой выход. Ребенок с повышенной мотивацией к учебной деятельности, выбирая тему проекта, набирает в свою команду тех ребят из класса, что не участвуют в исследовательских проектах. Эти ребята помогают своему «творческому руководителю» в плане организационных моментов – помочь найти данные по теме, какую-либо литературу, распечатать цветные иллюстрации (если есть такая возможность), переключать слайды презентаций во время репетиции и на защите проекта и т.п. В конечном итоге, от этого выигрывает и ученик с повышенной мотивацией к учебной деятельности (развиваются организаторские, коммуникативные способности; предоставляется возможность большего изучения материала; чувствует себя более уверенно), и остальные ребята (чувствуют себя одной целой командой, ощущают свою нужность, заинтересованность в себе, помогают друг другу, сопереживая. Конечный продукт, результат воспринимают как свой; осознают, что в данном результате есть и доля их участия), и классный руководитель (совместное проживание школьной жизни учениками класса формирует терпимые, доброжелательные отношения детей друг к другу).

Те же технологии педагогической инклюзии успешно применяю при воспитании детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Эти дети так же нуждаются в особом внимании и взрослых, и сверстников. В моем классе 10 учащихся не имеют отца, мамы самостоятельно воспитывают своих детей. Есть в классе и опекаемый ребенок, который к тому же воспитывается одним опекуном. Эти дети очень уязвимы, поскольку они не понимают природу своих эмоций и не всегда реагируют правильно на происходящие вокруг них события. Для этих детей социальная адаптация гораздо важнее интеллектуального развития. Я считаю, что важнее всего воспитать ребят дружелюбными: тогда они всегда будут вызывать у окружающих симпатию и желание помочь. Одно из наиболее важных, но довольно трудно приобретаемых качеств — способность располагать людей к себе. Уметь привлекать других дружелюбием, легкостью, чтобы обратиться к ним за помощью или предложить свою помощь — чрезвычайно ценное качество. Как классный руководитель, я стараюсь, чтобы такие дети принимали участие во всех школьных и внешкольных мероприятиях: концертах, конкурсах, спортивных школьных состязаниях, участвовали в подготовке и проведении классных часов по различной тематике, принимали участие в различных акциях милосердия.

Существует сегодня и еще одна проблема: у значительной части обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе и в моем классе, обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

Так, среди детей с ограниченными возможностями здоровья выделяются следующие группы:

Дети с патологическими состояниями сердечно — сосудистой системы.

Дети с патологией развития органов дыхания.

Дети с патологией развития почек и органов мочевыделения.

Ребенок с сахарным диабетом (ребенок-инвалид).

Дети с заболеванием глаз, со стойким снижением остроты зрения.

Дети с речевыми нарушениями.

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути к нормальной жизни, к их интеграции в общество. Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. У таких детей наблюдается высокий уровень тревожности, связанный с частыми госпитализациями и переживаниями по поводу физических недостатков. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного ребенка. Поэтому организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Я «включаю» таких детей в жизнь школы за счет совместных кружков по интересам, хобби и организации культурно-массовых мероприятий. 

Так ребёнок с особыми образовательными потребностями постепенно учится принимать участие во всех сферах жизни общества, тем самим, переставая быть обузой для государства, семьи и общества. А «обычные» ученики, помогая с детства тем, кому нужна помощь, учатся чувствовать и ценить любовь и поддержку, а это, наверно, самое человечное в человеке. У всех детей, задействованных в инклюзивном образовании, развивается чувство взаимопомощи, взаимовыручки, стираются барьеры в общении, формируется активная гражданская позиция. 

Итак, обозначим ключевые направления воспитания, которые должны лечь в основу деятельности классного руководителя, работающего с детьми с особыми образовательными возможностями: во-первых, это регулирование сложной системы взаимоотношений в классе, где учащиеся получают первые социальные навыки, порой оказывающие заметное влияние на их будущее; во-вторых, это восполнение дефицита полноценного общения, который испытывают многие современные дети; в-третьих, это решение задачи психологической защиты детей с ограниченными возможностями здоровья от негативного влияния некоторых взрослых, семьи, социума; в-четвертых, чтобы реализовать сложнейшие задачи воспитания, классному руководителю необходимы серьезные личностные ресурсы.

Практика показывает, что здесь возникает ряд специфических проблем и особенностей. Первая проблема связана с востребованностью коммуникативных умений классного руководителя. Вторая проблема заключается в необходимости классному руководителю постоянно накапливать новые знания по различным отраслям: здоровье, безопасность, литература, экология, психология и др. Третья проблема состоит в недостаточных условиях для сосредоточения на таких детях из-за большого числа учеников, отсутствие спецтехники и рекомендации учителю. Четвертая проблема – это неосознанное склонение взрослых к позиции преувеличенной заботливости.

На мой взгляд, успешным прошел в классе проект «Создай герб своего класса». Благодаря тесному сотрудничеству всех ребят, у нас появился свой герб. Сейчас эскиз нашего продукта участвует в Фестивале-конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно такой ребенок разработал проект герба, который и стал нашим символом. Я не буду рассказывать про все то, что заложил мальчик в свой классный герб. Остановлюсь только на негербовой фигуре двух учеников, зачитав комментарий к ним: « Зеленый цвет – это символ безопасности. Люди, предпочитающие зеленый цвет – надежные и великодушные. Не случайно на нашем гербе один из учеников изображен в зеленом цвете. Второй ученик показан на гербе в оранжевом цвете, а этот цвет обозначает творческую активность, дружелюбие и открытость. Это символ того, что ученики нашего класса — настоящие друзья! Мы всегда помогаем друг другу в учёбе, на тренировках, в играх. То, что два ребенка окрашены в разные цвета не случайно. Этим мы хотим сказать то, что в классе мы все разные: разные по национальности, по темпераменту, по состоянию здоровья. Но мы вместе, мы равные, мы толерантны по отношению друг к другу. Поэтому фигуры двух учеников на щите нашего герба – сходящиеся: передние их части обращены одна к другой».

Воспитательная работа с классом дает возможность нам учить детей проявлять терпимость и доброту, сострадание и милосердие, учить их поддерживать друг друга, рушить стереотипы и границы между людьми, а значит, именно так мы можем вырастить сильное, зрелое, толерантное, уверенное в себя поколение детей.

Список литературы

Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2020 года (разработанный Комиссией под руководством В.А. Петренко).

Материалы  Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России».

Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? // Семья и школа, 1997, № 7

Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы. Материалы международной конференции 2008 года // Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008